Лекции, факультативы, семинары
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: разъяснение принципов, понятий, идей, внедрение их в сознание и душу ученика.

Факультатив по этике - такая форма занятий, когда и лекции читаются по этике, и организуются диспуты по вопросам морали.

Программа составляется классным руководителем, учителем. Тематика может быть разнообразной:

- Что такое мораль?

- Моральный облик нашего современника.

- О Родине, патриотизме.

- Честь и достоинство человека.

- О дисциплине.

- Дружба.

- Любовь.

- Честность.

- Совесть, стыд и т.д.

Задача факультатива - не только разъяснять понятия, но и побуждать к самовоспитанию, давать методику самовоспитания. В основном, требования к лекции и семинару такие же, как и к учебным лекциям и семинарам.

Диспуты - живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.

Их проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические и правовые темы. «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди». Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

В основе диспута - спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему надо готовиться. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута - не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превратился в спор ради спора. Педагог должен помогать ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

Пример - это воспитательное средство исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют не раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воз- действие. Пример действует на уровне 1-ой сигнальной системы, а слово – на 2- ой. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, короток путь примера», - говорил римский философ Сенека. Можно вспомнить и народную мудрость: «С кем поведешься, от того и наберешься», или – «Дурной пример заразителен». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых, конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Многие качества поведения дети приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подражательство приобретает избирательный, осознанный характер. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгляды и суждения.

Процесс подражательства сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только можно, но и нужно. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанников от неправильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и по- следовательно. Сила положительного воздействия будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем воспитанникам он относится ровно и доброжелательно.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.