Концепция взаимосвязи объема производства и прибыли в цене конечного продукта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Установление продажной цены на продукт – важнейшая задача фирмы «Евростиль» и искусство менеджеров. Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателя; другой – использовать цены конкурента, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

Затратная цена многими рассматривается как более надежный путь установления реальной цены, поскольку она позволяет достаточно точно формировать величину прибыли в цене. Однако затратные цены не учитывают состояние рынка и место продукта на данном рынке, конкуренцию. Большинство преуспевающих компаний применяет комбинацию из трех перечисленных подходов.

На продукцию, товары и услуги могут быть установлены следующие виды цен и тарифов: обязательные для продавцов и покупателей – официальные, одинаковые для всех покупателей данного вида продукта у данного предприятиярегулируемые, разные в каждом отдельном акте купли-продажи – договорные. Официальные и регулируемые цены устанавливаются на основе цен мирового рынка или обоснованных затрат производства. Договорные цены определяются либо на основе индивидуальных затрат, либо эксплуатационных параметров, либо колебаний спроса и предложения. Задача формирования реальной цены в настоящее время усложнена наличием на предприятиях излишних мощностей при спаде производства, расходами на их содержание, снижением производительности труда, инфляцией и методикой исчисления налога на добавленную стоимость.

Администрация фирмы «Евростиль» для установления экономически обоснованной цены должна решить ряд проблем:

а) обосновать состав затрат, который учитывается при принятии решений;

б) выбрать метод калькулирования;

в) установить уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны;

г) рассчитать сумму прибыли предприятия.

Прибыль предприятия можно рассчитать по формулам и с помощью графического метода отражения взаимосвязи прибыли и объема производства. Метод расчета прибыли по формуле основан на уравнении чистой прибыли и капиталоотдаче:

 

Р = Норма фондоотдачи х Уставный капитал х 100

Общая сумма затрат на производство за прошлый год

 

где Р – процент рентабельности продукции.

 

Норма фондоотдачи (капиталоотдачи) = Чистая прибыль

Акционерный капитал

 

Так, средняя норма фондоотдачи для общественного питания составляет 10%. Уставный капитал фирмы равен 200 тыс. грн. Затраты на производство продукции – 210 тыс. грн., тогда рентабельность составит:

 

Р = 10% х 200000 х 100 = 9,5%

      210000

Если прибыль предприятия ниже расчетной величины, то при калькулировании цены исходят из средней нормы прибыли или с учетом ее незначительного приращения. В условиях инфляции к средней норме прибыли добавляют величину резервов, созданных на предприятии для компенсации инфляции. Наибольшее влияние на установление цены имеют затраты. При выборе состава затрат применяют формулы:

1) переменные производственные расходы + доход;

2) общие переменные расходы + доход;

3) производственная себестоимость + доход;

4) полная себестоимость + доход.

Зависимость затрат от объема производства исследована при анализе безубыточности производства. Особое внимание уделяется зависимости прибыли от объема производства, так как изменение цены на продукт будет обязательно связано с изменением объема производства.

Рассмотрим продажу морепродуктов во всех ресторанах фирмы «Евростиль» на протяжении отчетного периода – года. Объем продаж – 2000 шт. Цена продажи единицы продукции – 15 грн. Переменные затраты на единицу продукции – 10 грн. Постоянные затраты – 4 тыс. грн. за период. Текущая прибыль – 6 тыс. грн. (15 – 10) х 2000 – 4000 = 6000 грн.

Данные расчеты возможны при допущении, что факторы действуют независимо друг от друга. Однако практическая ситуация не исключает полной взаимосвязи этих факторов и воздействия других, как-то: запросов покупателей, оперативной ценовой политики, направленной против конкурентов и др. Кроме того, при установлении цен на спецзаказы возникают затруднения с учетом свободных производственных мощностей или их нехваткой. В таких ситуациях ценообразование связано не только с рынком, но и с дополнительными инвестициями.

 



Заключение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

В зарубежной практике больше внимания уделяется перспективному анализу, чем ретроспективному. Руководители иностранных фирм склонны к тому, чтобы сравнивать разные варианты получения прибыли в будущем, чем тратить время на анализ результатов фактического выполнения стандартных решений. Предприниматель заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и получить максимум прибыли, которая должна быть обоснована соответствующими аналитическими расчетами.

Данные задачи обоснования управленческих решений и максимизации маржинальной прибыли решает маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Маржинальный анализ позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Среди существующих систем учета наиболее полно взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» рассматривается в системе директ-костинг или системе учета по прямым затратам. Сущность системы базируется на выражении «директ-кост план» и может быть сведена к следующему: прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Просуммировав брутто-прибыль всех изделий, можно получить общую величину прибыли, предназначенной для покрытия общей суммы постоянных затрат.

К основным признакам директ-костинг относятся: интегрированнность управленческого и финансового учета, определение в процессе калькулиро-вания маржинального дохода, калькулирование себестоимости только на основе прямых переменных производственных затрат. Применяя директ-костинг, можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемами производства, затратами и выручкой. Эту взаимосвязь можно изучать как аналитически, так и с помощью графического метода.

Практические исследования в области системы директ-костинг на примере фирмы «Евростиль» показали, что в каждом предприятии система управленческого учета имеет свои особенности. Проявляются особенности отрасли общественного питания – руководители фирмы «Евростиль» не могут изменить увеличение соотношения реализации в сторону холодных блюд, как более рентабельных, вследствие того, что выпуск блюд ресторана полностью формируется покупательским спросом, а не маркетинговой политикой ресторана.

Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовые результаты деятельности предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их улучшение. Анализ рентабельности производства продукции предприятия показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансовых результатов предприятия в конкретный период его деятельности.

 



Список использованной литературы

 

1. Национальные стандарты. Регистры бухгалтерского учета. Сборник систематизированного законодательства и аналитики. – К.: Издательство «Блиц-Информ», 2001 – 226 с.

2. Бухгалтерський управлінський облік (за ред. проф. Ф.Ф. Бутинця) – Житомир: ПП «РУТА», 2002 – 480 с.

3. Голов С.Ф. Управленческий учет – К.: ИД «Скарби», 2003 – 684 с.

4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 – 783 с.

5. Економіка підприємства (за ред. А.В. Шегди) – К.: Знання-Прес, 2001 – 335 c

6. Завгородний В.П. Бухгалтерский учет в Украине с использованием национальных стандартов – К.: А.С.К., 2001 – 848 с.

7. Карпова Т.П. Управленческий учет – М.: ЮНИТИ, 2003 – 350 с.

8. Карпушенко М. Эффективна ли ваша деятельность? // Экспресс–Анализ законодательных и нормативных актов – №28 – 09.07.2001 г. – с. 25 – 29

9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996 – 432 с.

10. Котляров С.А. Управление затратами – СПб.: Питер, 2001 – 160 с.

11. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: теория и практика – М.: Финансы и статистика, 1999 – 112 с.

12. Пушкар М.С. Управлінський облік – Терноп.: Полиграфист, 1998 – 164 с.

13. Рельян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений – М.: Финансы и статистика, 1998 – 186 с.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Мн.: ООО «Новое знание», 1999 – 688 с.

15. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект – М.: Финансы и статистика, 1995 – 416 с.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.