Смысл морфологического подхода к культуре О. Шпенглера.
О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий историк и культуролог, внесший значительный вклад в становление неклассической гуманитарной науки.
Основные работы: «Закат Европы» (1918-1922), «Пруссачество и социализм» (1920), «Человек и техника» (1931) и другие.
Концепция развития бытия культуры на основе нелинейного представления общественно-исторического развития, противопоставленного миру природы.
Методологические основания культурно-исторической концепции О. Шпенглера:
1. опора на совокупность образов (наглядных картин), выделение многообразия символов (прафеноменов) в базисе культуры общества;
2. ориентация в целом на плоды глубинного переживания исторического процесса как динамики взаимодействия образов «ставшего» (природы как системы законов функционирования материального мира, - это основа мировоззрения Парменида, Р. Декарта, И. Ньютона) и «становящегося» (истории как ситуации смены символических отображений действительности, - это фундамент мировосприятия Платона, И. Гёте, Л. Бетховена);
3. идея циклической замкнутости как модель представления регионов культурно-исторического развития:
3.1. индийского;
3.2. египетского;
3.3. американского (индейского);
3.4. античного (аполлонического);
3.5. арабского (магического);
3.6. западного (фаустовского);
3.7. российско-сибирского.
Обобщенная динамика локальных культур:
1. первобытный этап (догосударственный, дополитический);
2. ранний период (появление сословий: знати и жречества);
3. поздняя эпоха (доминирование городской жизни над сельским укладом):
3.1. возникновение цивилизации («мировых городов» как центров империй, активизация деятельности масс населения как фактор развития общества);
3.2. распад и гибель имперских систем, возвращение на догосударственный уровень развития.
О. Шпенглер выделяет ключевую роль математики в понимании специфики отдельных культур:
1. геометризм начального периода любой культуры;
2. спецификации понимания числа в ходе развития культуры, в частности:
2.1. в аполлонической культуре число суть мера, выраженная гармония пропорций телесности, служащая для качественных способов познания мира;
2.2. в фаустовской культуре число есть часть формальной системы записи отношений между абстрактными величинами (вес, масса, скорость, время и др.), характеризующими количественные параметры протяженности и длительность пребывания предметов в действительности;
3. различия в понимании числа как основа дистанции отдельных циклов культурно-исторического развития.
В целом смыслом морфологического подхода к культуре является:
1. попытка обоснования культурологии как автономного направления исследований (в частности, опора на подходы, свойственные описательной биологии, но относительная независимость от миропонимания, характерного для экспериментальной физики);
2. введение в рамки познания мира культурных связей и отношений принципов нелинейности (многовариантности) и относительности.
Значение понятия исторического априори в археологии гуманитарного знания М. Фуко.
М. (П.-М.) Фуко (1926-1984) – французский теоретик культуры, историк и философ.
М. Фуко является создателем одной первых во Франции кафедр психоанализа. В профессиональном отношении М. Фуко сотрудничал с университетами г. Лилля и Высшей нормальной школой (Эколь Нормаль, г. Париж, 1951-1955), работал в Тунисском и Венсенском университетах (1967-1968), а также в Коллеж де Франс (1970-1984).
Основные сочинения: «Душевная болезнь и личность» (1954; книга переиздана в 1962 году как «Душевная болезнь и психология»); «История безумия в классическую эпоху» (1961); «Рождение клиники» (1963); «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966); «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975) и другие.
Основная проблема, которой занимается М. Фуко – это коренное переосмысление вопросов взаимных отношений элементов системы: субъект–познание–мир.
Главные результаты, полученные М. Фуко:
1. применение языка и текста в качестве метафорических обозначений универсального принципа, позволяющего раскрыть смысл культурных явлений, которые с классической точки зрения представляются предельно отчужденными: смерти, безумия, преступления и других;
2. выделение знаковых структур, задающих бессознательные способы понимания действительности: исторические априори или «эпистемы», характеризующие эпохи Возрождения(15-16 в.в.), период Классицизма (17-18 в.в.) и Современность (к. 18-20 в.в.; специфика эпистем как особого отношения Слова и Вещи в виде:
2.1. отождествления;
2.2. противопоставления;
2.3. схематизации.
3. выдвижение проекта новой антропологии в качестве учения о человеке как целостном существе, взятом во всех проявлениях его пребывания в бытии, а не только в качестве телесного образования.
Принципы грамматологии Ж. Деррида.
Ж. Деррида (1930-2004) – французский теоретик постмодернизма, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер Парижской школы (1980 – 1990е), преподаватель Сорбонны, Высшей Нормальной школы, Высшей школы социальных исследований (г. Париж), создатель Группы исследований в области философского образования, один из инициаторов Международного философского колледжа (1983).
Основные работы: «О грамматологии» (1967), «Голос и феномен» (1967), «Письмо и различие» (1967) и другие.
Основные достижения Ж. Деррида в области неклассических гуманитарных дисциплин:
1. обоснование метода деконструкции;
2. выдвижение проекта грамматологии как общей науки о письме;
3. разработка тезиса о текстовой природе культуры:
3.1. введение идеи «письма до письма» (зависимости знака от установок практики его создания);
3.2. применение метафорических способов для интерпретации социальной действительности (в особенности понятия «туземцы книги»).
Контрольные вопросы
1. В чем смысл морфологического подхода к культуре О. Шпенглера?
2. Раскройте значение понятия исторического априори в археологии гуманитарного знания М. Фуко.
3. Каковы принципы грамматологии Ж. Деррида?
Дополнительная литература
1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 307-309.
2. Философия: В 2 ч. Ч. 2. Современный курс философии [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2005. – С. 133-135.
3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 56-57; 111-112.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.