Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 10
Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва
Действующее в настоящее время законодательство о государственной гражданской службе допускает достаточно серьезные и не всегда, по мнению авторов, обоснованные отступления от конкурсного порядка замещения должностей при замещении их из кадрового резерва.
Как известно, основным способом замещения должностей государственной гражданской службы является конкурс. Именно конкурс позволяет выбрать из числа претендентов на замещение вакантной должности наиболее достойных и наиболее способных к реализации сложных задач управления государством. "Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе" [1]. А.В. Гусев также отмечает, что "конкурс - это наиболее демократический источник пополнения государственного аппарата "свежими" кадрами, препятствующий превращению системы государственной службы в замкнутую бюрократическую систему" [2].
На основе конкурса
Конкурсный порядок замещения должностей был предусмотрен еще Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственной службы) <1>. Однако на практике конкурс в государственных органах проводился крайне редко [3]. Можно согласиться с А.В. Гусевым, что во многом это было вызвано тем, что какой-либо ответственности за игнорирование требований Закона о проведении конкурса для руководителей государственных органов не устанавливалось. Не предусматривалось негативных последствий и для граждан, поступивших на службу с нарушением конкурсного порядка [2].
--------------------------------
<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Действующий Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009, далее - Закон N 79-ФЗ) в ст. 22 закрепил положение, согласно которому поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по общему правилу по результатам конкурса. В то же время ч. 2 и 3 ст. 22 Закона N 79-ФЗ содержат целый ряд исключений из этого правила. Одним из таких случаев является замещение вакантной должности лицом, находящимся в кадровом резерве.
Прежний Закон об основах государственной службы такого положения не содержал, однако оно было предусмотрено Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утв. Указом Президента РФ от 29.04.1996 N 604 (далее - Положение о проведении конкурса 1996 г.) <2>. Нужно сказать, что данное исключение из общего правила замещения должности государственной службы по конкурсу прошло все судебные инстанции, включая Конституционный Суд РФ. Попытаемся на конкретном примере разобраться, в чем заключается суть проблемы.
--------------------------------
<2> Документ утратил силу.
Спорная ситуация
Архипов В. обратился в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействующим (незаконным) п. 3 Положения о проведении конкурса 1996 г. Указанным нормативным актом было установлено, что конкурс в государственном органе объявляется при наличии вакантной государственной должности и отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения. Другими словами, при наличии кадрового резерва конкурс не проводился. В этой связи Архипов В. ссылался на то, что оспариваемый пункт Положения в части названных слов не соответствует Закону об основах государственной службы и нарушает его право на доступ к государственной службе.
Верховный Суд РФ принял во внимание, что конкурс на замещение вакантной должности проводится в целях обеспечения равного доступа граждан к федеральной государственной службе и повышения профессионального уровня федеральных государственных служащих. В этой связи Законом об основах государственной службы было установлено, что все претенденты должны назначаться на должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" по результатам конкурса. Нужно заметить, что первоначально каких-либо исключений для назначения претендентов из числа кадрового резерва на государственные должности государственной службы указанных групп категории "В" установленный Законом порядок не содержал.
С учетом этих обстоятельств Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт Положения в части указанных слов, как противоречащий федеральному закону, подлежит признанию недействующим, и требования Архипова В. удовлетворил (Решение ВС РФ от 21.10.2003 N ГКПИ03-1131).
Однако уже Кассационная коллегия Верховного Суда РФ это Решение отменила (Определение ВС РФ от 27.11.2003 N КАС03-559). Аргументация была следующая: согласно абз. 4 п. 7 ст. 21 названного выше Федерального закона, назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Из содержания приведенной нормы следует вывод, что она регулирует порядок назначения на государственные должности названных групп категории "В" граждан, которые впервые или вновь поступают на государственную службу, позволяя им посредством конкурса реализовать свое право на равный доступ к федеральной государственной службе, а государственному органу - отобрать для государственной службы граждан, обладающих необходимыми нравственными и профессиональными качествами.
Федеральный закон, по мнению Суда, установив конкурсный порядок поступления на государственную службу, не определил порядок замещения вышестоящей должности государственной службы государственными служащими, включенными в кадровый резерв на выдвижение на вышестоящие должности. Президент РФ, действуя в пределах своей компетенции, восполнил этот пробел, установив в Положении 1996 г. такое условие проведения конкурса, как отсутствие резерва государственных служащих для замещения вакантных государственных должностей 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В".
Дело в итоге дошло и до Конституционного Суда РФ, который сформулировал по нему следующую правовую позицию (Определение от 18.06.2004 N 198-О).
Позиция Конституционного Суда
Статья 32 (ч. 4) Конституции РФ, закрепляя право российских граждан на равный доступ к государственной службе, не устанавливает порядка и условий, обеспечивающих реализацию данного конституционного права. Регулирование этих вопросов осуществляется законодателем.
Предусмотренный оспариваемым положением порядок назначения на основе конкурсного отбора на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" не препятствует участию в конкурсе любого из претендентов на эти должности, отвечающего предъявляемым законом требованиям, и тем самым создает им равные возможности для реализации права, провозглашенного в ст. 32 (ч. 4) Конституции РФ.
Между тем конкурс не является единственным условием для замещения вакантных государственных должностей государственной службы. Они могут быть замещены и путем перевода государственных служащих с учетом их профессионализма и компетентности с одной государственной должности на другую, что не может расцениваться как нарушение равенства в доступе к государственной службе.
Таким образом, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что конкурсный отбор на замещение вакантной должности государственной службы предусмотрен Законом об основах государственной службы в отношении граждан, впервые или вновь поступающих на государственную службу. Те же лица, которые уже состоят на государственной службе, вправе по своему желанию участвовать в конкурсе на замещение иной должности государственной службы.
В этой связи указанный выше Закон не исключал и иных (помимо конкурса) возможностей замещения должности государственной службы в порядке должностного роста. Например, государственный служащий по решению представителя нанимателя мог быть переведен на вышестоящую должность.
Новеллы законодательства
На наш взгляд, основной и принципиальной новеллой Закона N 79-ФЗ в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры, в т.ч. на переводы в порядке должностного роста. Исходя из буквального понимания ст. 22 указанного Закона, замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса. Нужно сказать, что в следующем Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее - Положение о конкурсе 2005 г.), также предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе. Это наглядно свидетельствует, что перевод гражданского служащего на вышестоящую должность по общему правилу должен быть опосредован процедурой конкурсного отбора.
Вместе с тем не следует думать, что означенная выше проблема утратила свою актуальность в связи с принятием Закона N 79-ФЗ. В числе прочих исключений из процедуры конкурсного отбора на должность гражданской службы Закон прямо называет замещение такой должности лицом, состоящим в кадровом резерве. Статья 64 Закона N 79-ФЗ закрепляет правило, согласно которому вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. И только при отказе гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу.
Правда, здесь нужно отметить, что с принятием Закона N 79-ФЗ ситуация с бесконкурсным назначением резервистов несколько изменилась в связи с тем, что сам кадровый резерв теперь формируется на конкурсной основе. Однако полностью проблему считать решенной нельзя. Дело в том, что наряду с формированием кадрового резерва на конкурсной основе (что по замыслу законодателя должно быть общим правилом) действующим законодательством предусмотрен и внеконкурсный порядок включения гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв. В связи с этим некоторые авторы высказывают обоснованное опасение, что на практике начнут формироваться специализированные резервы, которые будут существовать параллельно с декларативным кадровым резервом государственного органа для замещения должности гражданской службы, формируемым по результатам конкурса. "В этом угадывается апробированный уже чиновниками прием сведения на нет конституционной гарантии граждан на равный доступ к государственной службе... Специализированным резервом "в порядке должностного роста" будет очередной раз легализовано квазиконкурсное (читай - келейное) назначение на вакантные государственные должности чиновников-резервистов, которые неизвестно (естественно, для общественности) когда и каким образом прошли конкурсный отбор" [4].
Без конкурса
Выше мы уже упоминали случаи, когда вакантная должность государственной гражданской службы замещается без проведения конкурсной процедуры. Очевидно, что в этих случаях не проводится и конкурс на включение соответствующего гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв. Например, это в полной мере должно относиться к случаям ликвидации государственного органа или сокращения должностей (ст. 31 Закона N 79-ФЗ), а также к гражданским служащим, неспособным выполнять свои обязанности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 28).
Необходимо учитывать и положения ст. 39 Закона N 79-ФЗ, согласно которой служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв.
Помимо этого, согласно ст. 48 Закона N 79-ФЗ, по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение о том, что гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. В этом случае в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Очевидно, что такой гражданский служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации вне конкурса. Как нам представляется, этот последний случай внеконкурсного формирования кадрового резерва, что называется, выпадает из общего ряда. Действительно, только в этом случае гражданский служащий включается в кадровый резерв без конкурса для замещения вышестоящей должности государственной гражданской службы.
Мысль законодателя в данном случае вполне понятна: задача аттестационной комиссии в том и заключается, чтобы выяснить, способен ли гражданский служащий замещать ту или иную должность государственной службы. Однако не следует забывать, что конкурс - это не только "особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением государственной конкурсной комиссии" [5], но и организационно-правовая форма "реализации конституционного права равного доступа граждан к государственной службе, состоящая в особом порядке отбора кандидатур на вакантные должности государственной службы" [2]. Нужно сказать, что ранее действовавшим Законом об основах государственной службы было прямо предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. В действующем Законе такое указание отсутствует. Статья 22 Закона N 79-ФЗ лишь устанавливает, что конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Между тем, согласно Положению о конкурсе 2005 г., конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Совершенно очевидно, что конкурс преследует две задачи: во-первых, обеспечивает право на равный доступ к государственной службе и, во-вторых, способствует повышению профессионального уровня гражданских служащих.
Цель же аттестации несколько иная: она проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Другими словами, отождествлять эти процедуры нельзя, поскольку, в отличие от конкурса, аттестация не преследует цели обеспечения равного доступа граждан к государственной службе. В этой связи нам представляется недопустимым бесконкурсное включение в кадровый резерв на замещение вышестоящей должности гражданских служащих по результатам аттестации. На наш взгляд, особый, бесконкурсный порядок формирования кадрового резерва допустим только в качестве государственной гарантии гражданскому служащему, с целью сохранения за ним при наличии уважительных обстоятельств соответствующей должности гражданской службы.
Формирование кадрового резерва
Иначе говоря, наличие двух способов формирования кадрового резерва (конкурсного и внеконкурсного) должно быть обусловлено двумя целями, для которых он создается. В одном случае это поступление на гражданскую службу либо замещение иной должности гражданской службы в порядке должностного роста, что предполагает конкурсный порядок формирования. В другом - предоставление гражданскому служащему социальных гарантий в виде сохранения за ним должности гражданской службы при наличии предусмотренных законом обстоятельств. В этом последнем случае включение в кадровый резерв должно производиться без проведения конкурса.
По этому же принципу должна формироваться и структура кадрового резерва. Закон N 79-ФЗ вообще не содержит положений о структуре кадрового резерва. Между тем в зависимости от цели включения гражданского служащего в кадровый резерв подобная структура явно напрашивается.
Таким образом, действующее законодательство действительно содержит предпосылки создания специализированных кадровых резервов, которые формируются на бесконкурсной основе. Более того, в некоторых субъектах РФ они уже существуют на практике.
На наш взгляд, наличие такой "лазейки" в законе, возможности обойти процедуру конкурсного отбора на замещение вакантной должности государственной службы во многом связано с неверным толкованием положений Закона N 79-ФЗ. В самом деле, согласно ст. 22 указанного Закона, конкурс на замещение должности гражданской службы не проводится в случае назначения на эту должность гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Аналогичное положение закрепляется и в ст. 64: вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Таким образом, буквальное толкование ст. ст. 22 и 64 позволяет сделать вывод, что назначение на должность государственной гражданской службы гражданина или гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, вне конкурса возможно только в том случае, если сам резерв был сформирован на конкурсной основе. Иными словами, если имело место включение гражданина в кадровый резерв без проведения конкурсной процедуры, то его назначение на вакантную должность гражданской службы должно осуществляться по результатам открытого конкурса.
Можно привести пример и еще одной нормы Закона N 79-ФЗ, которая косвенно подтверждает этот вывод. В соответствии с ч. 10 ст. 58 "при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе". На наш взгляд, эта норма достаточно однозначно свидетельствует, что, во-первых, на гражданской службе могут формироваться два вида резервов, во-вторых, в определенных случаях и при замещении вакантной должности государственной гражданской службы служащим, состоящим в кадровом резерве, должен проводиться конкурс.
Как нам представляется, подобный подход позволит устранить возможность келейного формирования кадрового состава государственной службы и обеспечить реализацию гарантированного Конституцией РФ права равного доступа к государственной службе.
Закрытый конкурс
Наконец, нельзя обойти вниманием и еще одну проблему, связанную с назначением на вакантную должность государственной службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве. Следуя элементарной логике, гражданские служащие, которые включаются в кадровый резерв для замещения вакантных должностей в порядке должностного роста, должны ранжироваться в зависимости от категории должности, на которую они могут претендовать. В разных субъектах РФ этот вопрос решается различным образом.
Пример. Так, Временное положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе в исполнительных органах государственной власти Астраханской области (утв. Постановлением губернатора Астраханской области от 21.04.2009 N 179) устанавливает различные требования для включения в состав кадрового резерва на замещение должностей различных категорий и групп.
Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ставропольского края (утв. Постановлением губернатора Ставропольского края от 25.07.2008 N 596) предусматривает, что резерв формируется с учетом конкретных должностей, причем на каждую должность гражданской службы в кадровый резерв органа государственной власти подбирается, как правило, не более двух кандидатов.
Между тем согласно ч. 7 ст. 64 Закона N 79-ФЗ вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу. Возникает вопрос: как в этом случае будет решаться вопрос выбора из нескольких претендентов на замещение должности гражданской службы, состоящих в кадровом резерве? Здесь возможны два варианта: либо решение этого вопроса относится на усмотрение представителя нанимателя, либо должен проводиться отдельный конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы среди лиц, состоящих в кадровом резерве.
Исходя из формулировки ч. 7 ст. 64 Закона N 79-ФЗ (вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя), более правильным с точки зрения закона представляется первый вариант. Однако подобный подход представляется нам недопустимым с позиции обеспечения равного доступа к государственной службе, поскольку всецело основан на усмотрении представителя нанимателя. На наш взгляд, необходимо предусмотреть в данном случае проведение закрытого конкурса между гражданскими служащими, претендующими на замещение соответствующей должности.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство о государственной гражданской службе допускает достаточно серьезные и не всегда, на наш взгляд, обоснованные отступления от конкурсного порядка замещения должностей при замещении их из кадрового резерва.
Литература
1. Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право: Учеб. М., 2004.
2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2005. С. 186.
3. На госслужбу - по конкурсу: интервью с помощником Президента РФ В.П. Щановым // Российская газета. 2005. 3 февр.
4. Архипов В. Государственные вакансии и келейный отбор // Бизнес-адвокат. 2005. N 5.
5. Ноздрачев А.Ф. Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. С. 386.
М.Пресняков
К. ф. н.,
доцент
кафедры гражданского процесса,
трудового и экологического права
Поволжской академии
государственной
службы им. П.А.Столыпина
г. Саратов
С.Чаннов
К. ю. н.,
заместитель заведующего кафедрой
административного права
и государственного строительства
Поволжской академии
государственной
службы им. П.А.Столыпина
г. Саратов
Подписано в печать
16.09.2009
Общие положения
1.1. Настоящим Положением, в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе) и впредь до утверждения Президентом Российской Федерации положения о кадровом резерве на федеральной государственной гражданской службе, определяется порядок формирования кадрового резерва для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы ведущей и старшей групп в Шестом арбитражном апелляционном суде.
1.2. Кадровый резерв - список федеральных государственных гражданских служащих Шестого арбитражного апелляционного суда (далее - гражданские служащие) и граждан Российской Федерации (далее - граждане), отвечающих установленным квалификационным требованиям для замещения имеющихся или могущих образовываться в будущем вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы ведущей и старшей групп в Шестом арбитражном апелляционном суде (далее - должности гражданской службы) соответствующего направления деятельности. Гражданские служащие и граждане включаются в кадровый резерв по результатам конкурсного отбора, по результатам аттестации и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
1.3. Включение лица в кадровый резерв не влечет за собой обязательное назначение его на должность государственной гражданской службы в Шестом арбитражном апелляционном суде.
1.4. Формирование кадрового резерва в Шестом арбитражном апелляционном суде осуществляется в соответствии с принципами гражданской службы, установленными статьей 4 Закона о государственной гражданской службе, а также на основе:
а) гласности, доступности информации о формировании кадрового резерва;
б) профессионализма и компетентности лиц, включенных в кадровый резерв;
в) создания возможности для должностного (служебного) роста государственных служащих;
г) объективности при подборе и включении граждан, государственных гражданских служащих в кадровый резерв;
д) учета текущей и перспективной потребности численности гражданских служащих.
1.5. Основными этапами формирования кадрового резерва являются:
а) уточнение и прогнозирование образования возможных вакантных должностей государственной гражданской службы в суде и возможных потребностей в гражданских служащих;
б) проведение конкурсного отбора гражданских служащих (граждан) с целью включения их в кадровый резерв;
г) пересмотр и пополнение кадрового резерва.
1.6. При формировании кадрового резерва отдел кадров и государственной службы совместно с руководителями других структурных подразделений Шестого арбитражного апелляционного суда определяет необходимые численность и должностной состав кадрового резерва с учетом примерной потребности в кадрах, связанной с возможным образованием новых должностей.
1.7. По предложению отдела кадров и государственной службы председатель Шестого арбитражного апелляционного суда утверждает количественный состав кадрового резерва по каждому направлению деятельности и соответствующей группы должностей гражданской службы.
1.8. Гражданские служащие (граждане) включаются в кадровый резерв:
а) по результатам конкурса, проводимого с целью формирования кадрового резерва;
б) по результатам конкурса, проводимого в соответствии с Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Шестом арбитражном апелляционного суде, утвержденной приказом председателя Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2009 года № 3-осн.
1.9. Гражданский служащий помимо оснований, указанных в пункте 1.2. Положения, также подлежит включению в кадровый резерв на основании части 1 статьи 39 Закона о государственной гражданской службе, в связи с приостановлением служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, а именно:
а) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
б) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;
в) в связи с избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
г) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
д) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.
1.10. Отдел кадров и государственной службы ведет сводный перечень гражданских служащих (граждан), включенных в кадровый резерв.
1.11. Решение о проведении конкурса с целью формирования кадрового резерва для каждой группы должностей гражданской службы (далее - конкурс) принимается председателем Шестого арбитражного апелляционного суда.
1.12. Для зачисления государственного служащего в кадровый резерв необходимо его письменное согласие. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв по соответствующей группе должностей гражданской службы и направлению деятельности оформляется приказом председателя Шестого арбитражного апелляционного суда с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего.
1.13. Всем претендентам, участвующим в конкурсе, отдел кадров и государственной службы сообщает о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на официальном Интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда.
1.14. Сведения о лицах, включенных в кадровый резерв, являются сведениями конфиденциального характера. Отдел кадров и государственной службы Шестого арбитражного апелляционного суда обеспечивает их сохранность.
2. Порядок назначения гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв, на вакантную должность гражданской службы
2.1. Кадровый резерв является одним из источников для назначения гражданских служащих (граждан) на вакантные должности ведущей и старшей группы в Шестом арбитражном апелляционном суде.
2.2. При наличии вакантной должности ведущей и старшей группы отдел кадров и государственной службы совместно с руководителем соответствующего структурного подразделения предварительно изучают кандидатуры гражданских служащих (граждан), включенных в установленном порядке в кадровый резерв по соответствующему направлению деятельности, для возможного назначения их на вакантную должность гражданской службы в структурном подразделении.
2.3. При отсутствии в кадровом резерве кандидата с соответствующей квалификацией, а также при отказе гражданских служащих (граждан), состоящих в кадровом резерве, от предложенной должности, вакантная должность ведущей или старшей группы замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 Закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и Методикой проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Шестом арбитражном апелляционного суде, утвержденной приказом председателя Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2009 года № 3-осн.
СОЛОМАТИН Егор Юрьевич
ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
АВТОРЕФЕРАТ
Кандидата юридических наук
Москва-2006
Диссертационное исследование проведено на кафедре государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Научный руководитель: | Козбаненко Виктор Анатольевич, доктор юридических наук |
Официальные оппоненты: | Кудашкин Александр Васильевич, доктор юридических наук, профессор Максимов Михаил Вениаминович, кандидат юридических наук, доцент |
Ведущая организация: | Московский государственный индустриальный университет |
Защита состоится 21 сентября 2006 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 502.006.01 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, 84, 1 учебный кор., ауд. 3370.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Автореферат разослан 18 августа 2006 года.
Ученый секретарь
диссертационного Совета Е.Ю. Киреева
II . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показано состояние ее научной разработанности, обозначены цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации - «Теоретико-методологические и правовые основы формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации» - содержит анализ и обобщение теоретических основ управления кадровым составом государственной службы, международного и отечественного опыта работы с кадровым резервом на государственной службе, законодательной и нормативной правовой базы по вопросам формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации для замещения должностей государственной гражданской службы. Здесь же институт кадрового резерва рассматривается как один из механизмов реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе.
В результате сравнительно-правового анализа четырех основных теорий управления персоналом (классической теории, теории человеческих отношений, теории человеческих ресурсов и теории социального капитала) делается вывод о значительном влиянии этих концепций на систему государственного управления. Особенно это касается подхода к процессу управления, в том числе и государственного, прежде всего как к процессу управления людьми.
До недавнего времени само понятие «управление персоналом государственной службы» в управленческой практике отсутствовало. Это отражало слабую методологическую разработанность данной проблемы и имело прямое отношение к состоянию самой государственной службы и особенностям ее правового регулирования как сферы общественно полезной деятельности.
Современной наукой управление персоналом рассматривается как система административно-правовых, организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных имеющих нормативно-правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека, как в его собственных интересах, так и в интересах организации.
Несмотря на разнообразие моделей государственного управления, проблема повышения качества работы государственного аппарата актуальна для многих стран. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией возникает много новых проблем, важнейшими из которых являются наличие в отечественном и международном управлении кадровым составом государственной службы общих закономерностей, форм и методов управления персоналом, универсальных или действующих в конкретных условиях различных стран. Этим вызвано обращение автора диссертации к анализу международного и отечественного опыта работы с кадровым резервом на государственной службе.
В диссертации в обобщенном и систематизированном виде представлены особенности работы с кадровым составом на государственной службе за рубежом (на примере Великобритании, Дании, Испании, Германии, Италии, Республики Корея, Нидерландов, Франции, США, Японии), которые характеризуют некоторые аспекты работы по подготовке, приему и продвижению кадров для государственной службы.
В результате анализа и обобщения практики подготовки резерва кадров, ее правовых и организационных форм выявлены некоторые особенности формирования кадрового резерва в странах с развитыми демократическими формами правления, которые могут быть полезны при определении основных направлений работы по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации.
При разработке новой системы работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе Российской Федерации следует учитывать негативные стороны прежней номенклатурно-партийной системы работы с резервом кадров, чтобы не повторить прежних ошибок и деформаций, учесть вытекающие из опыта ее работы уроки. В этой связи подчеркивается, что одним из самых серьезных пороков прежней номенклатурно-партийной системы работы с резервом кадров было отсутствие законодательства, нормативной правовой базы, регулирующей эту деятельность.
За последние годы в Российской Федерации наметились тенденции к изменению подходов к работе с кадровым резервом. Подтверждением этому являются реализация Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 774 от 23 июля 1997 года[5]), активизация деятельности различных негосударственных образовательных учреждений, коммерческих кадровых агентств и общественных организаций.
Анализ и обобщение международного и отечественного опыта свидетельствует, что система работы с кадровым резервом на государственной службе представляет собой по существу систему подготовки, отбора и продвижения по государственной службе в данной стране. Формирование резерва в широком смысле есть определение социально-профессионального потенциала общества.
Зарубежный опыт работы с кадровым резервом, и в частности его правового регулирования, следует адаптировать с учетом особенностей государственного устройства, конкретного пути государственно-исторического развития, традиций политической жизни, правового сознания, правовой культуры и т.п. Использование некоторых элементов зарубежного опыта подготовки и формирования кадрового состава на государственной службе может быть полезным и для России.
Законодательная и нормативная правовая база для становления новой системы работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе Российской Федерации находится в стадии формирования.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровый резерв формируется на конкурсной основе для замещения должностей государственной гражданской службы.
Кадровый резерв на государственной службе представляет собой сформированную на конкурсной основе группу лиц (государственных служащих, граждан), которые обладают определенными профессиональными, деловыми и личными качествами, необходимыми для замещения должностей государственной службы и которые при определенной подготовке будут отвечать квалификационным требованиям к соответствующим должностям государственной службы.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены виды кадрового резерва на гражданской службе: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации. На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва федерального государственного органа, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. В диссертации анализируются содержание и специфика названных видов кадрового резерва, рассматриваются особенности правового регулирования формирования и работы с ними.
Делается вывод, что основным недостатком правового регулирования вопросов формирования и развития кадрового резерва на государственной гражданской службе является отсутствие его нормативно-правового регулирования на федеральном уровне. Материальные нормы о кадровом резерве, установленные федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» пока не получили своего развития в соответствующих нормативных правовых актах. Не издан предусмотренный Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации, устанавливающий порядок формирования кадрового резерва на федеральной гражданской службе для замещения вакантных должностей федеральной гражданской службы в федеральном государственном органе или его аппарате, а также регламентирующий иные вопросы, связанные с развитием и использованием кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе.
Важное значение для реализации ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации, провозгласившей принцип равного доступа граждан к государственной службе и равных условий ее прохождения, имеют принятые в развитие основ правового регулирования государственной гражданской службы Российской Федерации указы Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[6] и от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».[7]
В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службе Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу (а равно замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы) осуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа.
Конкурсный отбор требует проводить оценку конкурентоспособности кандидатов на ту или иную государственную должность, культивировать состязательность на всех этапах профессионально-служебного продвижения, организовывать рекламу вакантных должностей, осуществлять профотбор, аттестацию и служебное (карьерное) выдвижение.
Конкурс является единственно возможным механизмом отбора кадров, позволяющим гражданам, которые не работали на государственной службе, реализовать свое конституционное право на равный доступ к государственной службе, право выбора сферы деятельности и занятия той или иной вакансии в центральных исполнительных органах исключительно на профессиональной основе. Кроме того, конкурс устраняет недостатки, присущие патронажной системе приема на государственную службу.
Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает для поступления на нее и занятия конкретных государственных должностей ограничений и запретов, связанные с гражданской службой, установленных федеральным законом.
В свою очередь требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются соответствующим денежным содержанием и государственными гарантиями, предусмотренными федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Федерации для государственных гражданских служащих.
В диссертации также рассматриваются меры, направленные на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. Среди таких мер в первую очередь отмечается обязательность включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в комиссии государственных органов:
а) по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19);
б) конкурсной комиссии (ст. 22);
в) аттестационной комиссии (ст. 48).
Акцентируется внимание на том, что государственные гражданские служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Таким образом, реализация в том числе и через институт кадрового резерва равного доступа граждан к государственной службе наряду с другими основными принципами, лежащими в основе организации и функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивает возможность непосредственного участия граждан в управлении делами государства.
Во второй главе - «Организационно-правовые способы формирования и использования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе» - предметом рассмотрения являются: принципы и порядок формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе; порядок и особенности включения в кадровый резерв федерального государственного органа по конкурсу и вне конкурса; аттестация как способ включения федерального государственного гражданского служащего в кадровый резерв федерального государственного органа; реестры федеральных государственных гражданских служащих как информационная основа для формирования кадрового резерва; правовой статус лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации; особенности управления кадровым резервом и задачи кадровых служб по его эффективному использованию.
Формирование кадрового резерва является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации. В связи с этим исследованы общественные отношения, возникающие в процессе формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации, проанализирован комплекс административно-правовых норм, регулирующих формирование кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе, выявлены проблемы правового регулирования формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе. На основе этого анализа подготовлены предложения по совершенствованию административно-правового регулирования вопросов, связанных с формированием и эффективным использованием кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе. Они свидетельствуют о целесообразности определения проектом названного указа Президента Российской Федерации следующих вопросов:
цели, основные задачи и принципы формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе;
источники формирования кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе;
основные этапы и процедуры формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации;
особенности и порядок формирования кадрового резерва федерального государственного органа, а также формирования федерального кадрового резерва;
основные направления работы с кадровым резервом на федеральной государственной гражданской службе;
порядок занятия должности государственной гражданской службы лицами, состоящими в кадровом резерве федерального органа, федеральном кадровом резерве;
порядок исключения из кадрового резерва и другие вопросы.
Сформулированные в диссертации предложения о порядке формирования и использования кадрового резерва положены в основу предложенного автором проекта указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о кадровом резерве на федеральной государственной гражданской службе», что является одним из основных практических результатов диссертации и составляет Приложение №1.
В диссертации подробно рассмотрены порядок и особенности включения в кадровый резерв федерального государственного органа по конкурсу в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, а также вне конкурса. Отмечается, что суть конкурса заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. В связи с этим особое внимание уделено факторам, которые учитываются при отборе кандидатов для включения в кадровый резерв, а также методам оценки профессиональных, деловых, личностных и нравственных качеств кандидатов.
Важнейшая роль в формировании кадрового резерва на государственной гражданской службе резерва принадлежит аттестации государственных гражданских служащих. Порядок ее проведения определен Указом Президента Российской Федерации № 110 от 1 февраля 2005 года «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»[8].
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года и является одной из наиболее эффективных форм оценки кадров.
В процессе аттестации:
определяются и оцениваются профессиональные и личностные качества работников, их соответствие занимаемой должности;
принимается решение в включении отдельных работников в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;
устанавливаются наиболее целесообразные формы повышения квалификации с учетом подготовки работников и требований, предъявляемым к ним на тех или иных должностях и т.д.
Делается вывод о том, что аттестация является основой для служебного продвижения гражданского служащего (включения его в кадровый резерв в порядке должностного роста).
Делается вывод о том, что структура кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы обусловлена особенностями и спецификой конкретного федерального государственного органа.
Выдвигается положение, согласно которому в федеральных государственных органах кадровый резерв целесообразно формировать для замещения должностей категории «руководители» и «специалисты».
Федеральный кадровый резерв целесообразно формировать по категориям должностей «руководители» и «специалисты» высшей группы из государственных гражданских служащих (граждан Российской Федерации), принявших участие в конкурсном отборе и рекомендованных для включения в кадровый резерв федерального государственного органа для замещения соответствующих должностей федеральной государственной гражданской службы.
Формирование федерального кадрового резерва осуществляет федеральный государственный орган по управлению государственной службой. Порядок формирования федерального кадрового резерва, а также включение в него гражданского служащего (гражданина) утверждается Президентом Российской Федерации и правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой.
На взгляд автора диссертации, пребывание в кадровом резерве федерального государственного органа следует считать с момента принятия решения о включении гражданского служащего (гражданина) в резерв и до назначения на соответствующую должность федеральной государственной гражданской службы. Время пребывания в кадровом резерве федерального органа целесообразно установить не более двух лет.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином) состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Лица, включенные в кадровый резерв федерального государственного органа, а также в федеральный кадровый резерв могут быть назначены на вакантную должность федеральной гражданской службы без прохождения конкурса при условии соответствия квалификационным требованиям к должности и с их добровольного согласия.
Рассмотрение проблем, связанных с содержанием и порядком ведения реестров государственных гражданских служащих, позволило сформулировать вывод о том, что реестры, содержащие сводный перечень сведений о лицах, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации выступают в качестве информационной основы для формирования кадрового резерва. Следовательно, справедливо вести речь о создании федерального информационного ресурса, объединяющего построенные на единых методологических и программно-технических принципах банки данных, содержащие информацию о лицах, замещающий должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Полученные в ходе исследования результаты в виде теоретических выводов, предложений по нормативно-правовому регулированию, описания конкретных методов получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственных гражданских служащих, включенных в реестры, обеспечения защиты персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации, включенных в реестр и другие могут стать основой для подготовки проекта указа Президента Российской Федерации о порядке ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации, а также оказать необходимую методическую помощь федеральным государственным органам при реализации законодательства по вопросам ведения реестров государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Успешное решение задач, стоящих перед государственной гражданской службой Российской Федерации во многом зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться работа с кадровым резервом, сформированном на конкурсной основе для замещения должностей государственной гражданской службы.
Актуальность создание системы управления кадровым резервом, включая разработку технологии работы с ним, обусловлены осознанием перспективности и высокой отдачи данного направления кадровой работы.
Научно обоснованная система работы с кадровым резервом в нашей стране только формируется. Ее главной отличительной чертой является построение законченной цепочки работы с кадровым резервом - от поиска и отбора кандидатов для зачисления в резерв до их назначения на вакантные должности.
В этой связи другим значимым практическим итогом диссертационного исследования является разработка рекомендаций по вопросам, связанным с организационно-методическим обеспечением формирования кадрового резерва в федеральном государственном органе. Эти рекомендации изложены в Приложении №2 к диссертации.
Автор диссертации исходит из того, что эта работа заключается в выборе с помощью специально разработанных форм и методов отбора кандидатов на должности государственной гражданской службы. Как и многие другие кадровые технологии, она является комплексной и включает в себя определенные стадии. Основные этапы формирования кадрового резерва на государственной службе включают:
определение текущей и перспективной потребности в кадровом резерве;
поиск кандидатов в кадровый резерва;
конкурсный отбор и оценка кандидатов в кадровый резерв;
организацию подготовки резерва;
оценку подготовленности кадрового резерва и назначение лиц, состоящих в нем, для замещения должностей государственной гражданской службы в порядке должностного роста;
исключение из состава резерва при невыполнении необходимых требований, обеспечение адаптации работника к новой должности и другие.
Основные направления работы с кадровым резервом должны быть урегулированы нормативными правовыми актами различного уровня (указе Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, приказах, положениях о формировании и работе с кадровым резервом, принимаемых государственными органами). В них, должна быть четко определена структура кадрового резерва, порядок его формирования, основные критерии и методы подбора кандидатур, формы и методы подготовки лиц, включенных в кадровых резерв, его использования и обновления, обязанности должностных лиц, ответственных за работу с кадровым резервом.
Создание новой системы работы с кадровым резервом требует времени и должна осуществляться поэтапно.
В первую очередь необходимо:
-определить перечень должностей государственной гражданской службы, для замещения которых формируется кадровый резерв;
-установить основные направления и содержание подготовки
лиц, включенных в кадровый резерв, а также квалификационные требования к кандидатам;
-создать правовую основу для применения современных кадровых технологий при проведении конкурсного отбора в кадровый резерв, осуществление подготовки и обучения в резерве;
-создать и поддерживать в актуальном состоянии информационные банки данных лиц, включенных в кадровый резерв.
Реформирование системы государственной службы предусматривает, кроме институционального развития в сфере государственной службы, совершенствования и развития ее законодательной базы, также создание определенной информационной инфраструктуры.
В этих целях следует осуществить работу по созданию и внедрению информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации, в которую должны войти все государственные органы. Эта информационная система должна улучшить информационное обеспечение государственного регулирования кадровых процессов в сфере государственной службы. Эта система будет обеспечивать оперативный мониторинг кадров государственной службы, кадрового резерва, государственных программ подготовки и переподготовки кадров для государственной службы, конкурсный прием на должности государственной гражданской службы, тестирование кандидатов, а также содержать иную информацию, необходимую для кадровых служб и руководителей государственных органов.
Грамотно осуществляемая работа с резервом оказывает положительное воздействие на работу органа государственного управления в целом, значительно повышая ее эффективность.
Наличие кадрового резерва обеспечивает непрерывность процесса управления, уменьшает риск, связанный с ошибочным назначением на вакантную должность, позволяет избежать случайностей и своевременно заменять недостаточно подготовленных работников более подготовленными.
Вместе с тем, более целесообразным на наш взгляд представляется формировать и готовить кадровый резерв не на должность, а на должностной уровень. Это должна стать направлением работы федерального органа по управлению государственной службой. В этом случае наряду с прочими появляются возможности для более широкого и эффективного использования групповых, организованных форм обучения. Для зачисленного в резерв и готовящего себя к последующему должностному продвижению появляется и более широкая возможность социального выбора. Для самой системы управления кадрами государственных служащих создаются условия интеграции в более крупные системы, что позволяет расширить ротацию кадров, обеспечить мобильное и качественное замещение вакансий в государственных органах.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, сформулированы теоретические выводы и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования вопросов, связанных с формированием и эффективным использованием кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе и обеспечением его эффективного использования.
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Соломатина Егора Юрьевича
Тема диссертационного исследования
«Административно-правовое регулирование
федерального кадрового резерва
на государственной гражданской службе»
Научный руководитель:
Козбаненко Виктор Анатольевич,
доктор юридических наук
Изготовление оригинал-макета
Соломатин Егор Юрьевич
Подписано в печать __ . Тираж __экз.
Усл. п.л. __ .
Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Отпечатано ОПМТ РАГС Заказ №__
119606, г. Москва, пр. Вернадского, 84
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ
Страницы: 1 2 3 4 | Оглавление
Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 10
Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва
Действующее в настоящее время законодательство о государственной гражданской службе допускает достаточно серьезные и не всегда, по мнению авторов, обоснованные отступления от конкурсного порядка замещения должностей при замещении их из кадрового резерва.
Как известно, основным способом замещения должностей государственной гражданской службы является конкурс. Именно конкурс позволяет выбрать из числа претендентов на замещение вакантной должности наиболее достойных и наиболее способных к реализации сложных задач управления государством. "Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе" [1]. А.В. Гусев также отмечает, что "конкурс - это наиболее демократический источник пополнения государственного аппарата "свежими" кадрами, препятствующий превращению системы государственной службы в замкнутую бюрократическую систему" [2].
На основе конкурса
Конкурсный порядок замещения должностей был предусмотрен еще Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственной службы) <1>. Однако на практике конкурс в государственных органах проводился крайне редко [3]. Можно согласиться с А.В. Гусевым, что во многом это было вызвано тем, что какой-либо ответственности за игнорирование требований Закона о проведении конкурса для руководителей государственных органов не устанавливалось. Не предусматривалось негативных последствий и для граждан, поступивших на службу с нарушением конкурсного порядка [2].
--------------------------------
<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Действующий Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009, далее - Закон N 79-ФЗ) в ст. 22 закрепил положение, согласно которому поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по общему правилу по результатам конкурса. В то же время ч. 2 и 3 ст. 22 Закона N 79-ФЗ содержат целый ряд исключений из этого правила. Одним из таких случаев является замещение вакантной должности лицом, находящимся в кадровом резерве.
Прежний Закон об основах государственной службы такого положения не содержал, однако оно было предусмотрено Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утв. Указом Президента РФ от 29.04.1996 N 604 (далее - Положение о проведении конкурса 1996 г.) <2>. Нужно сказать, что данное исключение из общего правила замещения должности государственной службы по конкурсу прошло все судебные инстанции, включая Конституционный Суд РФ. Попытаемся на конкретном примере разобраться, в чем заключается суть проблемы.
--------------------------------
<2> Документ утратил силу.
Спорная ситуация
Архипов В. обратился в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействующим (незаконным) п. 3 Положения о проведении конкурса 1996 г. Указанным нормативным актом было установлено, что конкурс в государственном органе объявляется при наличии вакантной государственной должности и отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения. Другими словами, при наличии кадрового резерва конкурс не проводился. В этой связи Архипов В. ссылался на то, что оспариваемый пункт Положения в части названных слов не соответствует Закону об основах государственной службы и нарушает его право на доступ к государственной службе.
Верховный Суд РФ принял во внимание, что конкурс на замещение вакантной должности проводится в целях обеспечения равного доступа граждан к федеральной государственной службе и повышения профессионального уровня федеральных государственных служащих. В этой связи Законом об основах государственной службы было установлено, что все претенденты должны назначаться на должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" по результатам конкурса. Нужно заметить, что первоначально каких-либо исключений для назначения претендентов из числа кадрового резерва на государственные должности государственной службы указанных групп категории "В" установленный Законом порядок не содержал.
С учетом этих обстоятельств Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт Положения в части указанных слов, как противоречащий федеральному закону, подлежит признанию недействующим, и требования Архипова В. удовлетворил (Решение ВС РФ от 21.10.2003 N ГКПИ03-1131).
Однако уже Кассационная коллегия Верховного Суда РФ это Решение отменила (Определение ВС РФ от 27.11.2003 N КАС03-559). Аргументация была следующая: согласно абз. 4 п. 7 ст. 21 названного выше Федерального закона, назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Из содержания приведенной нормы следует вывод, что она регулирует порядок назначения на государственные должности названных групп категории "В" граждан, которые впервые или вновь поступают на государственную службу, позволяя им посредством конкурса реализовать свое право на равный доступ к федеральной государственной службе, а государственному органу - отобрать для государственной службы граждан, обладающих необходимыми нравственными и профессиональными качествами.
Федеральный закон, по мнению Суда, установив конкурсный порядок поступления на государственную службу, не определил порядок замещения вышестоящей должности государственной службы государственными служащими, включенными в кадровый резерв на выдвижение на вышестоящие должности. Президент РФ, действуя в пределах своей компетенции, восполнил этот пробел, установив в Положении 1996 г. такое условие проведения конкурса, как отсутствие резерва государственных служащих для замещения вакантных государственных должностей 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В".
Дело в итоге дошло и до Конституционного Суда РФ, который сформулировал по нему следующую правовую позицию (Определение от 18.06.2004 N 198-О).
Позиция Конституционного Суда
Статья 32 (ч. 4) Конституции РФ, закрепляя право российских граждан на равный доступ к государственной службе, не устанавливает порядка и условий, обеспечивающих реализацию данного конституционного права. Регулирование этих вопросов осуществляется законодателем.
Предусмотренный оспариваемым положением порядок назначения на основе конкурсного отбора на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" не препятствует участию в конкурсе любого из претендентов на эти должности, отвечающего предъявляемым законом требованиям, и тем самым создает им равные возможности для реализации права, провозглашенного в ст. 32 (ч. 4) Конституции РФ.
Между тем конкурс не является единственным условием для замещения вакантных государственных должностей государственной службы. Они могут быть замещены и путем перевода государственных служащих с учетом их профессионализма и компетентности с одной государственной должности на другую, что не может расцениваться как нарушение равенства в доступе к государственной службе.
Таким образом, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что конкурсный отбор на замещение вакантной должности государственной службы предусмотрен Законом об основах государственной службы в отношении граждан, впервые или вновь поступающих на государственную службу. Те же лица, которые уже состоят на государственной службе, вправе по своему желанию участвовать в конкурсе на замещение иной должности государственной службы.
В этой связи указанный выше Закон не исключал и иных (помимо конкурса) возможностей замещения должности государственной службы в порядке должностного роста. Например, государственный служащий по решению представителя нанимателя мог быть переведен на вышестоящую должность.
Новеллы законодательства
На наш взгляд, основной и принципиальной новеллой Закона N 79-ФЗ в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры, в т.ч. на переводы в порядке должностного роста. Исходя из буквального понимания ст. 22 указанного Закона, замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса. Нужно сказать, что в следующем Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее - Положение о конкурсе 2005 г.), также предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе. Это наглядно свидетельствует, что перевод гражданского служащего на вышестоящую должность по общему правилу должен быть опосредован процедурой конкурсного отбора.
Вместе с тем не следует думать, что означенная выше проблема утратила свою актуальность в связи с принятием Закона N 79-ФЗ. В числе прочих исключений из процедуры конкурсного отбора на должность гражданской службы Закон прямо называет замещение такой должности лицом, состоящим в кадровом резерве. Статья 64 Закона N 79-ФЗ закрепляет правило, согласно которому вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. И только при отказе гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу.
Правда, здесь нужно отметить, что с принятием Закона N 79-ФЗ ситуация с бесконкурсным назначением резервистов несколько изменилась в связи с тем, что сам кадровый резерв теперь формируется на конкурсной основе. Однако полностью проблему считать решенной нельзя. Дело в том, что наряду с формированием кадрового резерва на конкурсной основе (что по замыслу законодателя должно быть общим правилом) действующим законодательством предусмотрен и внеконкурсный порядок включения гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв. В связи с этим некоторые авторы высказывают обоснованное опасение, что на практике начнут формироваться специализированные резервы, которые будут существовать параллельно с декларативным кадровым резервом государственного органа для замещения должности гражданской службы, формируемым по результатам конкурса. "В этом угадывается апробированный уже чиновниками прием сведения на нет конституционной гарантии граждан на равный доступ к государственной службе... Специализированным резервом "в порядке должностного роста" будет очередной раз легализовано квазиконкурсное (читай - келейное) назначение на вакантные государственные должности чиновников-резервистов, которые неизвестно (естественно, для общественности) когда и каким образом прошли конкурсный отбор" [4].
Без конкурса
Выше мы уже упоминали случаи, когда вакантная должность государственной гражданской службы замещается без проведения конкурсной процедуры. Очевидно, что в этих случаях не проводится и конкурс на включение соответствующего гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв. Например, это в полной мере должно относиться к случаям ликвидации государственного органа или сокращения должностей (ст. 31 Закона N 79-ФЗ), а также к гражданским служащим, неспособным выполнять свои обязанности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 28).
Необходимо учитывать и положения ст. 39 Закона N 79-ФЗ, согласно которой служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв.
Помимо этого, согласно ст. 48 Закона N 79-ФЗ, по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение о том, что гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. В этом случае в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Очевидно, что такой гражданский служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации вне конкурса. Как нам представляется, этот последний случай внеконкурсного формирования кадрового резерва, что называется, выпадает из общего ряда. Действительно, только в этом случае гражданский служащий включается в кадровый резерв без конкурса для замещения вышестоящей должности государственной гражданской службы.
Мысль законодателя в данном случае вполне понятна: задача аттестационной комиссии в том и заключается, чтобы выяснить, способен ли гражданский служащий замещать ту или иную должность государственной службы. Однако не следует забывать, что конкурс - это не только "особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением государственной конкурсной комиссии" [5], но и организационно-правовая форма "реализации конституционного права равного доступа граждан к государственной службе, состоящая в особом порядке отбора кандидатур на вакантные должности государственной службы" [2]. Нужно сказать, что ранее действовавшим Законом об основах государственной службы было прямо предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. В действующем Законе такое указание отсутствует. Статья 22 Закона N 79-ФЗ лишь устанавливает, что конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Между тем, согласно Положению о конкурсе 2005 г., конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Совершенно очевидно, что конкурс преследует две задачи: во-первых, обеспечивает право на равный доступ к государственной службе и, во-вторых, способствует повышению профессионального уровня гражданских служащих.
Цель же аттестации несколько иная: она проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Другими словами, отождествлять эти процедуры нельзя, поскольку, в отличие от конкурса, аттестация не преследует цели обеспечения равного доступа граждан к государственной службе. В этой связи нам представляется недопустимым бесконкурсное включение в кадровый резерв на замещение вышестоящей должности гражданских служащих по результатам аттестации. На наш взгляд, особый, бесконкурсный порядок формирования кадрового резерва допустим только в качестве государственной гарантии гражданскому служащему, с целью сохранения за ним при наличии уважительных обстоятельств соответствующей должности гражданской службы.
Формирование кадрового резерва
Иначе говоря, наличие двух способов формирования кадрового резерва (конкурсного и внеконкурсного) должно быть обусловлено двумя целями, для которых он создается. В одном случае это поступление на гражданскую службу либо замещение иной должности гражданской службы в порядке должностного роста, что предполагает конкурсный порядок формирования. В другом - предоставление гражданскому служащему социальных гарантий в виде сохранения за ним должности гражданской службы при наличии предусмотренных законом обстоятельств. В этом последнем случае включение в кадровый резерв должно производиться без проведения конкурса.
По этому же принципу должна формироваться и структура кадрового резерва. Закон N 79-ФЗ вообще не содержит положений о структуре кадрового резерва. Между тем в зависимости от цели включения гражданского служащего в кадровый резерв подобная структура явно напрашивается.
Таким образом, действующее законодательство действительно содержит предпосылки создания специализированных кадровых резервов, которые формируются на бесконкурсной основе. Более того, в некоторых субъектах РФ они уже существуют на практике.
На наш взгляд, наличие такой "лазейки" в законе, возможности обойти процедуру конкурсного отбора на замещение вакантной должности государственной службы во многом связано с неверным толкованием положений Закона N 79-ФЗ. В самом деле, согласно ст. 22 указанного Закона, конкурс на замещение должности гражданской службы не проводится в случае назначения на эту должность гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Аналогичное положение закрепляется и в ст. 64: вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Таким образом, буквальное толкование ст. ст. 22 и 64 позволяет сделать вывод, что назначение на должность государственной гражданской службы гражданина или гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, вне конкурса возможно только в том случае, если сам резерв был сформирован на конкурсной основе. Иными словами, если имело место включение гражданина в кадровый резерв без проведения конкурсной процедуры, то его назначение на вакантную должность гражданской службы должно осуществляться по результатам открытого конкурса.
Можно привести пример и еще одной нормы Закона N 79-ФЗ, которая косвенно подтверждает этот вывод. В соответствии с ч. 10 ст. 58 "при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе". На наш взгляд, эта норма достаточно однозначно свидетельствует, что, во-первых, на гражданской службе могут формироваться два вида резервов, во-вторых, в определенных случаях и при замещении вакантной должности государственной гражданской службы служащим, состоящим в кадровом резерве, должен проводиться конкурс.
Как нам представляется, подобный подход позволит устранить возможность келейного формирования кадрового состава государственной службы и обеспечить реализацию гарантированного Конституцией РФ права равного доступа к государственной службе.
Закрытый конкурс
Наконец, нельзя обойти вниманием и еще одну проблему, связанную с назначением на вакантную должность государственной службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве. Следуя элементарной логике, гражданские служащие, которые включаются в кадровый резерв для замещения вакантных должностей в порядке должностного роста, должны ранжироваться в зависимости от категории должности, на которую они могут претендовать. В разных субъектах РФ этот вопрос решается различным образом.
Пример. Так, Временное положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе в исполнительных органах государственной власти Астраханской области (утв. Постановлением губернатора Астраханской области от 21.04.2009 N 179) устанавливает различные требования для включения в состав кадрового резерва на замещение должностей различных категорий и групп.
Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ставропольского края (утв. Постановлением губернатора Ставропольского края от 25.07.2008 N 596) предусматривает, что резерв формируется с учетом конкретных должностей, причем на каждую должность гражданской службы в кадровый резерв органа государственной власти подбирается, как правило, не более двух кандидатов.
Между тем согласно ч. 7 ст. 64 Закона N 79-ФЗ вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу. Возникает вопрос: как в этом случае будет решаться вопрос выбора из нескольких претендентов на замещение должности гражданской службы, состоящих в кадровом резерве? Здесь возможны два варианта: либо решение этого вопроса относится на усмотрение представителя нанимателя, либо должен проводиться отдельный конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы среди лиц, состоящих в кадровом резерве.
Исходя из формулировки ч. 7 ст. 64 Закона N 79-ФЗ (вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя), более правильным с точки зрения закона представляется первый вариант. Однако подобный подход представляется нам недопустимым с позиции обеспечения равного доступа к государственной службе, поскольку всецело основан на усмотрении представителя нанимателя. На наш взгляд, необходимо предусмотреть в данном случае проведение закрытого конкурса между гражданскими служащими, претендующими на замещение соответствующей должности.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство о государственной гражданской службе допускает достаточно серьезные и не всегда, на наш взгляд, обоснованные отступления от конкурсного порядка замещения должностей при замещении их из кадрового резерва.
Литература
1. Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право: Учеб. М., 2004.
2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2005. С. 186.
3. На госслужбу - по конкурсу: интервью с помощником Президента РФ В.П. Щановым // Российская газета. 2005. 3 февр.
4. Архипов В. Государственные вакансии и келейный отбор // Бизнес-адвокат. 2005. N 5.
5. Ноздрачев А.Ф. Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. С. 386.
М.Пресняков
К. ф. н.,
доцент
кафедры гражданского процесса,
трудового и экологического права
Поволжской академии
государственной
службы им. П.А.Столыпина
г. Саратов
С.Чаннов
К. ю. н.,
заместитель заведующего кафедрой
административного права
и государственного строительства
Поволжской академии
государственной
службы им. П.А.Столыпина
г. Саратов
Подписано в печать
16.09.2009
Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.