Структура, функции и динамика науки в истории.
Структура научного знания (традиционная модель), элементами которой выступает:
1. дифференциация и специализация отдельных отраслей знания;
2. относительно строгое деление на сферу естествознания и блок социально-гуманитарных направлений по:
2.1. предмету: «науки о природе» и «науки о духе» (В. Дильтей);
2.2. методу: «номотетические» и «идеографические» науки (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);
2.3. отношению к объекту исследования: естественные, технические, гуманитарные, логико-математические науки.
Функции науки:
1. описательная (подразумевает выявление наиболее существенных свойств, связей и отношений в рамках действительности);
2. систематизирующая (включает разделение описанного по классам и категориям);
3. объяснительная (предполагает систематическое раскрытие сущности исследуемого объекта с точки зрения причин его возникновения и развития);
4. технологическая (ориентирует науку на возможность применения знаний в производстве и в отношении управления социумом);
5. прогностическая (связана с задачей предсказания новых открытий на базе имеющихся теория и создания новых теоретических положений, а также рекомендаций их применения);
6. мировоззренческая (создание последовательной и непротиворечивой картины мира на основе достоверных знаний; обусловливает рациональное освоение действительности человеком).
Динамика науки.
Согласно идеям некоторых отечественных исследователей (например, российского философа В.С. Степина), развитие науки включает три периода:
1. классический (17 – первая половина 19 веков);
2. неклассический (вторая половина 19 – середина 20 веков);
3. постнеклассический (последняя треть 20 – начало 21 веков).
На современном этапе становления науки возникают проблемные области, требующие для своего анализа иного членения науки, нежели подразумевает традиционная модель подразделения знания на естественные и социально-гуманитарные отрасли. В частности, это:
1. вопросы биоэтики;
2. проблемы нейролингвистики;
3. задача разработки общей теория информационных технологий и нанотехнологий.
Таким образом, динамика развития науки на современном этапе раскрывает фундаментальную проблему интеграционных процессов и базиса интеграции научного знания как такового. Одной из моделей интеграции выступает синергетика.
Место и роль синергетики в современной науке
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).
Основное понятие синергетики – определение структуры как состояния, которое возникает в результате функционирования многоэлементной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа (в классическом случае – выравнивание температур в некотором объеме). Зачастую структуры имеют волновой характер, что обозначают в качестве автоколебательного процесса. В точках удаленности от равновесных состояний на структуры влияют бифуркационные закономерности, которые подразумевают обнаружение точек раздвоения будущего развития. Причем в таком измерении развитие структур становится фактически не предсказуемым.
Современный смысл понятия «синергетика» был введен Г. Хакеном (книга «Синергетика» (1977)). Главная область исследований синергетики не имеет однозначного определения. Предмет синергетики входит в состав различных дисциплин; методы синергетики заимствуются из неравновесной термодинамики. Предмет синергетики исследуется в следующих направлениях:
1. теория динамического хаоса (сверхсложная упорядоченность, допустим, явление турбулентности);
2. теория детерминированного хаоса (хаотические явления, возникающие в результате детерминированных процессов);
3. теория фракталов (изучение сложных самоподобных структур);
4. теория катастроф (поведение самоорганизующихся систем в терминах бифуркации, аттрактора, неустойчивости);
5. лингвистическая синергетика и прогностика.
По мнению отечественного философа В.C. Степина, синергетика есть одна из версий интеграции отдельных ветвей науки в единое целое. История науки представляется как нелинейная динамическая система. В частности, интеграция естественных и гуманитарных наук видится возможной на основе принципов и закономерностей, описываемых неравновесной термодинамикой (в равновесии молекула обнаруживает только рядоположенные молекулы, вне равновесного состояния – раскрывает систему в целом, например, костная материя есть коммуникация посредством сигналов, работа головного мозга):
1. наука имеет дело с системами разных уровней организации, связь между ними осуществляется через хаос;
2. когда системы объединяются, целое не равно сумме частей; общее всех для всех систем:
2.1. спонтанность образования;
2.2. изменчивость на макроскопическом уровне (возникновение новых качеств);
2.3. этап самоорганизации (при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все системы ведут себя одинаково);
3. неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка);
4. системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой;
5. процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии извне;
6. в сильно неравновесных условиях системы начинают воспринимать те факторы, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии;
7. в неравновесных условиях независимость элементов уступает место корпоративному поведению.
Научные школы, в которых развивается синергетический подход:
1. школа И. Пригожина (г. Брюссель);
2. школа Г. Хакена (г. Штутгарт).
Вклад отдельных ученых в развитие синергетики:
1. математический аппарат теории катастроф для описания синергетических процессов разработан российским математиком В.И. Арнольдом и французским математиком Р. Тома;
2. А.А. Самарский и С.П. Курдюмова разработали теорию самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента;
3. Н.Н. Моисеев предложил идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природ.
4. в трудах М.В. Волькенштейна синергетический подход развивается в биофизике; в теоретической истории тот же подход представлен в работах Д.С. Чернавского, Г.Г. Малинецкого, Л.И. Бородкина, С.Ю. Малкова, А.В. Коротаева и др.
Контрольные вопросы
1. Каким образом могут быть раскрыты структура, функции и динамика развития науки?
2. Какое место занимает синергетика в современной науке?
Дополнительная литература
1. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Основания синергетики [Текст] = Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – СПб., 2002. – С. 351-363.
2. Степин, В.С. Теоретическое знание [Текст] = Структура и историческая эволюция / В.С. Степин. – М., 2000.
3. Черникова, И.В. Философия и история науки [Текст]: Учебное пособие / И.В. Черникова. – Томск, 2001. – С. 143-175; 279-291.
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная ЛИТЕРАТУРА
1. Философия [Текст] = Историческое развитие философии: [учебник для вузов]: в 2 ч. / [А. А. Степанов, Н. А. Девяшин, С. И. Ануфриев и др.; под ред.: Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова]; ТГПУ. – Томск: Издательство ТГПУ, 2004. – 317 c.
3.2. Дополнительная литература
1. Поликарпов, В. С. История науки и техники [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.С. Поликарпов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 346 с.
2. Полищук, Валерий Романович. Мастеровые науки [Текст] / В. Р. Полищук. – М.: Наука, 1989. – 287 с.
3. Тарасов, Л.В. Закономерности окружающего мира = Эволюция естественно-научного знания [Текст]: [В 3 кн.] / Л.В. Тарасов. - М.: ФИЗМАТЛИТ. Кн. 3: Эволюция естественно-научного знания. - 2004. – 439 с.
4. Творцы мировой науки: От античности до XX века [Текст]: Популярная биобиблиографическая энциклопедия / [Сост. З. П. Джинова, Г. В. Шандуренко]; РГБ. – М.: Пашков дом, 2001. – 783 с
5. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки [Текст]: учебник для вузов / Е.В. Ушаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 584 с.
6. Федосин, С.Г. Физика и философия подобия от преонов до метагалактик [Текст] / С.Г.Федосин. – Пермь: Книга, 1999. – 543 с.
7. Френкель, В.Я., Явелов, Б.Е. Эйнштейн – изобретатель [Текст] / В.Я. Френкель, Б.Е. Явелов, АН СССР. – М.: Наука, 1981. – 162 с.
8. Хаин, В. Е., Рябухин, А.Г. История и методология геологических наук [Текст]: Учебник для вузов / В. Е. Хаин, А. Г. Рябухин. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 224 с.
9. Хрестоматия по истории математики [Текст]: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов / [сост. : Б. А . Розенфельд и др.]; под ред. А. П. Юшкевича. - М.: Просвещение, 1976. – 319 c.
10. Черникова, И. В. Философия и история науки [Текст]: Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / И. В. Черникова; ТГУ. – Томск: Издательство НТЛ, 2001. – 350 с.
11. Чолаков, В. Нобелевские премии. Ученые и открытия [Текст] / В. Чолаков; пер. с болг. А. С. Никольского; под ред. А. Н. Шамина. – М.: Мир, 1986. – 368 с.
Примерные Вопросы к экзамену
1. Основные способы понимания науки.
2. Предмет истории науки.
3. Методы истории науки.
4. Мифологическое сознание как исторический предшественник научного мышления.
5. Отличительные признаки магии и технологии.
6. Преднаучное знание в древних обществах.
7. Образ и основные черты античной науки.
8. Неоплатонизм как направление научно-философских исследований.
9. Исторические особенности средневековой науки.
10. Алхимия и астрология как прообразы современной химии и астрономии.
11. Предпосылки зарождения естествоиспытательских исследований в школах номиналистов и концептуалистов.
12. Значение арабской системы знания в истории науки.
13. Трансформации научного познания в эпоху Возрождения.
14. Этапы становления ренессансной науки.
15. Место и роль Реформации в становлении науки эпохи Возрождения.
16. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики.
17. Значение исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира.
18. Основания отвержения гелиоцентризма со стороны католической церкви.
19. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени.
20. Основные принципы методики «резолютивного наблюдения».
21. Генезис и основные черты науки Нового времени.
22. Концепция науки Ф. Бэкона.
23. Место и роль индуктивного метода в исследовании природы.
24. Идолы разума и их роль в научном познании.
25. Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона.
26. Позиция И. Ньютона в полемике о природе света.
27. Основные направления исследований в эпоху Просвещения.
28. Образ науки в эпоху Просвещения.
29. Естественнонаучные исследования И. Канта.
30. Принципы научной философии в концепции И. Фихте и Ф. Шеллинга.
31. Основания системы философских наук в рамках идеализма Г. Гегеля.
32. Место и роль учения Л. Фейербаха в истории науки.
33. Основные результаты исследований Дж. Максвелла и М. Фарадея и их место в зарождении неклассической науки.
34. Значение неклассической науки в общей истории науки.
35. Значение исследований А. Эйнштейна в современной физики.
36. Смысл принципа относительности.
37. Отличия позиций И. Ньютона и А. Эйнштейна в понимании пространства и времени.
38. Следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна.
39. Место и роль квантовой теории в современном естествознании.
40. Смысл принципов дополнительности и неопределенности.
41. Морфология культуры О. Шпенглера.
42. Археология гуманитарного знания М. Фуко.
43. Проект грамматологии Ж. Деррида.
44. Структура, функции и динамика развития науки.
45. Основные положения синергетики.
46. Ведущие школы и направления в синергетике.
5. Контрольно-измерительные материалы (вариант тестов)
5.1. Методические рекомендации выполнения и оценки тестовых заданий
Данные тесты представляют только один из возможных вариантов тестовых заданий.
В процессе выполнения тестовых заданий следует обратить внимание студентов на внимательное прочтение предложенных вопросов и тщательное осмысление ответов.
Также важно уточнить критерии оценки успешного/неуспешного выполнения тестовых заданий. Прохождение теста считается успешным при правильном ответе более чем на 50% вопросов, в том числе:
ü 51-60% – «удовлетворительно»;
ü 61-75% – «хорошо»;
ü свыше 75% – «отлично».
Оцениваются промежуточные итоги освоения дисциплины студентами
5.2. Тестовые задания
1. Наука – это…
a) система знаний
b) социальный институт
c) миф
2. Назовите метод, наиболее точно соответствующий историческому анализу науки
a) метод моделирования
b) дедуктивный метод
c) метод деконструкции
3. Укажите признак, наименее характеризующий научное знание
a) объективизм
b) магизм
c) униморфизм
4. Отметьте вариант, в котором раскрыт наиболее распространенный вид ранней версии научного знания в Древнем Египте:
a) астрология
b) геометрия
c) алхимия
5. Аристотель – один из основоположников науки, который жил в
a) Греции
b) Египте
c) Месопотамии
6. Архимед открыл
a) закон исключенного третьего
b) закон равенства объема тела и объема вытесненной телом воды
c) закон свободного падения тел
7. Укажите ведущее направление исследований в эпоху Средневековья
a) естествознание
b) философия
c) теология
8. Г. Галилей одним из первых в научных исследованиях начал использовать
a) микроскоп
b) телескоп
c) компьютер
9. Н. Коперник обосновал
a) геоцентрическую систему мира
b) гелиоцентрическую систему мира
c) открыл Америку
10. «Математические начала натуральной философии» написал
a) И. Ньютон
b) Г. Лейбниц
c) Р. Декарт
11. И. Кант предложил гипотезу
a) происхождения Солнечной системы
b) шарообразности Земли
c) Всемирного тяготения
12. Отметьте понятие, пропущенное во фразе: М. Фарадей раскрыл <…> действие электрического тока
a) химическое
b) экономическое
c) политическое
13. Специальная теория относительности опирается на принцип
a) постоянства скорости свет
b) объективности
c) абсолютной истинности
14. Общая теория относительности позволила разработать
a) модель расширяющейся Вселенной
b) модель сужающейся Вселенной
c) диалектический метод
15. Квантовая механика зарождается в работах (отметьте верные ответы)
a) М. Планка
b) Ч. Дарвина
c) А. Эйнштейна
d) Г. Галилея
16. А. Беккерель открыл:
a) явление естественной радиоактивности
b) причины психических заболеваний
c) вращение плоскости поляризации света в магнитном поле
17. Понятие «историческое априори» было введено
a) Ж. Делезом
b) Ж. Деррида
c) Г. Гегелем
d) М. Фуко
e) Р. Бартом
f) А. Эйнштейном
18. О. Шпенглер в книге «Закат Европы» предложил новый подход к пониманию
a) природы и общества
b) культуры и природы
c) культуры и цивилизации
19. Функции науки (отметьте верные варианты)
a) описательная
b) репрессивная
c) систематизирующая
d) объяснительная
e) мифотворческая
f) технологическая
g) прогностическая
h) религиозная
i) мировоззренческая
j) идеологическая
20. В структуру науки входят уровни
a) теоретического и эмпирического знания
b) гуманитарного и естественнонаучного знания
c) движения мысли от абстрактного к конкретному
21. Согласно В. Дильтею, науки о духе и науки о природе отличаются:
a) предметом
b) методом
c) не отличаются вообще
22. В. Виндельбанд и Г. Риккерт предлагали называть гуманитарные науки:
a) номотетическими
b) квазинаучными
c) лженаучными
d) идеографическими
23. В основе синергетики идея
a) диктатуры пролетариата
b) порядка из хаоса
c) мировой революции
d) хаоса из порядка
24. С синергетической точки зрения наука – это
a) замкнутая равновесная система
b) неравновесная динамическая система
c) бессистемное явление
25. Неравновесная термодинамика позволяет создать модель
a) дезинтеграции науки
b) мистификации науки
c) интеграции направлений научного знания
Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.