I. Понятие о методах воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод в общефилософском значении слова - это «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта» (Философская энциклопедия. - М., 1964. - С. 409).

«Метод - это способ действия (деятельности)» (Философский словарь. - М., 1968. - С. 267).

Учитывая, что этот способ, как указано в определении, связан со спецификой предмета, на который он направлен, мы определяем воспитание как целенаправленное воздействие на личность, и можем дать следующее определение метода воспитания как способа целенаправленного воздействия на личность. (Л.И.Божович)

Метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер.

Наряду с понятием «метод» существуют такие понятия как «прием», «средство», «условие» воспитания. Определим, что обозначают названные категории и в каком отношении к понятию «метод» они находятся (Это тем более важно, так как часть авторов их относит к методам).

Метод (в философском смысле) - способ познания или преобразования действительности . В этом его главное и единственное назначение (убеждение, упражнение, поощрение, наказание).

Средство - это виды деятельности, которые сами по себе, объективно, по сути своей способами познания и преобразования действительности не являются и становятся ими только тогда, когда используются для достижения определенной цели (обладают самостоятельной жизнью). Игра, общественно- полезный труд и являются такими категориями.

В Толковом словаре игра определяется так:

- деятельность, занятие детей;

- занятие, обусловленное совокупностью правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта.

По педагогической энциклопедии: «Игра - один из видов деятельности человека и животных». Нет и намека на ее воспитательную роль. Игра номинально не способ нравственного воспитания. Это вид деятельности, назначение которого и отдых, и удовольствие, и развитие воображения, и становление волевых качеств, и физическая закалка.

Но игра может стать орудием воспитания, если мы организуем ее таким образом, что она будет служить достижению воспитательной цели и в этом случае явится воспитательным средством - средством воспитания коллективизма, организационных навыков, принципиальности, справедливости и других качеств.

При этом другие, не менее существенные названные выше ее функции осознаются нами как второстепенные.

То же можно сказать и о труде. Главное назначение труда - производство материальных благ и средств производства. Труд сам по себе еще не оказывает воспитательного воздействия. Таким его делает специальная педагогическая организация.

Итак, игра и труд могут быть использованы как средство воспитания, так как они обладают способностью служить воспитательной цели.

Методы же (и номинально, и фактически) специально предназначены для достижения цели. Единственно - в этом их суть.

Условия воспитания - обстоятельства, являющиеся предпосылкой эффективного воспитания ; обстоятельства, стимулирующие формирование убеждений, навыков поведения учащихся. Они способствуют, таким образом, высокой результативности воспитательного процесса.

К условиям воспитания можно отнести:

- пример воспитателя;

- предъявление учащимся четких обоснованных требований;

- параллельное действие на ребенка учителя и коллектива;

- постановка перспектив перед коллективом.

 Воспитательный прием - конкретное приложение метода в определенных специфических условиях.

Так, приемами убеждения являются:

- использование положительных фактов из жизни выдающихся, значительных в глазах детей личностей;

- использование поэтических произведений в процессе беседы;

- вскрытие отрицательной (или положительной) сущности поступка через показ его вреда (или пользы) при условии его массовости (А что, если все так будут делать).

Психологи проанализировали целый ряд приемов убеждения, классифицируя их с точки зрения логики аргументации:

1. Сопоставление отрицательного поступка ученика с противоположным поступком весьма авторитетного в глазах ребенка человека.

2. Сопоставление отрицательного поступка с аналогичным поступком явно отрицательного, в представлении ученика, лица.

3. Раскрытие новых положительных сторон в объекте, на который направлены отрицательные поступки учащихся и др.

К методу воспитывающих ситуаций относится такой прием как создание следующей ситуации - предоставление воспитаннику того, к чему он стремится обманным путем и на что он не имеет права.

А.С. Макаренко приводит такой пример. «Двое коммунаров были замечены в том, что воровали у торговок на рынке пригоршни семечек. На следующий день в столовой около их приборов появились два стакана семечек. На следующий день это повторилось. Понимать это нужно было следующим образом: ешь, сколько хочешь, только не позорь коммуну».

Итак, прием носит по отношению к методу частный, подчиненный характер, являясь конкретизацией метода. Прием в большей степени, чем все другие педагогические категории, связанные со способом воздействия, зависит от творчества воспитателя, от его умения видеть и понимать ребенка, от находчивости и изобретательности педагога, от его педагогической интуиции.

Метод воспитания может выступать как система или совокупность приемов, а может выступать и однозначно (метод наказания, создание воспитывающих ситуаций).

Для методов воспитания, так же как и для методов обучения, характерна живая, диалектическая связь и взаимопереход между методами и приемами.

Убеждение - самостоятельный метод, и убеждение - прием упражнения (проводится краткая беседа перед деятельностью).

Для отечественной системы воспитания характерно многообразие методов, нельзя считать какой-то один метод главным, универсальным, единственно возможным.

Личность - сложное психологическое явление. Это единство (сложное и противоречивое иногда) качеств, свойств, черт. Поэтому и воспитывать личность, опираясь на один какой-то метод нельзя.

«Личность воспитывается синтетически», - писал А.С. Макаренко.

Единство сознания и поведения - положение отечественной психологии. Разъясняя нормы и правила поведения, мы не только оказываем воздействие на сознание, но и на поведение. А организация общественной деятельности учащихся формирует не только поведение, но и сознание.

II. Требования, предъявляемые к методам воспитания

Теория воспитания требует применения различных методов. Чем определяется выбор методов воспитания? Что нужно учитывать?

Цели и задачи воспитания.

Идея гармонично развитой личности появилась еще в Древней Греции. На современном этапе мы имеем мечту, но мы не приблизились к ней. Поэтому целью воспитания остается формирование гармонично развитой личности, но нужны приближенные цели.

Эти цели будут зависеть: от конкретной личности, от конкретных условий, в которых эта личность находится.

Задачи воспитания: поднять активность, сознательность личности, развить ее индивидуальность; создать условия для развития индивидуальности.

Как создать условия для системы воспитания?

Необходимо изменить систему образования. Для работы с личностью необходимо, чтобы в классе училось около 15 человек (по зарубежному опыту), но не хватает школьных зданий. У нас даже нет проектов школьных зданий с количеством учащихся в классе до 15 человек.

В качестве положительного примера можно привести создание в Центральном районе г. Кемерово образовательных округов (по опыту школ г. Санкт- Петербурга).

Так, в первый округ вошли: классический лицей, гимназии: № 62 - естественнонаучная, № 1 - экономико-математическая, № 41 - гуманитарная, школа № 84 - естественнонаучная и общеобразовательные школы: № 4, № 40, № 10. Родители и ученики имеют право выбора любой школы округа, в том числе и гимназии.

Начальная школа в гимназиях работает в 4-летнем режиме. При приеме детей в школу психолог обследует ребенка с целью изучения:

- соответствия уровня развития;

- склонности к одному из направлений;

- готовности к школе.

Методы воспитания могут быть различны. В мировой педагогике существует три подхода:

1 На первом месте стоит индивидуализация, коллективные формы деятельности игнорируются (Германия).

2 На первом месте коллективистские методы, индивидуальность ребенка

3 практически не учитывается (Китай).

4 Уделяя большое внимание индивидуализации воспитания, большое место уделяется и коллективной творческой деятельности (в большинстве стран мира).

Необходимо отметить, что в ряде стран до сих пор разрешены телесные наказания, карцеры. В Англии телесные наказания были запрещены только в 1980 г. Когда это произошло, учителя государственных школ бастовали 5 дней. В частных школах телесные наказания существуют до сих пор.

При выборе методов воспитания необходимо учитывать следующее:

Методы убеждения и упражнения должны сочетаться, использоваться в органическом единстве. Словесные методы (беседу, рассказ на этическую тему) сочетать с организацией правильного поведения человека в коллективе.

Типичные ошибки школы и семьи: преобладание словесных методов. А.С. Макаренко говорил о последствиях преимущественного использования словесных методов: «Воспитаем лицемеров и болтунов, много говорят о правильных вещах, но мало правильно делают».

♦ Сочетать методы воспитания и самовоспитания. Воспитание нужно переводить в самовоспитание, тогда те требования, которые предъявляет взрослый, должны становиться внутренней потребностью ученика. Если этого не происходит, значит, методы неудачно подобраны.

Следует учитывать уровень сформированности коллектива, в котором растет и развивается личность. Воспитательная практика показывает, что одно и то же средство, применяемое в абсолютно одинаковых условиях, но в разных по уровню развития коллективах, дает различные результаты.

Пример: В колонии им. Горького исчезла вареная курица. Виновного обнаружили. Наказание: «Ешь! Хотел есть и ешь!» Построили всю колонию, это были тяжелые для виновного минуты, он был готов сквозь землю провалиться.

У последователя и ученика А.С. Макаренко, Калабалина (в «Педагогической поэме» он выведен под фамилией Карабанов) в колонии пропала булка хлеба. Вора обнаружили. Наказание то же: «Ешь!» Виновный отламывал куски и спокойно ел. Реакция коллектива - возгласы удивления, веселый шум, спор о том, съест ли всю булку?

В чем причина провала у Калабалина приема, так удачно примененного А.С.Макаренко? Коллективы находились на различных уровнях развития. У А.С.Макаренко - сложившийся коллектив с развитым чувством чести, достоинства. У Калабалина - коллектив еще не образовался, не было актива, который бы поддержал требования педагога.

Учитывать особенности каждого ученика. Дети разные, каждый представляет собой самобытную индивидуальную личность. Один и тот же метод по отношению к одному будет эффективен, а по отношению к другому - нет.

Реакция педагога на один и тот же проступок должна быть не одинакова к разным ученикам. А.С. Макаренко говорил, что не только о вине воспитанника нужно помнить, но и как он примет это воздействие, пойдет ли навстречу.

Человеческие характеры нестандартны, поэтому нужно подходить в каждом случае индивидуально.

♦  Одни и те же задачи будут решаться различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст - это непросто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Формировать, например, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первоклассникам, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в 5 классе.

Таким образом, отечественная теория воспитания отрицает универсальность методов воспитательной работы. Она исходит из того, что ни один из них не может быть хорошим или плохим вне конкретной обстановки, вне учета уровня развития коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Только совокупность методов нравственного воспитания, их система, используемая с учетом всех этих данных, гарантирует высокие результаты воспитательной работы.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.