В целом можно выделить следующие этапы развития классно-урочной системы:
- XVI век - опыт школ Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) - коллективная форма работы, по расписанию, каждое домашние задание называ- лось уроком.
- XVII век характеризуется обоснованием классно-урочной системы Я.А. Коменским.
Постепенно была создана система организации учебного процесса. Урок - это форма организации обучения. Были выделены следующие признаки урока:
а) постоянный состав учащихся,
б) одинаковый возраст обучающихся в одном классе,
в) одинаковый уровень подготовки,
г) занятия в определенное время,
д) твердое расписание занятий,
е) непосредственное руководство процессом обучения учителем,
ж) применение разнообразных методов обучения,
з) сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ. Некоторые из них сохранились еще со времен Я.А. Коменского, например, продолжительность урока - 45 минут.
- XIX век - в Германии, И.Ф. Гербарт и его последователи создали схему урока - шаблон.
Положительные результаты создания уроков - шаблонов: это были первые в истории методические пособия для учителя. Они явились колоссальным шагом вперед. Не зря именно И.Ф. Гербарту при жизни на родине был воздвигнут памятник (единственному педагогу).
Отрицательные результаты: использование схем привело к шаблонному построению урока. "Шаблон" стал нарицательным словом по отношению к уроку.
- Прогрессивная педагогика XIX века - А. Дистервег. Исходил из идеи развивающего обучения: "На уроках должно царить мышление; следовательно - вопросы и ответы, искание и нахождение, жизнь, но не смерть". ("Руководство к образованию немецких учителей": Избр. соч.- М.: Учпедгиз, 1956. - C.182.)
- К.Д. Ушинский резко критиковал уроки, строящиеся по шаблону, "чтоб дети не сидели без мысли в голове и без дела в руках", требовал так организовать работу на уроке, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для этого материал.
"Каждый урок - шаг вперед и для учителя, и для ученика. Критерием учительского достоинства является умение учителя занять всех учеников". (К.Д.Ушинский)
- Были сделаны попытки отойти от классно-урочной системы. В первой половине XIX века в Англии получила распространение белланкастерская система взаимного обучения, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Эта система получила распространение во многих странах как быстрый и дешевый способ обучения грамоте. Методика обучения была крайне стандартизированной: ее основой было механическое заучивание материала. Учебников не было. Каждый монитор ежедневно получал методические инструкции от учителя. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. В результате ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками письма и счета, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования. Попытки применить метод взаимного обучения в средней школе потерпели неудачу.
В начале XX века в США получил распространение Дальтон - план - система индивидуализированного обучения. При организации работы по этой системе учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очередности изучения различных учебных предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объем учебного материала разбивался на месячные разделы - "подряды", которые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания. В начале учебного года каждый ученик заключал с учителем договор ("контракт") о самостоятельной проработке определенного задания в намеченное время. Учебные программы по предметам содержали методические указания, помогающие учащимся самостоятельно работать с различны- ми источниками и пособиями. Учащиеся работали в отдельных предметных кабинетах - лабораториях, где могли получить консультацию учителя - специалиста по данному предмету. Особое внимание уделялось учету работы школьников, осуществляемому при помощи сложной системы карточек, где отмечался ход выполнения месячных заданий как каждым учеником, так и отдельными классами. Деление на классы сохранялось лишь для решения организационных задач.
Дальтон - план позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, приучая их к самостоятельности, развивал инициативу, побуждал к поиску рациональных методов работы и вырабатывал чувство ответственности за выполнение заданий в соответствии с принятыми на себя обязанностями.
Но, в то же время выявились и отрицательные последствия использования этой системы:
·крайняя индивидуалистичность, не все могут учиться самостоятельно;
· отстает развитие устной речи;
·снижение воспитательного характера обучения;
·перечеркнута роль учителя как руководителя;
·нет единства, нет коллектива;
·нужна хорошая материальная база;
·ученики должны быть подготовлены к такой системе работы.
Под влиянием Дальтон - плана в 20-х - начале 30-х гг. в СССР появилась еще одна форма организации учебной работы - бригадно-лабораторный метод: учащиеся разбивались на группы - бригады по 5-7 человек в каждой. В бригаду подбирались дети различного уровня подготовленности: один - сильный, двое - средних, остальные - слабые. На год назначался бригадир, который и отвечал за бригаду. Каждой бригаде давались задания на срок от двух недель до 1 месяца, в них указывалась учебная литература, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения. Метод включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады, оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учет труда каждого ученика отсутствовал. В результате в бригадах работали только самые активные, сильные ученики. Все это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность.
Специальным Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932г. "Об учебных программах" было осуждено повсеместное применение бригадно-лабораторного метода. Вместе с тем из практики школы были изъяты и положительные стороны такой организации работы: деятельность малых групп, курс на самостоятельность. Опыт разумного сочетания различных форм организации воспитательно-образовательного процесса используется в современной школе.
В этом же постановлении утверждалось, что в начальной и средней школах урок закреплен как основная форма организации учебной работы . Это постановление не отменено до сих пор.
Второй кризис классно-урочной системы в нашей стране пришелся на 50-гг.
Ощутимо стали сказываться на результатах обучения недостатки традиционного урока. Эти недостатки прежде всего заключались:
1. В трафаретном построении урока.
2. В нерациональном использовании времени - больше работает учитель, чем ученики (9/10 урока).
Пример: анализ 112 уроков истории (55-56 гг.) школ города Новосибирска показал, что из 5040 минут учебного времени самостоятельная работа учащихся заняла лишь 580 минут (11%). Остальное время дети слушали учителей и отвечающих, причем на 72 уроках из 112 вообще не было никакой самостоятельной работы (по данным Кашина).
Приводился хронометраж 50 уроков истории (по данным Соловьева):
- на организационный момент - 1,2%;
- опрос - 53,5% (самостоятельная работа - 0,2%);
- изучение нового материала - 40,9% (самостоятельная работа - 1,4%);
- закрепление вопросно-ответным методом - 3,6% (самостоятельная работа - 0,8%).
3. В однообразии видов деятельности на уроках.
4. В неуправляемом характере процесса усвоения знаний - этот недостаток вытекает из остальных. Действительно, в условиях, когда значительная часть времени затрачивается на продолжительный индивидуальный опрос двух - трех учеников, когда усвоение новых знаний осуществляется "на слух", только по рассказу или объяснению учителя, а закрепление знаний происходит путем устного воспроизведения мате- риала двумя - тремя учениками, то даже квалифицированным учителям трудно увидеть результаты каждого урока, т.е. знать о степени усвоения материала всеми учениками.
Поэтому каждый последующий урок проводится без учета фактического уровня знаний учащихся. Оставаясь без контроля учителя, некоторые ученики имеют пробелы в знаниях и не могут глубоко и осознанно овладевать новыми знаниями. Результат этого - формализм в знаниях, запущенность, второгодничество.
5. Процесс обучения четко замкнут в школе. В 1958г. был опубликован "Закон о перестройке системы народного образования и перспективах дальнейшего развития", в котором рекомендовалось:
- одиннадцатилетнее обучение,
- обязательное получение профессии. Были поставлены следующие проблемы:
1. Как строить на уроке изложение материала с учетом индивидуальных особенностей.
2. Как сделать, чтобы познавательный интерес стал ведущим мотивом учения.
3. Как добиться единства обучения и воспитания на уроке.
После этого начался подъем творческой деятельности, педагогического новаторства. Много нового в совершенствование урока внес опыт учителей липецкой, ростовской, новосибирской и других областей.
Вклад липецких учителей (начало 60-х гг.):
1 Отступили от шаблонного построения комбинированного урока.
2 Рассматривают урок как единый процесс без деления на части: опрос, объяснение, повторение.
3 Рационально используют время, ценя его: самостоятельная работа (малые контрольные работы на каждом уроке), поурочный балл, комментированное письмо, уплотненная работа и т.д.
4 Введение разнообразных тренировочных творческих работ (сочинения - миниатюры и т.д.).
5 Разбирали материал на уроке.
Результат:
·Высокая мыслительная активность.
·Увлеченность обучением.
·Накапливание не только знаний, но и умений, и навыков.
·Воспитание самостоятельности в усвоении знаний.
·Наличие сознательной дисциплины.
Итог:
ü повышение успеваемости;
ü работа без второгодничества.
Вклад ростовских учителей:
1. Дифференцированность обучения.
2. Индивидуальная работа.
Вклад новосибирских учителей:
Различные виды самостоятельной работы на уроке.
Вклад кемеровских учителей:
Кабинетная система.
Итак, классно-урочную систему необходимо оставить. Для этого есть ряд причин:
Ø Есть организационная четкость и упорядоченность всего учебно- воспитательного процесса.
Ø Системность и последовательность обучения.
Ø Непосредственное эмоциональное взаимодействие учителя и учеников.
Ø Взаимодействие между учениками.
II. Современный урок, условия, способствующие его проведению Проблемы современного урока:
1. Необходимо сообщить большой объем информации;
2. Развитие самостоятельности ребят и их познавательной активности;
3. Формировать не только критическое начало, но и конструктивное. Ломать - не строить.
Современный урок - четко организованная форма воспитательно- образовательной работы, включающая разнообразные коллективные и индивидуальные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления. Каждый урок - это законченный отрезок учебной работы.
Главная задача - реализация материала и получение отдачи от ребят.
Функции урока:
1. Образовательная, информационная функция, которая должна сочетаться с фундаментальными знаниями (усвоение новых понятий, формирование умений, навыков).
2. Развивающая функция - способствует развитию мышления, памяти и т.д.
3. Воспитательная функция - формирование определенных ценностей через эрудицию учителя.
Для реализации этих функций нужны следующие условия:
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.