Символы элементов рыночного механизма и равновесия на товарном рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Смысловое поле символа Символ
1) Спрос ― это одно из ключевых понятий рыночной экономики, которое обозначает подкрепленное денежным потенциалом желание, намерение потребителей приобрести какой-либо товар. Основная характеристика спроса – его величина, обозначающая количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене в определенный период времени. Объем и структура спроса зависят от ценовых (цена на данный товар) и неценовых факторов, к которым можно отнести доходы потребителей, моду, цены на остальные товары, в частности на товары-заменители (субституты) и сопутствующие товары (комплименты). Существуют три вида спроса: индивидуальный – это спрос какого-либо одного лица, рыночный – это спрос на данном рынке и совокупный – подразумевает под собой спрос на всех рынках определенного товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары. Спрос является характеристикой потребности людей. Но далеко не все потребности могут быть и на самом деле учтены рынком. Чтобы быть учтенной рынком, потребность должна быть платежеспособной потребностью. Иными словами, качественной характеристикой спроса конкретного потребителя является не столько то, что он желал бы приобрести, сколько то, что он действительно способен купить в данной ситуации. Именно поэтому часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар. Кроме этого, любое явление имеет и количественные характеристики. Именно в отношении количественных характеристик спроса у многих сложилось ошибочное представление о них. Во-первых, далеко не всегда принимаются в расчет определенные ограничения, при которых вообще имеет смысл рассуждать о величине спроса. А, во-вторых, величина (или объем) спроса определяется только тем наибольшим количеством определенного блага, которое данный потребитель (потребители) способен приобрести за определенный период времени при определенных условиях. В этом определении важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса – это поток, протекающий во времени. Поэтому необходимо четко установить, к какому периоду времени относится величина спроса, о которой идет речь. Во-вторых, условия, при которых происходит формирование данного объема спроса, крайне важны, поскольку именно они являются основными характеристиками той среды, где находится потребитель, принимающий решение по поводу покупки. В этой среде выделяют главные факторы (детерминанты спроса), воздействующие на выбор покупателя: 1) число покупателей (например, увеличение количества школьников ведет к увеличению спроса на школьную форму и канцелярские принадлежности); 2) цены товаров, заменяющих данный продукт в потреблении, или товаров-субститутов (нужно помнить, что при росте цены на потребляемый товар (например, фрукты или кофе) возрастает спрос на товар-субститут, стоимость которого меньше (например, овощи или чай соответственно!); 3) цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или товаров-комплементов (комплементарных благ) (здесь при росте цены на товар-комплемент другая закономерность: при росте цены на товар-комплемент (например, фотопленку или батарейки) падает спрос на основной товар (например, фотоаппарат или часы соответственно!) ; 4) доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара; 5) вкусы и предпочтения потребителя; 6) объективные, естественные (внешние) условия потребления (например, сезонный спрос на мороженое и прохладительные напитки летом, и падение его на эти же товары зимой); 7) инфляционные ожидания потребителей (в условиях нестабильности денежного обращения возможен ажиотажный спрос в связи с возможным ростом цен). Согласно Кейнсу, платежеспособный спрос – это эффективный спрос: в отличие от платежеспособной потребности он конкретен, поскольку ориентирован всегда на покупку определенного товара или услуги. D
2) Предложение ― совокупность материальных благ и услуг, которые представляются на рынок с целью их реализации. Предложение обладает определенными свойствами, такими как: А) способность обмениваться; Б) способность удовлетворять потребности. Величина (объем) предложения находится в прямой зависимости от структуры и объема производства. По своим размерам оно не тождественно национальному производству, колеблясь от последнего в ту или иную сторону за счет поступления товаров из других стран, а также от экспорта. Однако рост предложения преимущественно является результатом, следствием производственного роста, он является характеристикой роста производства. На предложение оказывает влияние несколько неценовых факторов: 1) уровень конкуренции (число действующих продавцов на рынке); 2) различия в способах изготовления аналогичных товаров в технологическом смысле; 3) цены на товары-субституты и товары-комплементы и другие виды изделий; 4) цены на ресурсы, из которых производится товар; 5) налоги на доходы производителей, государственная помощь бизнесу (дотации, субсидии); 6) инфляционные ожидания (то есть ожидание изменение цены товара в будущем). Предложение продавцов аналогичного вида товара определяется по разному уровню цен: а) по цене, ниже которой никто из продавцов не будет предлагать товар на продажу; б) по цене, по которой никто из продавцов не откажется предлагать и реализовывать продукт. Предложение зависит от уровня рыночных цен. Чем выше цена, тем больше растет предложение. Вместе с тем предложение воздействует на уровень рыночной цены: 1) чем больше предложение по сравнению со спросом покупателей, тем ниже цена; 2) чем меньше предложение товаров по сравнению со спросом, тем выше его цена.  
3) Функцией спроса называется зависимость спроса от соответствующих указанным факторам величин. При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, то есть когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде: Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры a и b отражают изменения неценовых (экзогенных) факторов спроса. При изменении величины a происходит сдвиг кривой спроса, при изменении величины b изменяется наклон кривой. QD = a – b*P
4) При предположении, что функция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предложения может быть представлено в следующем общем виде: Уравнение функции предложения показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (QS), существует прямая связь. Параметры a и b отражают изменения неценовых (экзогенных) факторов предложения. При изменении величины a происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b  изменяется наклон кривой.     QS = a + b* P
5)Равновесие рыночное – взаимодействие факторов спроса и предложения на рынке и установление равновесной цены PE и равновесного (оптимального) объема производства продукции QE. Точка равновесия Е находится в пункте пересечения кривой спроса и кривой предложения. Соответствующая точке равновесия цена (PE) получает название равновесной цены PE, ибо именно при этом ее уровне уравновешиваются спрос и предложение. Принципы взаимодействия спроса и предложения: 1) увеличение спроса ведет к росту равновесной цены PE и равновесного объема производства QE; 2) уменьшение спроса ведет к падению равновесной цены PE и равновесного объема производства QE; 3) рост предложения ведет к уменьшению равновесной цены PE и увеличению равновесного объема производства QE; 4) сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены PE и уменьшению объема производства QE. Неравенство QD > QS выражает ситуацию избытка спроса (дефицита), в которой величина спроса (при существующей цене) превышает величину равновесия. Такая ситуация возникает тогда, когда существующая цена ниже цены равновесия.   Неравенство QS > QD выражает ситуацию избытка предложения (перепроизводства), в которой величина предложения (при существующей цене) превышает величину спроса. Такая ситуация возникает тогда, когда существующая цена превышает цену равновесия. QD = QE = QS
6) Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (EPD) представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены: EPD показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной, мы говорим о единичной эластичности спроса: Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса, спрос неэластичен: Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса, мы говорим об эластичном спросе: · Если цена товара с неэластичным спросом возрастет, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, и следовательно, к снижению цен.
Эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.
EPD = dQ/Q : dP/P ED = 1 ED <1 ED >1
7) Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение   изменения спроса на товар I к вызвавшему его изменение цены на товар j: При изменении на товар-субститут EPij >0 (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай). При изменении цены товара-комплемента EPij  <0 (рост цены на фотопленку приведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара EPij =0 (рост цены на карандаш не изменит спроса на молоко). Гибкость цены – величина, обратная эластичности Гибкость цены измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.   EPij = dQi/ Qi: dPj/ Pj
8) Влияние дохода на спрос определяется коэффициентом эластичности EID: EID = dQ/ Q: dI/ I, где EID ― коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, Q ― величина спроса, I ― доход покупателя.  
9) Эластичность предложения ― это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения EPS представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены: EPS = dQ/Q :DP/P
10) Индекс Лернера ( L): Индекс Лернера является одним из показателей наличия монополи на рынке. Очевидно, что при совершенной конкуренции этот индекс равен нулю, так как на конкурентном рынке P = MC. Если на рынке есть монополия, то индекс Лернера приобретает положительное значение. L = P ― MC/ P, где P ― цена на продукцию, MC ― предельные издержки
11) Индекс Герфиндаля ( H): Данный индекс, используемый для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте самая крупная доля) к объему всего рынка. H = S12 + S22 + … + Sn2, где S1 , S2  , …, Sn ―  доля фирм на рынке

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 221.