Система бухгалтерского контроля объема и ассортимента выпуска продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Управленческие решения относительно объема производства и ассортимента продукции в фирме «Евростиль» принимаются на основе информации финансового отчета. При этом предприятие выпускает продукцию в широком ассортименте, что требует отдельных отчетов о доходах, получаемых по видам продукции и сегментам рынка. Использование бухгалтером полной финансовой информации о финансово-сбытовой деятельности предприятия позволяет сделать действенной систему контроля, направленную ни повышение эффективности работы предприятия.

Финансовые отчеты по отдельным сегментам должны включать общие суммы и вписываться в общий финансовый отчет предприятия. Например, прибыль от производства каждого продукта или ассортимента продукции должна быть частью совокупной прибыли и сохранять взаимосвязь с объемом производства и величиной переменных затрат. Издержки каждого производственного подразделения являются частью издержек производства на уровне всего предприятия и должны контролироваться с учетом эффективности производства, видов продукции, полноты использования рабочего времени и т.п. Существует связь между ассортиментом продукции и загруженностью производственных мощностей отдельных производственных подразделений.

Оценка каждого сегмента предпринимательской деятельности представляет собой проблему для бухгалтера, учитывающего издержки производства. Ее разрешение происходит в процессе разработки системы контроля за объемом и ассортиментом выпуска наиболее рентабельных продуктов и валовой прибыли предприятия. Несмотря на специфичность системы контроля для каждого предприятия, она должна включать следующие типовые процедуры:

• наблюдение за рентабельностью каждого продукта;

• контроль за валовой прибылью, полученной от каждого продукта;

• определение отклонений фактической прибыли от ожидаемой;

• расчет структуры издержек, исключение скрытых издержек;

• влияние изменения цен на эластичность спроса и другие контрольные процедуры, используемые на предприятии.

Использование контрольных процедур позволяет определить, каков должен быть объем производства, чтобы обеспечить ожидаемую прибыль, какую цену реализации следовало бы установить, чтобы получить конкретную величину прибыли, каков предел безопасности работы предприятия, какова зона безопасности, структура реализованной продукции.

Расчет количества единиц продукции основывается на уравнении без расчета точки безубыточности.

По данным производства холодных блюд фирмы «Евростиль»:

(50000 + 150000): 10 = 20000 шт., т.е. объем производства нужно увеличить на 10000 шт. (20000 – 10000).

Необходимо обратить внимание на тот факт, что решение будет приемлемым в пределах установленного диапазона производства. Вне этого диапазона цена реализации и переменные расходы на единицу продукции будут другими. Точка безубыточности показывает кромку безопасности. Она определяет, насколько может быть сокращен объем реализации, прежде чем предприятие получит убытки.

После общего анализа составляется таблица индивидуальных вкладов в прибыль каждым продуктом или ассортиментом продукции.

Как свидетельствуют данные табл. 2.3., большую рентабельность – 140% в ресторане фирмы «Евростиль» имеют холодные блюда. Горячие блюда имеют рентабельность вдвое ниже – 75%, что повлияло на снижение общей рентабельности ресторана до 88%. Вместе с тем за счет большего удельного веса в структуре реализуемых блюд больший маржинальный доход получен от реализации горячих блюд – на 160000 грн. больше, чем от реализации холодных. В данном случае проявляются особенности отрасли общественного питания – руководители фирмы «Евростиль» не могут изменить увеличение соотношения реализации в сторону холодных блюд, как более рентабельных, вследствие того, что выпуск блюд ресторана полностью формируется покупательским спросом, а не маркетинговой политикой ресторана.

 

Таблица 2.3. Показатели рентабельности продукции фирмы «Евростиль»

Вид продукции Рентабельность продукции, % Маржинальный доход, грн. Структура ассортимента продукции, %
Холодные блюда 140 140000 33,3
Горячие блюда 75 300000 66,7
Итого 88 440000 100

С целью более широкого взгляда на объем и ассортимент продукции используют метод сегментного анализа, основанного на данных многоступенчатого сегментного учета. Уровень прибыли оценивается не только по продуктам, но и по вложению в общую сумму прибыли каждой зоны. Рассчитывается структура маржинального дохода предприятия по зонам рынка, а внутри зон – по видам продукции. Формы контроля предпринимательских сегментов предусматривают и такие процедуры, как установление цены реализации для каждого продукта со стороны производственных подразделений. Оценка реализации продукции производственным подразделением обычно используется лишь при материальном стимулировании мастеров и начальников участков. Следует помнить, что наиболее приемлемым вариантом расчета трансфертных цен являются нормативы издержек. Поэтому вклад в сумму прибыли каждым подразделением рассматривается как вклад в совокупное возмещение общих накладных, а не прямых производственных издержек, и влияние на величину чистого дохода предприятия. Немаловажными процедурами контроля является наблюдение за эластичностью спроса по видам продукции.

Основная концепция прибыли от реализации: повышение цен уменьшение объема реализации или снижение цен увеличение объема реализации. Эластичность спроса определяется по каждому продукту. Считается, что если спрос эластичен, то рост реализации не должен превышать 1/3 фактического объема. Альтернативным шагом для поддержания уровня цен может служить программа снижения затрат. При этом снижение общей суммы расходов не должно превышать 1/3 фактического объема реализации.

Если ассортимент продукции определяется уровнем маржинального вклада и чистого похода, то средние переменные затраты будут изменяться и той же пропорции, что и реализационные. В таком случае высокий уровень реализации снижает издержки. Недостаток производственных мощностей для роста реализации потребует дополнительных инвестиций и набора рабочей силы и, как следствие, вызовет снижение эффективности производства и повышение затрат.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 308.