Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
ü Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования.
ü Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляет содержание работы воспитателя, обеспечивая активную жизненную позицию школьника в воспитательном процессе.
ü Самоопределение. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья, то есть человека в гармонии с самим собой.
ü Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы и мероприятия, а сам ребенок. Надо развивать его индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характера, чувство собственного достоинства.
ü Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатель опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
ü Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
ü Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника и семьянина.
В сложном процессе воспитания личности не всегда достигаются поставленные педагогические цели, не всегда достигается результат.
Причины :
- влияние нездоровой среды,
- ошибки родителей в воспитании,
- ошибки педагогов,
- несовершенство самой воспитательной работы и др.
У отдельных учащихся обнаруживаются существенные дефекты в поведении, во взглядах, в характере в целом.
Поэтому, наряду с воспитанием всей массы детей, подростков, молодежи, приходится в семье, в школе, в специальных воспитательных учреждениях, в трудовых коллективах заниматься и перевоспитанием личности.
Перевоспитание - это система воспитательных воздействий педагога, направленная на переделку, "перековку" неправильно сформировавшейся личности, на исправление тех ее качеств, привычек, черт, которые противоречат нормам и требованиям общества.
Перевоспитание - нелегкий и часто длительный процесс. Перевоспитать гораздо труднее, чем воспитать, так как педагогу приходится изменять уже сложившийся в той или иной мере стереотип поведения - привычки, взгляды, черты характера - и формировать новые, резко отличающиеся от прежних.
Степень трудности перевоспитания зависит от того, насколько далеко зашло неправильное развитие личности и в какой мере оно захватило личность.
В юридической литературе в настоящее время четко различаются термины:
- "трудный подросток",
- "правонарушитель",
- "преступник".
"Трудный ученик" - такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается слабо производительной. Это объективная точка зрения. Субъективная точка зрения – это такой ученик, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы (П.П. Блонский. «Трудные школьники». 1930 г.). В школе к ним чаще всего относят неуспевающих или дезорганизаторов.
"Трудный" - это ученик, не выполняющий требования семьи и школы, с трудом поддающийся обучению и воспитанию.
"Правонарушитель" - это ученик, совершающий проступки, запрещенные действующим правом. К таким проступкам относятся: мелкое хулиганство, бродяжничество, употребление наркотиков, проституция и т.д. Этих детей отправляют в спец. школы.
"Преступник" - это ученик, виновный в совершении общественно опасных действий, наказуемых в уголовном порядке. Их направляют в колонии (Миньковский. «Динамика и причины основных отклонений в поведении несовершенно- летних»).
В большей степени изучены две последние категории и меньше "трудные", а их больше - 3-5% на каждый класс (1-3 ученика), в 6-9 классах больше, чем в 1-5 и 10-11 классах.
В науке принято деление "трудных" детей на следующие категории:
1) педагогически запущенные дети;
2) социально запущенные дети;
3) нервнобольные.
1. «Под педагогической запущенностью мы понимаем такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы» (Невский. «Педагогическая запущенность подростков»).
2. Социально запущенные дети – это дети, попавшие под влияние окружающего общества или дети из неблагополучных семей.
3. Нервнобольные – это дети, нуждающиеся в лечении, для них необходимы специальные школы, но их не хватает, и нервнобольные находятся в школе вместе со здоровыми детьми. В общеобразовательной школе учителю приходится иметь дело со всеми тремя группами «трудных детей».
В зависимости от возраста меняются признаки "трудности":
1-5 классы - лень, капризность, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности.
6-9 классы - грубость, озлобленность, нежелание учиться, трудиться на общую пользу, стремление сделать что-либо вредное, повышенный интерес к сексуальным вопросам.
10-11 классы - пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, излишняя критичность, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, у некоторых болезненная замкнутость.
Иногда оценки учителей страдают субъективизмом. Поэтому важно узнать мнение учащихся, родителей, общественности.
С возрастом меняются не только признаки "трудности", но меняется содержание отрицательных качеств учащихся.
Если в начальной школе ученик проявлял лень в учении, то это было (могло быть) связано с неусидчивостью, неумением преодолеть первые учебные трудности. В среднем звене – лень из-за отсутствия интереса к предмету, за счет интереса к спорту. В старших классах - может появиться принцип, оправдывающий лень: не всем учеными быть, люди без образования тоже хорошо живут.
Несмотря на индивидуальность, неповторимо своеобразный облик каждого "трудного" ребенка, в проявлениях педагогически запущенных детей много общего, они выступают как внешние признаки, как симптомы педагогической запущенности. Остановимся на этих признаках:
1. Знания - как совокупность опыта личности. 80% «трудных» детей являются неуспевающими и второгодниками. Их характеризуют большие пробелы в знаниях, отрывочность, нечеткость знаний по учебным предметам. Отсутствие многих, выработанных в школе умений и навыков, низкое прилежание, лень, нежелание учиться, небрежность и неряшливость при выполнении учебных заданий, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий.
Многие из обследованных подростков, совершенно не имеют необходимых трудовых навыков, умений, стараются избегать трудовых заданий, особенно, если они их не интересуют.
Не обладая запасом необходимых знаний, эти подростки имеют отрицательный опыт: привыкли красть, курить, сквернословить.
Особенно опасным является знакомство с некоторыми отрицательными теневыми сторонами жизни, нередко искаженными и преувеличенными.
2. Общее развитие - в его основных внешних формах и проявлениях. Психическое развитие не соответствует возрасту. Восприятие - нечеткое, мало дифференцированное. Внимание - неустойчивое, быстро истощаемое. Наблюдательность - поверхностная. Память - не развита, не тренирована, либо ослаблена. Мышление - замедленное, конкретное, слабо развита абстрактность. Воображение - либо бедное, приземленное; либо безудержное, нереальное, оторванное от жизни. Речь развита плохо, устная засорена словами-паразитами, бранными выражениями, примитивна, однообразна. Пишут плохо, небрежно, с большим количеством ошибок.
Эмоции - неразвиты, стихийны, неуравновешенны. Трудные дети либо эмоционально несдержанны, сентиментальны, либо подавлены, угрюмы. Некоторые откровенно жестоки в обращении с людьми, животными, растениями. Несдержанность, вспыльчивость, грубость являются характерными чертами этих детей.
Их потребности часто примитивны: сводятся к вкусной еде, сладкому, питью, захватывающему зрелищу, частой смене впечатлений. Желания обычно являются основными мотивами их поступков.
Многие характеризуются отрицательной волевой направленностью: упрямство, своеволие, негативизм, отрицательная внушаемость, очень высокая активность, импульсивность, либо пассивность и лень.
3. Отношения - как совокупность эмоционально окрашенных реакций личности на явления субъективного и объективного мира.
Отношения педагогически запущенных детей полны противоречий, отклонений, ненормальностей.
К себе: высокая самооценка, переоценка собственной личности, неуверенность в собственных силах и способностях.
К окружающим: критичность к другим и некритичность к себе. Обостренное стремление к самоутверждению, болезненное самолюбие, гордость, чувство собственного достоинства. Отсутствие стремления к самоусовершенствованию, страдают от ощущения ненужности и одиночества.
По отношению к родителям, учителям - держат себя недоверчиво, настороженно, грубо. Проявляют неуважение, цинизм, ханжество, потерю родственных чувств.
Отношение к товарищам - либо грубое, высокомерное, либо заискивающее. Носит иногда демонстративный характер.
По отношению к нормам морали настроение скептическое. К результатам чужого труда, как правило, относятся потребительски. Разные виды деятельности вызывают различное отношение: учиться не хотят, не любят трудиться. Познавательные интересы снижены. Внимание привлекает остросюжетная, приключенческая литература. Отчетливо проявляют интерес и стремление к играм, развлечениям, походам, поездкам.
Все особенности «трудных», характеризующие их как педагогически запущенных, отражаются в поступках, в поведении, обусловливают различные трудности во взаимоотношениях с окружающими (товарищами, учителями, родителя- ми), придавая им нередко конфликтный характер.
Нарушение нормальных связей со средой обусловливается объективными причинами:
- непосильность выполнения требований,
- грубость, резкость воспитателей,
- иногда применение физической силы.
Кроме того, есть и субъективные причины:
- отсутствие необходимых знаний,
- недостатки в развитии,
- психическое состояние ребенка,
- физическое развитие.
Почему же процесс перевоспитания не всегда дает положительные результаты? Это объясняется рядом причин:
1 . Педагогическая работа с «трудными» детьми иногда носит формальный характер.
2 . Мешает бестактность и педагогическая несостоятельность отдельных учителей.
3 . Педагогическая работа с трудными детьми носит общий, а не индивидуальный характер.
4 . Работа имеет характер административных мер. Часто – это просто наказание, а не заботливая работа с учениками, в которой они нуждаются.
На основании глубокого анализа Павел Петрович Блонский в 1932 г. сделал выводы о мерах воздействия на "трудных" школьников.
1. Втягивать их теми или иными способами в коллективную жизнь. Предупреждал, что дезорганизаторы как работники очень неусидчивы, быстро выдыхаются. Поэтому поручать им нужно непродолжительную и интересную работу, постепенно делая из них полезных обществу работников.
2. Кустарная работа учителя-одиночки малоэффективна. Школа должна вести работу по оздоровлению быта населения. То есть должно быть соединение усилий учителей, родителей, общественников.
3. Изучение жизни, особенностей развития и поведения этих детей и на этой основе строить работу.
Необходимость перевоспитания может возникнуть не только по отношению к неуспевающим и дезорганизаторам. Есть и успевающие, вполне "средние", но с отклонениями в нравственном развитии: ложь, трусость, лицемерие, приспособленчество и т.д.
П.П. Блонский проблему "трудных" называл преимущественно "мужской" проблемой:
а) сказывается преобладание женского влияния на детей. Дома - 78,8% времени с матерями, 44,5% времени - с отцами. Женское влияние и в детских садах, и в школе, и в оздоровительных лагерях. Везде абсолютное большинство женщин. 1989г.- только 39% детей общаются и с мамами, и с папами;
б) преобладание словесных методов воспитания; в) отсутствие грамотных психологических рекомендаций. Поэтому необходимо:
- привлекать мужскую половину к воспитанию: воинов, студентов, отцов;
- постоянный педагогический контроль поведения и деятельности детей (шефство);
- принимать меры не только к трудным ученикам, но и к трудным родителям.
Но при выполнении следующих условий:
1 . Меры не должны приниматься, пока не ясна причина «трудности».
2 . Нужно учитывать все особенности этого ребенка.
3 . Нужно отказаться от коллективных форм воздействия на трудных детей.
4 . Мы должны настроить всех учителей на один подход к ребенку.
5 . Как видим, рекомендации П.П. Блонского актуальны и для сегодняшней школы.
Процесс воспитания предполагает и самовоспитание, которое сопутствует, как правило, правильному воспитанию и в то же время является его результатом и продолжением.
Социальный, научно-технический и культурный прогресс, необходимость воспринимать огромный поток разнообразной информации, необходимость в дальнейшем реализовать себя как личность и как профессионала - все это требует от человека огромной работы над собой, над развитием волевых качеств, познавательных способностей и над своим нравственным совершенствованием.
Архангельский, один из первых колонистов, вспоминал, что процесс воспитания А.С. Макаренко превращал в процесс самовоспитания.
На большое значение самовоспитания в формировании всесторонне развитой личности указывает Б.П. Есипов.
Что же такое самовоспитание?
1. Под самовоспитанием понимают «целенаправленную, планомерную работу над собой в целях совершенствования своих качеств» (А.Г. Ковалев).
2. «Самовоспитание - это деятельность человека с целью изменения своей личности» (Е.И. Медынский).
Второе определение ближе к истине, т.к. самовоспитание не всегда бывает постоянным, последовательным и планомерным. Деятельность ученика по самовоспитанию то активизируется, то замирает.
Кроме того, самовоспитание иногда может идти в направлении формирования отрицательных качеств, например, лицемерия, приспособленчества, жестокости. Поэтому не любое самовоспитание есть улучшение качеств личности.
Субъективно каждым занимающимся самовоспитанием эта деятельность переживается как положительная деятельность, направленная на выработку положительных качеств.
Многие выдающиеся люди занимались самовоспитанием. Так, Л.Н. Толстой, по собственному признанию, в молодости был плохо воспитанным и малообразованным человеком. Осознав огромные пробелы в собственном образовании, он намечает план самостоятельного изучения различных наук и искусств. Благодаря упорному труду он стал одним из образованнейших людей своего времени.
Когда Книппер-Чехова выразила восхищение характером Антона Павловича, тот ответил ей: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый... Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».
Занимаются ли школьники самовоспитанием?
Проведенные исследования говорят о том, что большинство учащихся занимаются самовоспитанием. Но, иногда, неправильно понимая сущность нравственных качеств и пути их воспитания, школьники совершают необдуманные поступки (например, стремясь к выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплыть реки, во время ссоры ввязываются в драки, развивают грубость, упрямство; пробуют наркотики, совершают суицидные попытки).
Есть среди части педагогов мнение, что самовоспитание не характерно для школьников. «Их еще воспитывать надо. Пусть сначала подрастут...». Эти суждения, конечно, ошибочны. «Самовоспитание в начальной стадии есть уже у маленьких детей» (А.И. Кочетов).
Дошкольник хочет быть храбрым как Шварцнейгер. А, раскаиваясь за совершенный проступок, просит прощения, обещает быть хорошим. Это и есть первое, часто неосознанное желание изменить себя, стать лучше, исправиться.
Для детей дошкольного возраста характерна начальная, элементарная стадия самовоспитания, связанная со стремлением изменить лишь поведение (не обижать товарищей, вежливо себя вести и т.д.). Как правило, дошкольник не осознает своих качеств. По данным ряда исследований (А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов) периодом, когда отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой, является старший подростковый возраст.
Подросток хочет не играть во взрослого (как дошкольник), не казаться им, а быть им, быть признанным другими. Это возраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства. Претендуя на взрослость, на уважение и признание его взрослыми, подросток не может не видеть своих слабостей и своей ограниченности, которую нередко маскирует за внешней независимостью и развязностью в поведении.
Сознание этого противоречия и толкает подростка к работе над собой с целью разрешения этого противоречия.
Подросток стремится посредством самовоспитания:
1. Устранить недостатки в собственном поведении.
2. Сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным. Воспитать у себя качества человека сильной воли: смелость, мужество, выносливость, настойчивость. Реже возникает желание развить интеллектуальные качества.
Цели самовоспитания с возрастом меняются: они становятся все более реалистическими, прозаическими, все более жизненно значимыми.
В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием, направляется на овладение умственными операциями, на формирование тех умений и навыков, которые связаны с профессией, на формирование высоких нравственных качеств.
Человек продолжает работать над собой и тогда, когда становится взрослым. Человек отстал бы, если бы постоянно не подтягивал себя к уровню новых требований, которые предъявляет жизнь.
Следовательно, самовоспитание, как фактор саморазвития, действует до глубокой старости.
Предпосылки самовоспитания
1. Предпосылкой самовоспитания является воспитание. Человек воспитанный всегда видит, чего ему недостает, и что нужно у себя выработать, в каком направлении себя развивать.
Воспитание формирует необходимые предпосылки для самовоспитания: нравственно-психологические (сформировано устойчивое стремление улучшить себя); познавательные (знает пути и средства самовоспитания и владеет ими); волевые (умеет четко определить, организовать деятельность по самовоспитанию).
2. Чтобы воспитать себя необходимо познать себя и критически все оценить. Самодовольство, зазнайство всегда ведут к застою или регрессу личности.
Не менее вредно самобичевание, неверие в свои силы. Такие люди считают работу над собой бессмысленным занятием: «Все равно ничего не получится».
Идеальным является такой случай, когда человек верит в себя, свои силы, но знает, что у него есть еще недостатки, с которыми ему нужно бороться.
Это как в Библии: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне смирение перенести то, что изменить нельзя, и дай мне мудрости отличить первое от второго».
Самосознание достигается благодаря следующим методам:
1. Сравнению себя с другими людьми, с жизнью и деятельностью значимых людей (из литературы или окружающей жизни).
2. Самостоятельному выводу о своих недостатках, возникшему побуждению задуматься о самом себе, открыть себя.
3. Сопоставлению мнений о самом себе и оценке других людей, сопоставлению с результатами собственной деятельности и поведения.
4. Активной деятельности, в ней человек лучше познает свои силы, слабости, достижения.
5. Оценке коллектива, она помогает оценить свои силы и возможности объективно и обоснованно.
В младших классах оценка учителя становится самооценкой учащихся. Как положительная, так и отрицательная оценка должна тонизировать дальнейшую работу ученика. Каждая оценка должна сочетаться с указанием, как достигнуть лучших результатов, избавиться от недостатков, должна сочетаться с помощью.
Средства самовоспитания
1. Самоанализ
Важным средством самоанализа может служить дневник, где человек описывает и оценивает свои поступки, личные качества, а также поведение, намечает программу самовоспитания.
В отношении роли дневника в самовоспитании нет еще единого мнения:
1. Одни считают его устаревшей формой самоанализа.
2. Другие пытаются всех заставить вести дневник.
Наблюдения показывают, что результаты самовоспитания не ниже у тех, кто не ведет специальный дневник.
Побуждая человека к самоанализу важно учитывать, что осознание своей личности само по себе не всегда активизирует его стремление к самовоспитанию. Бывает так, что человек оказывается в позиции равнодушного созерцателя своих недостатков и не пытается исправить их. Из этого состояния может вывести переживание человеком недовольства собой. Оно возникает в результате осознания противоречий между своими потребностями и возможностями. Для этого необходимо:
а) разъяснение человеку его ошибок,
б) общественное мнение,
в) критика коллектива,
г) конфликтные ситуации и др.
Сформировать у человека стремление улучшить себя - это уже много, но далеко не все. Молодые люди не всегда правильно умеют выбирать пути самовоспитания. Нужно помнить, что средства самовоспитания - не надуманные дела, а напряженный повседневный труд, выполнение принятых решений и обязательств.
2. Самообязательство. Это эволюция внешних требований к личности в ее внутренние требования, которые выражаются в виде программы деятельности:
а) "самоисправление" поступков - обещают исправиться, совершать нравст- венные поступки, чтобы быть лучше (дошкольники и младшие школьники);
б) у подростка наряду с изменением поступков включаются и изменения конкретных качеств личности: самостоятельности, смелости, настойчивости и т.д.;
в) в юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие самообязательств:
- сознательное отношение к самовоспитанию;
- абстрагирование качеств от поступков;
- осознание, что отдельными поступками не сформировать у себя желаемых качеств;
- выработать личные правила, определяющие основные линии поведения, систему поступков.
84% учащихся, занимающихся самовоспитанием, вырабатывают личные привила работы над собой:
- быть принципиальными,
- доводить начатое дело до конца,
- всегда смело давать сдачи обидчику,
- не показывать своего волнения,
- не допускать оскорблений,
- тщательно взвешивать свои слова и т.д.
Записывают и анализируют свои обязательства. 66% учащихся рассматривают самообязательства как средство сохранения от забывания, средство стимулирования. «Без письменной записи своих обещаний себе у меня в голове часто все хорошие рецепты разбегаются и распыляются, а главное - забываются!». «Хочешь - не хочешь, а надо выполнять» и т.д.
Эффективность самообязательств зависит от воспитания.
Принимаются самообязательства по внутреннему убеждению, зависят от требований общества, от обязанностей личности.
3. Самоотчет и самоконтроль. Самообязательства могут быть только тогда реализованы, когда личность контролирует свою деятельность по самовоспитанию.
Самоконтроль - установление отклонения реализуемой программы от задан- ной и внесение корректив в план деятельности.
Виды:
ü непреднамеренный - не планируется, осуществляется не систематически;
ü преднамеренный - по заранее составленному плану.
Самоотчет может быть за день, за неделю. Что сделано, что забыл, что сделал хорошо, а что плохо, учет своих поступков, которые предстоит сделать назавтра.
4. Самоприказ. Человек в процессе управления собой приказывает себе. Преодолевая те или иные трудности, человек отдает себе приказ: «надо», «хватит», «сделать», «приказываю себе».
5. Эмпатия. Это средство весьма хорошо, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления приходить к ним на помощь. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.
Итак, самоанализ, самообязательства, самоконтроль, самоприказ являются средствами самовоспитания личности.
Характер руководства самовоспитанием меняется в связи с изменением нравственного облика человека.
Первое время нужно практиковать средства, активизирующие самовоспитание (обсуждение с родителями). Затем необходимость в этих формах стимуляции от- падает. Самовоспитание принимает более глубокий, более внутренний характер. Но это не значит, что самовоспитание в юношеском возрасте становится «изолированным», внутренне индивидуальным процессом.
Отпадают лишь специальные формы руководства самовоспитанием. Но совместная жизнь в коллективе, общественное мнение, состояние воспитательной работы продолжает оказывать на самовоспитание большое влияние.
Итак, функция воспитателя: воспитать, перевоспитать и организовать процесс самовоспитания и поддерживать его, не ограничивая.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 352.