I . История возникновения и развития классно-урочной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В целом можно выделить следующие этапы развития классно-урочной системы:

- XVI век - опыт школ Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) - коллективная форма работы, по расписанию, каждое домашние задание называ- лось уроком.

- XVII век характеризуется обоснованием классно-урочной системы Я.А. Коменским.

Постепенно была создана система организации учебного процесса. Урок - это форма организации обучения. Были выделены следующие признаки урока:

а) постоянный состав учащихся,

б) одинаковый возраст обучающихся в одном классе,

в) одинаковый уровень подготовки,

г) занятия в определенное время,

д) твердое расписание занятий,

е) непосредственное руководство процессом обучения учителем,

ж) применение разнообразных методов обучения,

з) сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ. Некоторые из них сохранились еще со времен Я.А. Коменского, например, продолжительность урока - 45 минут.

- XIX век - в Германии, И.Ф. Гербарт и его последователи создали схему урока - шаблон.

Положительные результаты создания уроков - шаблонов: это были первые в истории методические пособия для учителя. Они явились колоссальным шагом вперед. Не зря именно И.Ф. Гербарту при жизни на родине был воздвигнут памятник (единственному педагогу).

Отрицательные результаты: использование схем привело к шаблонному построению урока. "Шаблон" стал нарицательным словом по отношению к уроку.

- Прогрессивная педагогика XIX века - А. Дистервег. Исходил из идеи развивающего обучения: "На уроках должно царить мышление; следовательно - вопросы и ответы, искание и нахождение, жизнь, но не смерть". ("Руководство к образованию немецких учителей": Избр. соч.- М.: Учпедгиз, 1956. - C.182.)

- К.Д. Ушинский резко критиковал уроки, строящиеся по шаблону, "чтоб дети не сидели без мысли в голове и без дела в руках", требовал так организовать работу на уроке, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для этого материал.

"Каждый урок - шаг вперед и для учителя, и для ученика. Критерием учительского достоинства является умение учителя занять всех учеников". (К.Д.Ушинский)

- Были сделаны попытки отойти от классно-урочной системы. В первой половине XIX века в Англии получила распространение белланкастерская система взаимного обучения, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Эта система получила распространение во многих странах как быстрый и дешевый способ обучения грамоте. Методика обучения была крайне стандартизированной: ее основой было механическое заучивание материала. Учебников не было. Каждый монитор ежедневно получал методические инструкции от учителя. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. В результате ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками письма и счета, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования. Попытки применить метод взаимного обучения в средней школе потерпели неудачу.

В начале XX века в США получил распространение Дальтон - план - система индивидуализированного обучения. При организации работы по этой системе учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очередности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объем учебного материала разбивался на месячные разделы - "подряды", которые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания. В начале учебного года каждый ученик заключал с учителем договор ("контракт") о самостоятельной проработке определенного задания в намеченное время. Учебные программы по предметам содержали методические указания, помогающие учащимся самостоятельно работать с различны- ми источниками и пособиями. Учащиеся работали в отдельных предметных кабинетах - лабораториях, где могли получить консультацию учителя - специалиста по данному предмету. Особое внимание уделялось учету работы школьников, осуществляемому при помощи сложной системы карточек, где отмечался ход выполнения месячных заданий как каждым учеником, так и отдельными классами. Деление на классы сохранялось лишь для решения организационных задач.

Дальтон - план позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, приучая их к самостоятельности, развивал инициативу, побуждал к поиску рациональных методов работы и вырабатывал чувство ответственности за выполнение заданий в соответствии с принятыми на себя обязанностями.

Но, в то же время выявились и отрицательные последствия использования этой системы:

·крайняя индивидуалистичность, не все могут учиться самостоятельно;

· отстает развитие устной речи;

·снижение воспитательного характера обучения;

·перечеркнута роль учителя как руководителя;

·нет единства, нет коллектива;

·нужна хорошая материальная база;

·ученики должны быть подготовлены к такой системе работы.

Под влиянием Дальтон - плана в 20-х - начале 30-х гг. в СССР появилась еще одна форма организации учебной работы - бригадно-лабораторный метод: учащиеся разбивались на группы - бригады по 5-7 человек в каждой. В бригаду подбирались дети различного уровня подготовленности: один - сильный, двое - средних, остальные - слабые. На год назначался бригадир, который и отвечал за бригаду. Каждой бригаде давались задания на срок от двух недель до 1 месяца, в них указывалась учебная литература, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения. Метод включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады, оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда каждого ученика отсутствовал. В результате в бригадах работали только самые активные, сильные ученики. Все это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность.

Специальным Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932г. "Об учебных программах" было осуждено повсеместное применение бригадно-лабораторного метода. Вместе с тем из практики школы были изъяты и положительные стороны такой организации работы: деятельность малых групп, курс на самостоятельность. Опыт разумного сочетания различных форм организации воспитательно-образовательного процесса используется в современной школе.

В этом же постановлении утверждалось, что в начальной и средней школах урок закреплен как основная форма организации учебной работы . Это постановление не отменено до сих пор.

Второй кризис классно-урочной системы в нашей стране пришелся на 50-гг.

Ощутимо стали сказываться на результатах обучения недостатки традиционного урока. Эти недостатки прежде всего заключались:

1. В трафаретном построении урока.

2. В нерациональном использовании времени - больше работает учитель, чем ученики (9/10 урока).

Пример: анализ 112 уроков истории (55-56 гг.) школ города Новосибирска показал, что из 5040 минут учебного времени самостоятельная работа учащихся заняла лишь 580 минут (11%). Остальное время дети слушали учителей и отвечающих, причем на 72 уроках из 112 вообще не было никакой самостоятельной работы (по данным Кашина).

Приводился хронометраж 50 уроков истории (по данным Соловьева):

- на организационный момент - 1,2%;

- опрос - 53,5% (самостоятельная работа - 0,2%);

- изучение нового материала - 40,9% (самостоятельная работа - 1,4%);

- закрепление вопросно-ответным методом - 3,6% (самостоятельная работа - 0,8%).

3. В однообразии видов деятельности на уроках.

4. В неуправляемом характере процесса усвоения знаний - этот недостаток вытекает из остальных. Действительно, в условиях, когда значительная часть времени затрачивается на продолжительный индивидуальный опрос двух - трех учеников, когда усвоение новых знаний осуществляется "на слух", только по рассказу или объяснению учителя, а закрепление знаний происходит путем устного воспроизведения мате- риала двумя - тремя учениками, то даже квалифицированным учителям трудно увидеть результаты каждого урока, т.е. знать о степени усвоения материала всеми учениками.

Поэтому каждый последующий урок проводится без учета фактического уровня знаний учащихся. Оставаясь без контроля учителя, некоторые ученики имеют пробелы в знаниях и не могут глубоко и осознанно овладевать новыми знаниями. Результат этого - формализм в знаниях, запущенность, второгодничество.

5. Процесс обучения четко замкнут в школе. В 1958г. был опубликован "Закон о перестройке системы народного образования и перспективах дальнейшего развития", в котором рекомендовалось:

- одиннадцатилетнее обучение,

- обязательное получение профессии. Были поставлены следующие проблемы:

1. Как строить на уроке изложение материала с учетом индивидуальных особенностей.

2. Как сделать, чтобы познавательный интерес стал ведущим мотивом учения.

3. Как добиться единства обучения и воспитания на уроке.

После этого начался подъем творческой деятельности, педагогического новаторства. Много нового в совершенствование урока внес опыт учителей липецкой, ростовской, новосибирской и других областей.

Вклад липецких учителей (начало 60-х гг.):

1 Отступили от шаблонного построения комбинированного урока.

2 Рассматривают урок как единый процесс без деления на части: опрос, объяснение, повторение.

3 Рационально используют время, ценя его: самостоятельная работа (малые контрольные работы на каждом уроке), поурочный балл, комментированное письмо, уплотненная работа и т.д.

4 Введение разнообразных тренировочных творческих работ (сочинения - миниатюры и т.д.).

5 Разбирали материал на уроке.

Результат:

·Высокая мыслительная активность.

·Увлеченность обучением.

·Накапливание не только знаний, но и умений, и навыков.

·Воспитание самостоятельности в усвоении знаний.

·Наличие сознательной дисциплины.

Итог:

ü повышение успеваемости;

ü работа без второгодничества.

Вклад ростовских учителей:

1. Дифференцированность обучения.

2. Индивидуальная работа.

Вклад новосибирских учителей:

Различные виды самостоятельной работы на уроке.

Вклад кемеровских учителей:

Кабинетная система.

Итак, классно-урочную систему необходимо оставить. Для этого есть ряд причин: 

Ø Есть организационная четкость и упорядоченность всего учебно- воспитательного процесса.

Ø Системность и последовательность обучения.

Ø Непосредственное эмоциональное взаимодействие учителя и учеников.

Ø Взаимодействие между учениками.

II. Современный урок, условия, способствующие его проведению Проблемы современного урока:

1. Необходимо сообщить большой объем информации;

2. Развитие самостоятельности ребят и их познавательной активности;

3. Формировать не только критическое начало, но и конструктивное. Ломать - не строить.

Современный урок - четко организованная форма воспитательно- образовательной работы, включающая разнообразные коллективные и индивидуальные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления. Каждый урок - это законченный отрезок учебной работы.

Главная задача - реализация материала и получение отдачи от ребят.

Функции урока:

1. Образовательная, информационная функция, которая должна сочетаться с фундаментальными знаниями (усвоение новых понятий, формирование умений, навыков).

2. Развивающая функция - способствует развитию мышления, памяти и т.д.

3. Воспитательная функция - формирование определенных ценностей через эрудицию учителя.

Для реализации этих функций нужны следующие условия:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.