И их смысловые поля
Смысловые поля символов микроэкономики
Решение поставленных цели и задач пособия на практике предполагает сочетание вербального (словесного), математического и графического методов обучения, так как:
а) микро― и макроэкономические системы в силу их чрезвычайной сложности невозможно познать исключительно при помощи одного языка изложения;
б) математические методы являются инструментом количественного и символического (но не качественного) нахождения алгоритмов функционирования экономических систем;
в) для целого ряда экономических явлений вообще не существует убедительных математических моделей.
В свою очередь, учебное занятие с точки зрения методики объяснения нового материала требует от преподавателя идти от частного к общему, то есть использовать общенаучный метод индукции ― метод познания, заключающийся в обобщении, в восхождении от конкретного к абстрактному.
В контексте пособия «абстрактным» становится символ ― обозначение выводимого понятия (например, «индекс Герфиндаля», «Уравнение Фишера», «Индекс потребительских цен» и др.). Не ломая сложившейся практики восприятия обучающимися учебного материала, мы в данном разделе посредством таблиц с графами «Смысловое поле символа» и «Символ» представим в систематизированном виде соответствующие «смысловым полям» тем по «Микроэкономике» и «Макроэкономики» символы экономической теории.
Микроэкономика (от гр. micros ― малый и oikonomike ― «искусство ведения хозяйства»). 1.Метод экономического анализа, который основывается на оценках и исследованиях поведения отдельных хозяйствующих единиц ― предпринимателей (предприятий) и потребителей. 2.Раздел экономической науки, относящийся к анализу относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Объектами исследования микроэкономики являются производители, потребители и их решения, связанные с объемом производства, реализации, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, расходов, прибыли. Основными разделами микроэкономики считаются теория потребителя, теория фирмы и рыночной структуры, проблемы монополии и конкуренции, проблемы взаимодействия государства и частного сектора, анализ рынка труда, вопросы распределения доходов.
Впервые обращение к символам экономической теории предполагают темы «Общая характеристика рыночной экономики», «Механизм рынка совершенной конкуренции», «Механизм рынка несовершенной конкуренции» изучая которые обучающиеся знакомятся с рыночным механизмом, теорией спроса и предложения, концепцией эластичности, механизмами рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теорией полезности, теориями издержек и прибыли (см. Таблицы 1 ― 3).
Тема «Общая характеристика рыночной экономики»
Экономические символы вопросов «Основные элементы рыночного механизма и равновесие на товарном рынке», «Эластичность спроса и предложения», «Основные типы рыночных структур»
Смысловое поле Таблицы 1.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: спросе и предложении, цене, конкуренции, которые и являются элементами рыночного механизма. Рассмотрение вопроса «Основные элементы рыночного механизма и равновесие на рынке» помогает найти ответы на вопросы, как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны? Рассмотрение вопроса «Эластичность спроса и предложения» помогает выяснить, почему кривая предложения выглядит таким, а не иным образом и почему таким, а не иным образом выглядит кривая спроса. В свою очередь, если мы не выясним этого, то не поймем, отчего кривая предложения пересекается с кривой спроса в данной, а не в другой точке. В связи с этим зависимость величины спроса и предложения от соответствующей рыночной цены товара нуждается в более детальном рассмотрении.
Таблица 1.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 294.