1. Повышение научно-теоретического уровня урока (идет по линии совершенствования программы - в теме "Сущность процесса обучения" об этом говорили подробно).
2. Развитие познавательной активности учащихся в ходе учебной работы на уроке.
а) Мобилизующее начало урока (отказ от организационного момента - мобилизовать на работу).
Задачи: включить весь класс, заставить работать мысль, создать деловую обстановку.
Способы: игра, упражнение, разбор и т.д. (по заранее подготовленным материалам).
б) Поэлементное усвоение материала (новых знаний) - по порциям, логически связанным между собой, усвоение на протяжении всего урока. Такое усвоение предупреждает пробелы в знаниях, обеспечивает последовательное и самостоятельное усвоение (важно в начальных и 5-6 классах).
в) Поисковый путь усвоения новых знаний - исходит из психологических исследований и опыта учителей, определивших зависимость успешности усвоения знаний от возникшей у учащихся потребности в их приобретении. Потребность может возникнуть как следствие определенных жизненных ситуаций, но ее может и не быть, тогда ее нужно создать (путем применения соответствующих приемов учебной работы). Одним из таких приемов является поисковый путь - когда проблема, поставленная на уроке, является началом познавательного поиска. Вопрос или задание требуют от учеников преодоления трудностей, вытекающих из недостаточности их знаний - это вызывает потребность в приобретении новых знаний, стимулирует их на изучение нового материала, повышает познавательную активность учащихся.
Поисковый путь обучения чаще всего находит свое выражение в таком по- строении урока, когда новые знания формируются на основе непосредственных наблюдений, небольших опытов, на основе школьного эксперимента.
Успех порождается тем, что при такой организации усвоения новых знаний учащиеся неоднократно переходят от теории к практике и от практики к теории. Это упражняет учащихся связывать тот или иной виды деятельности, пробуждает мыслительную активность, позволяет сделать необходимые обобщения, приучает их пользоваться (овладевать) мыслительными операциями: анализом и синтезом (пусть в элементарном виде).
г) Активизация процесса закрепления знаний - развитие самостоятельности школьников, овладение приемами самостоятельной умственной деятельности путем:
- сравнения и противопоставления фактов;
- анализа и синтеза;
- приемов обобщения, самостоятельных выводов, постепенности в наращивании сложности мыслительных операций;
- раскрытия причинно-следственных связей;
- перехода от конкретного мышления к абстрактному (и наоборот).
Формирует правильное соотношение наглядно-образного и логического мышления учеников, сознательное усвоение и творческое применение знаний, связь теории с практикой, готовит к жизни, труду.
Закрепление - не простое припоминание, а умение пользоваться знаниями практически. Отсюда основное внимание необходимо уделять следующему:
1) упражнению в практическом применении знаний при выполнении различных видов самостоятельной работы;
2) совершенствованию приемов повторения:
- непрерывное включение ранее усвоенных знаний в новые связи - возможность переосмысливать на более высоком уровне понимания;
- повторение в процессе практического применения знаний;
- использование повторительно-обобщающих уроков;
- применение итогового повторения в новой последовательности (по предметным темам);
- комплексное повторение (по ряду предметов, на основе межпредметных связей).
д) Многообразие видов деятельности на уроке, частая их смена активизирует деятельность учащихся на уроке, позволяет последовательно и тщательно отработать каждый элемент знаний по изучаемой теме, открывает возможность разно- сторонне подойти к изучению каждого явления, факта, правила, рассмотреть его в разных связях. В результате появляется сознательность и прочность усвоения. Обеспечивает высокий темп урока.
Утверждения, будто бы частая смена видов деятельности на уроке ведет к перенапряжению детских сил, не имеют под собой почвы. Еще К.Д.Ушинский писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».
Высокий темп урока обеспечивает высокий темп учебной работы каждого ученика, что дает возможность подготовиться к жизни, к будущей трудовой деятельности.
Таковы пути, приемы активизации познавательной деятельности учащихся в ходе учебной работы на уроке как одного из направлений совершенствования современного урока.
Другие направления:
3. Дифференциация учебной деятельности - учет индивидуальных возможностей учащихся в процессе коллективной учебной работы на уроке.
Для всех учащихся отечественной школы предусматривается единый объем учебного материала, рассчитанного программой. Но это не исключает индивидуального подхода в обучении. Учет индивидуальных возможностей учащихся в процессе коллективной учебной работы на уроке обычно осуществляется в трех направлениях:
а) развитие познавательных способностей и преодоление пробелов в знаниях менее подготовленной части учеников;
б) учет неодинаковых возможностей учащихся при определении объема и характера учебных заданий на уроке;
в) дополнительная система заданий для тех учащихся, которые имеют хорошую подготовку, большие возможности, интерес и склонности к предмету.
От учителя требуется большая подготовительная работа: подготовка не- скольких вариантов задания разных по сложности исполнения (но единых по содержанию).
Дифференциация учебной работы возможна только при условии, если учитель повседневно следит за результатами работы каждого ученика, за его развитием, знает его сильные и слабые стороны.
Большое значение имеют дополнительные индивидуальные поручения:
- самостоятельно провести опыт, требующий длительного времени, и о результатах рассказать в классе;
- провести демонстрацию эксперимента;
- прочитать дополнительную литературу и дополнить рассказ учителя;
- подготовить к уроку наглядные пособия и т.д.
Эти индивидуальные поручения удовлетворяют интеллектуальные потребности учащихся, развивают интерес к предмету, к учению в целом.
4. Широкое применение технических средств обучения повышает эффективность учебного процесса и облегчает труд учителя.
Задача технического оснащения школы на современном этапе развития решается с помощью следующих элементов:
- создание новых, более совершенных учебных приборов, демонстрационного и лабораторного оборудования;
- кино- и видеоуроки;
- компьютерные программы.
Это комплекс разнообразных светотехнических и звуковых пособий, используемых в учебном процессе.
Таким образом, принципиальные основы классно-урочной системы не изжили себя и в условиях новой школы, обеспечивают в основном такую организацию учебного процесса, которая позволяет успешно вооружать учащихся прочными знаниями основ наук, осуществлять связь обучения с жизнью и трудом.
а) Точно регламентированное время не мешает: возможны сдвоенные уроки.
б) Постоянный состав учащихся необходим для формирования коллектива.
в) Стабильность по расписанию - не нарушается, так как экскурсии, практика и др. предусматриваются заранее и отражаются в годовых графиках, планах. Жизнь требует не отказа от классно-урочной системы обучения, а ее дальнейшего совершенствования. Преобладание классно-урочной системы в отечественной школе имеет особый социальный смысл, так как способствует воспитанию коллективизма, общественной активности, навыков социального общения.
Поэтому классно-урочная система предполагает организацию всего класса в единый коллектив с определенными правами, обязанностями и нормами взаимоотношений в процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности. На уроке сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные формы учебных занятий. Но нельзя не видеть того, что урок, оставаясь основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе, в новых условиях стал "тесен" для некоторых видов практической деятельности учащихся. За последние годы воз- росло значение различных видов практических занятий и учебных экскурсий, которые приобрели значение особых форм организации учебного процесса, применяемых наравне с уроком. К таким формам относятся: учебно-практические занятия разных видов, семинарские занятия, учебные экскурсии, учебные конференции, консультации, дополнительные занятия и т.д. Таким образом, мы можем говорить о многообразии организационных форм обучения при классно-урочной системе.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.