Раздел I. Роль знаковой формы предметности общественных отношений в познании экономической сферы общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существенной стороной любого вида деятельности является познание. Оно служит необходимым звеном преобразования, труда, общения. Сказанное вытекает из следующего определения понятия «деятельность»:

«Деятельность – способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связи с окружающим миром; в социально-философском и методологическом плане деятельность есть принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействия с природой» (В.Е.Кемеров)

Обязательным атрибутом такого вида деятельности является необходимость в наименовании, обозначении, оценке явлений с целью определения их места в общем контексте человеческого опыта. Этот вид деятельности имеет место во всех культурах независимо от того, насколько активно они осваивают мир, и от направлений этой активности.

Любая культура стремится выработать осмысленную, взаимосвязанную картину мира. Современную общенаучную картину мира ― сложно структурированную целостность ― составляют следующие элементы:

а) система образов ― наглядные представления о мире и месте человека в нем;

б) связи между образами ― сведения о взаимоотношениях человека с действительностью, человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком и с самим собой;

в) порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, знания, ценностные ориентации и духовные ориентиры (любые существенные изменения картины мира автоматически влекут за собой перемены в системе указанных элементов).

По удачному выражению Г. Гачева, в культурной суперструктуре ― картине мира ― отражена «целостность национальной жизни: и природа, и стихия, и быт, и фольклор, и язык, и образность поэзии. Соотношение пространства и времени и их координат: даль, ширь, верх, низ, откос, дрога и т.п. ― т. е. выявляется как бы набор, основной фонд национальных ценностей, ориентиров, символов, архетипов…» [1].

Все так, но с одной оговоркой. Дело в том, что так называемый «реальный мир», с которым ежедневно сталкивается человек, для него «ничего не значит» сам по себе ― Homo Sapiens не способен реагировать на внешние объекты как таковые, то есть на те, которые он не может назвать и объяснить, не поместив их в особое «смысловое поле».   

Психолог А.Л. Леонтьев писал, что человек, как и всякое живое существо, пребывает в предметном мире, который изначально, объективно выступает в четырех измерениях: высота, ширина, глубина пространства и время. Однако человек, наделенный человеческим сознанием, не может открыть для себя объективный внешний мир вне пятого измерения, которое есть не что иное как «смысловое поле», то есть система значений [2].

В этой концепции восприятия для нас крайне важно понятие «пятого измерения» как смыслового поля. Ориентация в мире невозможна, если человек его воспринимающий не имеет запаса значений, приобретенного в общественном и личном опыте.

Итак, человек может взаимодействовать только с понятным, им расклассифицированным, названным и узнаваемым миром, который заменяет (или представляет) ему «реальный». И вот это пятое измерение, это смысловое поле ― по существу ― и есть своеобразная знаковая предметность общественных отношений, или картина мира индивида.  

Знаккак всякое физическое явление, служащее носителем информации, как чувственно-воспринимаемый объект, содержащий какую-либо информацию, как субстанция, которая может обозначать другую субстанцию при абсолютном отсутствии каких-либо элементов сходства с обозначением, является специфической формой опредмечивания человеческой деятельности и общественных отношений, выполняющих функцию хранения и передачи информации.

Сказанное можно конкретизировать такими признаками знака, как:

 а) целенаправленность его создания в качестве продукта исторического развития человеческого общества;

б) искусственная условность, несводимость к отражаемому или отсылаемому предмету;

 в) интерсубъектность, то есть его общепринятость, делающая его социальным средством передачи информации или коммуникации;

 г) знаковые системы как одно из средств осуществления жизни человека и общества необходимо подразделять на естественные и искусственные.

Таким образом, знак ― это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие), который в процессе общения людей выступает в качестве обозначения, указания, представителя какого-либо другого предмета, свойства, отношения и используется для приобретения, сохранения, преобразования, передачи информации.

Сказанное можно проиллюстрировать эволюцией знаков математических, под которыми понимаются условные обозначения, предназначенные для записи математических понятий и выкладок. Первым среди равных знаков в математике является цифра знак числа.  

Согласно таблице «Даты возникновения некоторых математических знаков» знаки индивидуальных операций (бесконечность (), основание натуральных логарифмов (е), отношение длины окружности к диаметру (π) и др.) появились в 1655-1835 гг.; знаки переменных объектов (неизвестные или переменные величины x, y.z и вектор) ― в 1637 г. и в 1853 г. соответственно; знаки индивидуальных операций (от сложения и вычитания до предела) ― с конца 15 в. до начала 20 в.; знаки переменных операций (например, функция f(x)) ― в 1734 г.; знаки индивидуальных отношений (равенство, больше/меньше, сравнимость (), параллельность, перпендикулярность) ― в период 1557―1634 гг. [3]. Таким образом, с точки зрения математической логики, сегодняшнее обилие знаков математических можно классифицировать в четыре следующие основные группы:

А) знаки объектов ― обозначения натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,; трансцендентных чисел е и π ; мнимой единицы i и т.п.;

Б)  знаки операций ― знаки арифметических действий +, ―, * (умножения), : (деления); извлечение корня, дифференцирования d/dx , оператора Лапласа. Сюда же относятся знаки индивидуальных функций sin, tg, log и т.п.;

В) знаки отношений ― знаки равенства и неравенства =, <, >, знаки параллельности и перпендикулярности и т.п.;

Г) вспомогательные знаки, устанавливающие порядок сочетания основных знаков. Достаточное представление о таких знаках дают скобки, указывающие порядок производства арифметических действий.

 

NB! Необходимо помнить, что знаки из трех групп А), Б) и В) бывают двух родов: 1) индивидуальные знаки вполне определенных объектов, операций и отношений (именно они представлены выше в каждой их названных групп); 2) общие знаки «переменных», или «неизвестных», объектов, операций и отношений, которые подчинены каким-либо заранее оговоренным условиям (смысловому контексту). Например, при записи тождества ( a + b)( a – b) = a2 – b2 буквы a и b обозначают произвольные числа; при изучении функциональной зависимости y = x2 буквы х и y изображают произвольные числа, связанные заданным отношением; при решении уравнения x2 – 1 = 0 х обозначает любое число, удовлетворяющее данному уравнению (в результате решения данного уравнения мы знаем, что этому условию соответствуют лишь два возможных значения +1 и ―1). Именно в данном контексте мы актуализируем: 1) понятие знания как осмысленной, поставленной в (исторический и смысловой) контекст и обладающей практической ценностью информации. Смысл (от рус. мысль, мыслить; англ. meaning― значение, смысл) ― 1) информационное содержание, совокупность значений чего-либо, постигаемых разумом; 2) разумная причина, резон, достаточное основание; 3) осознание индивидуумом того, какое значение имеет происходящее для него самого или группы, с которой он себя идентифицирует. Информация ― «сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и др.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателей и ставшими сообщениями (выраженными на определенном языка в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.)» [4].  Контекст ― 1) законченная в смысловом отношении часть письменной или устной речи, необходимая для выявления и выяснения содержания отдельного входящего в него символа, слова или фразы; 2) законченная часть текста или устной речи, которая обеспечивает понимание и определение содержание символов, слов и фраз, входящих в него [5]. Именно умение «видеть»/«чувствовать»/«понимать» контекст позволяет подняться обучающимся до уровня образованности, главным критерием которого, согласно И.П. Подласому, является «системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений» [6]; 2) метафору ― главный речевой прием, давно превратившийся в культурный перенос значения с одного понятия на другое как основа культуры, символической системы, которая существует только в своей комплексной сложности: значение каждого символа определяется взаимной конфигурацией других символов; 3) разновидность графиков функции. График функции ― показывает зависимости между двумя и более переменными, заданными числами (например, y = f(x)). Функции, наподобие графиков, отличаются по целям и значению: а) функции и графики эмпирических обусловленностей, которые отражают зависимости между переменными с позиций реальной действительности; на графиках эмпирических обусловленностей любая точка отражает смысл переменных; б) функции и графики теоретических обусловленностей отражают зависимости между переменными с позиции теории; графики теоретических обусловленностей зачастую иллюстрируются сплошными линиями.

 

Знаковую природу также имеют язык, образы и символы, также имеющие прямое отношение к теории и практики математического мышления..

Язык знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности.

Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей (язык математической символики, язык физических теорий, различные системы сигнализации и др.).

Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека. Именно в языке соединяются дух и точность, логика и алогичность, четкие, но сухие абстракции и недоказуемые, но полные жизни взлеты фантазии. Язык ― это словесность и математика. Это правила, а не исключение. И именно в языке суть мышления и человеческой природы.

Мышление индивида опосредуется речью (вербальной и невербальной) ― формой выражения мышления. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание»: в языке проявляется общественное сознание, в речи ― индивидуальное.

Речь ― индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Сформулировать мысль ― значит объективировать ее, облечь в обобщенное значение. Отношение речи к мышлению ― отношение формы к содержанию. Сказанное предопределяется правилом, согласно которому построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления ― законами всеобщих связей.

В контексте нашего пособия для нас принципиально, что именно с помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется сознание людей: языковый знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен в конечном счете процессом познания реальной действительности.

Образ ― в философии: результат отображения объекта в сознании человека (субъекта).

 Символ ― условный, чувственно воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие, предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, на который символ указывает.

«Исследование знаковых систем включает:

1) установление действий, которые приводятся с ними;

2) описание и изображение связей, устанавливаемых между знаками и другими элементами человеческой деятельности;

3) описание свойств-функций, возникающих у знаков благодаря этим связям.

Значение знака складывается в результате фиксации всех этих компонентов» [7].

Важно отметить, что значения не следует отождествлять со знанием. Можно понимать значение понятия, но это не то же самое, что иметь знание. Значения как таковые не содержат в себе информации. Они служат лишь материалом для построения несущих информацию знаний и теоретических моделей.

Важность сказанного трудно переоценить, если помнить, что существование общих одинаковых осмысляемых значений ― основа коммуникации между обучающимся и преподавателем в визуальном общении, между текстами обучающегося (например, контрольной работой, рефератом, эссе, научно-исследовательской работой) и экспертами, оценивающими эти виды работ.

 Завершая интерпретацию методологических (концептуальных) оснований роли знаковой формы предметности общественных отношений в процессе познания, мы приходим к выводу о том, что при смене познания предмета науки необходимо «переключение» (новая комбинаторика) познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память) со всеми их разновидностями. В основе авторского вывода лежит более чем тридцатилетний мониторинг следующего педагогического парадокса. При изучении предмета «Геометрия» многие «отличники» по арифметике и алгебре, (а также по русскому языку и литературе при переходе от диктанта к сочинению) необъяснимо для себя и родителей в лучшем случае становятся «троечниками». А ведь причина, казалось бы, на поверхности: при изучении предметов «Арифметика» и «Алгебра» можно знать, ноне понимать,почему «дважды да четыре», или совершать алгебраические преобразования, но не понимать,почему (a – b)2 = a2 – 2ab + b2. И, манипулируя врожденной (или приобретенной) логической памятью, свойственной практически-действенному виду мышления с его опорой на ассоциации по сходствам символов, обучающиеся имеют положительные оценки по данным предметам. Но для понимания смыслов теории предмета «Геометрия» (как и для умения писать сочинение) необходимы уже наглядно-образное и теоретически-абстрактное виды мышления с их опорой на образный, пространственный и эмоциональный виды памяти [8].

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988. С. 87.
  2. См. Леонтьев А.Н. Образ мира//Он же. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. С. 251-256 (выделено нами – В.Л.).
  3. Подробнее см. Знаки математические/Математическая энциклопедия: Гл. ред. И.М. Виноградов, т. 2 Д ― Коо. ― М.: «Советская энциклопедия», 1979. С. 458-463.
  4. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. ― М.: ИНФРА-М, 2000. С. 13.
  5. См. Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007.
  6. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. ― М.: просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. С. 26.
  7. Садовский В.Н. Знак//Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. ― М.: Республика, 2001. С.191.
  8. Память 1. процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания; 2. интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности (см. Схему).

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, вводить в регулирование поведения ― основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее (см. схему «Классификация явлений памяти»).

Мышление ― 1. психический процесс обобщенного, опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем; 2. активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи ― мозга.

В многообразных явлениях мышления различаются:

мыслительная деятельность ― система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;

мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;

формы мышление: суждение, умозаключение, понятие;

виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, теоретически-абстрактное.

По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на:

а) практическую, структурной единицей, которой является действие;

б) научную, структурной единицей которой является понятие;

в) художественную, структурной единицей которой является образ.

 

Схема. Классификация явлений памяти

Процессы и формы памяти Виды памяти Системы памяти Типы памяти
Процессы памяти: 1. Запечатление 2. Сохранение 3. Воспроизведение 4. Забывание Формы памяти: 1. Непроизвольная 2. Произвольная 1. Образная; к видам образной памяти относятся: зрительная, слуховая, осязательная (определяется видами ощущений), двигательная. 2. Логическая 3. Эмоциональная 1. Сенсорная (иконическая) ― непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта. 2. Кратковременная (ограниченная одномоментным восприятием). 3. долговременная (сохранение концептуально значимого материала на длительный срок). Образуются различным сочетанием следующих качеств памяти: 1) объемом; 2) скоростью запоминания; 3) точностью; 4) длительностью сохранения; 5) доминирующим анализатором; 6) преобладанием образной или логической памяти; 7) личностно обусловленной избирательной направленностью

По операционной структуре  мыслительная деятельность разделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую ― творческое решение нестандартных задач. 

По степени абстрагирования выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

Подробнее см. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. ― СПб.: Питер, 2002. С. 46 – 235; Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. ― 7- изд., перераб. и доп. ― М.: Республика, 2001. С. 344-345.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 246.