Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Специализированный учебно-научный центр
В. П. Лимушин
Введение в олимпиадную экономику, или смысловые поля символов
Экономической теории
Учебно-методическое пособие
Екатеринбург
2019
Лимушин В. П.
Введение в олимпиадную экономику, или смысловые поля символов экономической теории: Учебно-методическое пособие. ― Екатеринбург : СУНЦ УрФУ, 2019. — 58 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВВЕДЕНИЕ В ОЛИМПИАДЛНУЮ ЭКОНОМИКУ, ИЛИ СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ СИМВОЛОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» В. П. Лимушина, доцента кафедры гуманитарного образования СУНЦ УрФУ УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФФУ: ПРОТОКОЛ № 1 ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 2019 Г.
Целью пособия «Смысловые поля символов экономической теории» является оказание научно-методической помощи обучающимся и преподавателям экономических дисциплин средних и средне-специальных образовательных учреждений в освоении «смыслового поля» символов экономической теории в контексте решения как учебных, так и олимпиадных задач. Для достижения поставленной цели в пособии:
а) представляются методологические (концептуальные) основания роли знаковой формы предметности общественных отношений в процессе познания;
б) систематизируются смыслы (содержание) экономических символов, с которыми обучающиеся встречаются на страницах учебников по микро― и макроэкономике;
в) представлены варианты алгоритмов решения экономических задач как производные от представленного в условии «смыслового поля».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. Роль знаковой формы предметности общественных
отношений в познании экономической сферы общества 11
РАЗДЕЛ II. Символы экономической теории и их смысловые поля 17
§ 1. Смысловые поля символов микроэкономики 17
§ 2. Смысловые поля символов макроэкономики 36
Раздел III. Варианты алгоритмов решения экономических задач как 48
Производные от заявленного в условии «смыслового
поля»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 58
Введение
Коммуникация есть диалог,
в ходе которого люди с помощью
слов и предложений обмениваются мыслями;
понимание и взаимопонимание становятся возможными
посредством раскрытия смысла этих слов и предложений.
По отношению к экономической теории необходимо с самого начала ясно представлять себе, что в сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни «человека → индивида → личности → общества», экономическая теория своим предметом имеет экономическое поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного богатства в условиях ограниченных (экономических) ресурсов, допускающими их альтернативное использование, и конкуренции. При этом главным объектом изучения современной экономической теории является механизм косвенного или рыночного регулирования экономики. Это основа для освоения множества направлений, которыми занимается экономическая наука в целом, база для постижения прикладных экономических дисциплин. Информация превращается в инструмент познания, если она передается в теоретической форме: теория дает ключ к пониманию происходящего и открывает путь к лучшему решению.
Из сказанного вытекает, что элементами экономической теории являются:
1. Человек как цель и средство экономики.
2. Естественная природа ― источник ресурсов и среда обитания человека.
3. Искусственная природа, или артефакты, ― все, что создано человеком: средства производства как совокупность орудий и предметов труда; инфраструктура производства и обитания; предметы потребления, знания и информация как особые экономические ресурсы.
Но ни одна теория не падает с неба, а является отражением накопленного опыта предыдущей деятельности людей. Переработанный с помощью научного анализа и синтеза практический опыт приобретает форму, удобную для применения. Вооружившись инструментарием экономической модели при условии, что она применяется именно к тем обстоятельствам, на которые рассчитана, можно понять, что является причиной, а что ― следствием, разобраться в проблемах сегодняшнего дня и делать прогнозы. Именно поэтому схема экономического анализа, или матрица экономического мышления, следование которой способствует формированию системного социально-экономического мышления, имеет следующий вид [1]:
сущность | содержание | формы | функции | оценка |
онтология | гносеология | морфология | праксиология | аксиология |
Среди методов экономического познания в данном учебном пособии мы обратимся к экономическо-математическому моделированию и методу функционального анализа, потому, что именно с ними непосредственно связана «экономическая символика» [2].
Нужно помнить, что, будучи «царицей наук», математика и ее методы «олицетворяют» количественный анализ явлений и процессов. «Системщики» же, хотя и придают важное значение использованию аналитических методов, вместе с тем полагаются не только на количественный, но и на качественный анализ, а в определенных ситуациях и на интуицию. Они не склонны абстрагироваться от факторов, которые считают важными для понимания ситуации, поиска и оценки решений только потому, что эти факторы не могут быть оценены количественно и включены в какую-то модель. Прогнозируют они в основном посредством построения сценариев будущего, используя, в том числе, и экстраполяцию. Для нихважнее увидеть ситуацию в целостности (в отдифференцированности от себя подобных). А это возможно при условии понимания того обстоятельства, что системное восприятие экономического объекта будет иметь место тогда и только тогда, когда (после искусственного выделения и изучения) он будет возвращен в присущее ему животворное смысловое поле ― среду правовых и политических институтов,― обеспечивая этим добавочное экономическое знание. Это отличие «системщиков» от «аналитиков» важно понимать как обучающимся профильных (экономико-математических) классов, так и преподавателям дисциплин социально-экономического профиля, чтобы не впасть в «экономизм» мышления при анализе социально-экономических процессов и явлений, а также при решении соответствующих задач и написании реферативных и научно-исследовательских проектов.
Книга Ф. Василюка «Переживание и молитва» («Смысл», 2005) рассматривает переживание как столкновение личности с невозможным, а молитву ― как способ преодоления и преображения не только душевного кризиса, но и самой экзистенциальной ситуации. Главное, что спасает человека от самого себя ― от собственных неуправляемых аффектов и противоречий, двусмысленности, бездарности и банальности, ― это дар преобразования: все темное может быть просветлено, низкое ― сублимировано [3], бессловесное ― осмыслено. Овладение этим даром равнозначно сугубо человеческому таланту ― жить.
Сказанное помогает определиться с объектом, предметом, целью и задачами, структурой (логикой) учебно-методического пособия.
Объектом пособия являются знаковая форма предметности общественных отношений.
Общественные отношения ― это относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности, различных видах культуры и определяющие специфику конкретного общества, его качественные характеристики и социальную структуру.
Специфика содержания общественных отношений складывается:
· во-первых, из совокупности признаков, присущих отношению вообще;
· во-вторых, из признаков, характеризующих его как сложное социальное явление. Особую теоретическую «нагрузку» несёт в данном случае такой признак общественных отношений как их предметная опосредованность.
Предметность ― способность человеческого сознания выстраивать свое содержание с опорой на идеальные системы определений, вследствие чего это содержание не совпадает с наглядно наблюдаемым. Благодаря такой способности человек может видеть в вещах мира не только чувственно представленное, но и скрытое, потенциальное, надлежащее. В целом предметность ― восприятие человеческим сознанием действительности в измерениях интеллектуальной человеческой и материальной действительности.
Формы социальной предметности ― телесная (биосоциальная), вещная, институциональная, знаковая ― представляют собой результат процесса объективизации деятельности и общественных отношений, совокупность которых образует предметно-развернутый мир человека.
Предметом пособия являются символы (формализованный язык экономической теории), в которых добытая информация (знания) закрепляется, включается в деятельность. В контексте пособия под символом мы будем понимать условный, чувственно воспринимаемыйписьменныйзнак, которым обозначено какое-либо экономическое понятие. При этом не следует забывать, что основным видом экономико-математического символа при решении задач является формула ― комбинация математических знаков, выражающая какое-либо утверждение, сутью которого является смысл.
Взаимосвязь объекта и предмета пособия помогают установить семиотика, семиотика культуры и сигнификативная функция культуры (буквально: означающая, приписывающая значение) ― функция, рассматривающая любой язык как знаковую систему с целью выработки осмысленной, взаимосвязанной картины мира. Согласно смыслам этой функции экономические отношения проявляются в человеческом поведении не прямо, а преломляются через принципы, нормы, установки, методы деятельности, то есть через систему значений [4].
Цель пособия ― оказание методической помощи обучающимся в освоении «смыслового поля» символов экономической теории при решении как учебных, так и олимпиадных экономических задач.
Задачи пособия:
1) ознакомить обучающихся с современными смыслами интерпретации сигнификативной функции культуры, с одной стороны, и методологическими (концептуальными) основаниями роли знаковой формы предметности общественных отношений в процессе социально-экономического познания, с другой;
2) систематизировать смыслы (содержание) экономических символов, с которыми обучающиеся встречаются на страницах учебников по микро- и макроэкономике;
3) представить варианты алгоритмов решения экономических задач как производные от представленного в условии «смыслового поля».
Структура пособия― Пояснительная заиска, Основная часть, состоящая из трех разделов, и Заключение ― соответствует заявленным объекту и предмету, цели и задачам:
• в первом разделе «Роль знаковой формы предметности общественных отношений в познании экономической сферы общества» мы реализуем цель и первую задачу,
• во втором разделе «Смысловые поля символов экономической теории» мы реализуем цель и вторую задачу,
• в третьем разделе «Варианты алгоритмов решения экономических задач как производные от заявленного в условии «смыслового поля» мы реализуем цель и третью задачу.
Новизна пособия видится нами в возможности реализации педагогических функций образования (познавательно-обучающей, социально-защитной, познавательно-деятельностной, воспитательной и функции систематизации) в образовательной области «Экономика» посредством сигнификативной функции культуры [5].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Онтология (от греч. on ― сущее и logos ― учение) ― учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.
Сущее ― категория онтологии, обозначающая: 1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3) онтологический абсолют.
Сущность ― смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.
Например, независимо от критериев классификации форм инфляции: (по степени охвата (национальная, интернациональная), по характеру проявления (открытая, подавляющая), по темпам (ползучая, галопирующая, гиперинфляция), по степени предсказуемости (ожидаемая, непредвиденная), по характеру причин (рыночная, административная), по равномерности охвата (равномерная, неравномерная) ― сущность инфляции как процесса переполнения каналов денежного обращения излишней (относительно товарной) денежной массой, сопровождаемое ростом цен на товары и услуги, что ведет к падению покупательской способности денег и процессу повышения стоимости жизни, остается неизменной.
Гносеология (от греч. gnosis ― познание и logos ― учение) ― раздел философии (теория познания), изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.
Познание ― это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувствительных и понятийных образов действительности. Знание ― осмысленная, поставленная в контекст (то есть в «смысловое поле») и обладающая практической ценностью информация.
Содержание ― определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Содержание ― вполне определенный, то есть взятый в единстве с его структурой материальный субстрат, специфический для данного рода явлений. Структура, внутренняя упорядоченность ― необходимый компонент содержания.
NB! При системном анализе содержания деятельности (в том числе, социально-экономической) необходимо выделять следующие его элементы: цель, ценности, смысловые установки, культуру и технологии. Сказанное принципиально важно знать, так как экономическая теория оперирует, в том числе и омонимами ― словами (понятиями), имеющими одинаковое звучание и написание, но различное значение. Примером могут служить понятия «эффект дохода» и «эффект замещения», с которыми обучающиеся встречаются при анализе рыночного механизма на и нарынке благ (то есть рынка товаров и услуг, на котором со стороны спроса выступают домашние хозяйства, а со стороны предложения ― фирмы), и на рынке факторов производства, на котором названные субъекты экономики не просто «меняются местами», а содержательно приобретают новые специфические для данного рынка характеристики целеполагания, ценностных ориентаций при принятии решения о приобретении того или иного экономического продукта, культуры мышления и поведения, а также планирования своего бюджета. Как следствие, на «товарном» рынке данными эффектами объясняется закон спроса, а на рынке факторов производства ― график индивидуального предложения услуг труда. |
Онтология как общее учение о бытии, как раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной теории познания. Все понятия гносеологии и принципы диалектического мышления имеют свое онтологическое обоснование и в этом смысле ― онтологическую сторону. Содержание теории познания, как и содержание онтологии, пронизано идеей развития. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимы друг к другу, взаимосвязаны: гносеология «онтологична», а онтология «гносеологична». Гносеология как часть философии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.
Морфология ― комплексная наука о форме и строении.
Форма ― способ существования и выражения содержания, его различных модификаций. Понятие «форма» употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика содержания получает дальнейшее развитие в понятии структуры.
Форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит дальнейшее его развитие. Особенно отчетливо активная роль формы обнаруживается в развитии сложных системных (социальных) объектов. Взаимоотношение содержания и формы ― типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними.
Так, например, при выборе организационно-правовой формы нужно помнить, что товарищества рассматриваются Гражданским кодексом как объединение лиц, а общества ― как объединение капиталов. Как следствие, объединение лиц, помимо имущественных вкладов, предполагает непосредственное личное участие в делах товарищества лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. В отличие от этого, общество как объединение капиталов не предполагает личного участия в предпринимательской деятельности, поэтому допускается, во-первых, одновременное участие конкретного субъекта в нескольких обществах, во-вторых, участие в них любых лиц, а не только профессиональных предпринимателей. Кроме того, участники товарищества несут неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом, тогда как в обществах участники вообще не отвечают по долгам АО, а несут только риск убытков.
Праксиология (от греч. praktikos ― деятельный) ― область социологии, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения их эффективности. Сущностная востребованность этого метода для экономической теории проявляется в том, что он помогает «увидеть» проявление конкретных «ролей», или функций того или иного экономического субъекта или института.
Функции (от лат. ― исполнение, осуществление) ― роль, которую выполняют различные процессы и структуры по поддержанию целостности и устойчивости систем, частями которых они являются.
Согласно ГОС, по окончании изучения экономической теории обучающиесядолжны знатьфункции а) экономической теории, б) экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства), в) рынка, г) денег, д) цены, е) конкуренции, ж) инфраструктуры рынка, з) предпринимательства, и) прибыли, к) налогов, л) государственного бюджета, м) Центрального банка и коммерческих банков, н) товарной и фондовой бирж, о) кредита и др. И это не случайно: знание функций экономических субъектов и институтов, умение устанавливать между ними логические и исторические связи и отношения необходимо рассматривать необходимым компонентом как глубокого познания обучающимся собственно экономической теории, так и его готовность анализировать с позиций последней повседневную жизнь окружающей его социально-экономической действительности.
Аксиология (от греч. axios ― ценность и logos ― слово, понятие) ― учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
«Ценность ― сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое»/Плотников В.И. Ценность/Современный философский словарь. Под общ. ред. В.Е. Кемерова. Лондон ― Франкфурт-на-Майне ― Париж ― Люксембург ― Москва ― Минск, 1998. С. 1001.
Диалектическая аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей: то, что является целью в одном случае, в другом может выступать средством. Однако в гуманистическом мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье, они не могут рассматриваться как средство.
Ценности, каков бы ни был их характер (материальными или духовными, объективными или субъективными) ― это и то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности.
Оценка ― процедура выбора на основе ценностей, выступающая в форме осознания значимости вещи для деятельности человека.
Из определения вытекает, что:
а) оценка складывается из акта сравнения (собственно оценки) и рекомендаций к отбору (выбору) того, что признается за ценность. Тот, кто оценивает, формирует суждения о полезности или вредности, правильности или неправильности, необходимости или ненужности того, что оценивается;
б) оценка означает решение по выбору, а выбор, будучи таким действием, которое придает всей деятельности целесообразность, ведет к действию. Другими словами, оценка организует практическую деятельность, так как требует определить место предмета в системе жизненных целей и ориентаций.
2. Экономическо-математическое моделирование ― формализованное описание различных экономических явлений с помощью математического аппарата.
Цель метода: а) придание экономическим рассуждениям четкости и однозначности трактовки; б) упрощение представлений о взаимосвязях между экономическими переменными (представленных как в качестве заданных, или параметрами, так и определяемых внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными) причинами); в) обеспечение использования количественных параметров в ходе анализа микро― и макроэкономических явлений и процессов; г) создать модели, с помощью которых можно априори, то есть до опыта, исследовать экономическую реальность.
Метод функционального анализа отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений. Другими словами, данный метод предполагает установление взаимосвязи между всеми элементами экономической системы. Связь ― в философии: «такое соотношение, при котором те или иные изменения одного явления или процесса обязательно сопровождаются теми или иными изменениями другого явления или процесса соответственно»/Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007. С. 382.
В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Когда экономисты изображают связь между двумя переменными, они призывают себе на помощь допущение ceteris paribus, или «при прочих равных условиях»: они допускают, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию – переменную величину, зависящую от других переменных величин, всех или большинства аргументов настолько усложнило бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным.
3. Сублимация ― психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на общественную деятельность и культурное творчество.
4. Семиотика ― 1) учение о знаках и их роли в социокультурной жизни людей; 2) наука, исследующая способы передачи информации. Свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе и в самом человеке.
Семиотика культуры ― сфера научного знания, носящая междисциплинарный характер, объединяющий предмет семиотики и культурологии. Главная задача семиотики культуры ― изучение знаково-символических систем, функционирующих в культуре.
О сигнификативной функции культуры подробнее см. Соколов Э.В. Культура и личность. ― Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. С. 117 – 124.
5 Познавательно-обучающая функция предусматривает углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося.
Функция систематизации экономического обучения направлена на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению.
Социально-защитная функция предполагает обеспечение через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;
Воспитательная функция предусматривает сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, социокультурологического, трудового и нравственного воспитания, формирование деловитости, организованности и ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики;
Познавательно-деятельностная функция предполагает мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.
ПРИМЕЧАНИЯ
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, вводить в регулирование поведения ― основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее (см. схему «Классификация явлений памяти»).
Мышление ― 1. психический процесс обобщенного, опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем; 2. активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи ― мозга.
В многообразных явлениях мышления различаются:
• мыслительная деятельность ― система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
• мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
• формы мышление: суждение, умозаключение, понятие;
• виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, теоретически-абстрактное.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на:
а) практическую, структурной единицей, которой является действие;
б) научную, структурной единицей которой является понятие;
в) художественную, структурной единицей которой является образ.
Схема. Классификация явлений памяти
Процессы и формы памяти | Виды памяти | Системы памяти | Типы памяти |
Процессы памяти: 1. Запечатление 2. Сохранение 3. Воспроизведение 4. Забывание Формы памяти: 1. Непроизвольная 2. Произвольная | 1. Образная; к видам образной памяти относятся: зрительная, слуховая, осязательная (определяется видами ощущений), двигательная. 2. Логическая 3. Эмоциональная | 1. Сенсорная (иконическая) ― непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта. 2. Кратковременная (ограниченная одномоментным восприятием). 3. долговременная (сохранение концептуально значимого материала на длительный срок). | Образуются различным сочетанием следующих качеств памяти: 1) объемом; 2) скоростью запоминания; 3) точностью; 4) длительностью сохранения; 5) доминирующим анализатором; 6) преобладанием образной или логической памяти; 7) личностно обусловленной избирательной направленностью |
По операционной структуре мыслительная деятельность разделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую ― творческое решение нестандартных задач.
По степени абстрагирования выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.
Подробнее см. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. ― СПб.: Питер, 2002. С. 46 – 235; Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. ― 7- изд., перераб. и доп. ― М.: Республика, 2001. С. 344-345.
И их смысловые поля
Смысловое поле Таблицы 1.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: спросе и предложении, цене, конкуренции, которые и являются элементами рыночного механизма. Рассмотрение вопроса «Основные элементы рыночного механизма и равновесие на рынке» помогает найти ответы на вопросы, как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны? Рассмотрение вопроса «Эластичность спроса и предложения» помогает выяснить, почему кривая предложения выглядит таким, а не иным образом и почему таким, а не иным образом выглядит кривая спроса. В свою очередь, если мы не выясним этого, то не поймем, отчего кривая предложения пересекается с кривой спроса в данной, а не в другой точке. В связи с этим зависимость величины спроса и предложения от соответствующей рыночной цены товара нуждается в более детальном рассмотрении.
Таблица 1.
Смысловое поле Таблицы 2.
При изучении данного вопроса, основываясь на положении, что цена равновесия на конкурентном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения, акцент познания переносится на экономические принципы, лежащие в основе кривой спроса, то есть цены покупателя и закономерности самого процесса потребления.
Таблица 2.
Смысловое поле Таблицы 3.
Рыночная структура совершенной конкуренции отличается множеством покупателей и продавцов. Каждый из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену из-за малой доли в продажах или покупках. Для выяснения того, как устанавливается равновесная цена на рынке совершенной конкуренции, необходимо не только изучение потребительского поведения, но и знание различных форм издержек производства.
Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.
Таким образом, отраслевое предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.
Таблица 3.
Экономические символы темы
«Теория производства и предельной производительности факторов»
Смысловое поле Таблицы 4.
Тема «Теория производства и предельной производительности факторов», являясь началом большого раздела микроэкономики ― рынков факторов производства, требует переключения от ценообразования на рынках конечных товаров и услуг на особенности ценообразования каждого из четырех факторов.
Напомним, что:
― факторами производства называются действительно вовлеченные, взаимодействующие между собой в процессе производства ресурсы:
― «труд» как фактор производства представляет собой рынок рабочей силы, или комбинацию физических и умственных способностей человека, которые могут быть применимы для производства благ (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательских способностей). Владельцы фактора «труд» зарабатывают доход, называемый «заработная плата»;
― «капитал (инвестиционные ресурсы)» как фактор производства институционально есть совокупность трех рынков: рынка капитальных благ, рынка услуг капитала и рынка заемных средств, или ссудного капитала. Собственник фактора «капитал» получает доход в форме процента;
― «земля» как фактор производства включает в себя все естественные ресурсы, или «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе (пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы). Собственник фактора «земля» получает доход в виде ренты;
― «предпринимательские способности» как фактор производства есть специальные способности людей, позволяющие собрать другие факторы производства в эффективную комбинацию. Принципиально то, что предприниматель берет на себя всю сумму риска: не только риск производить что-то, но и риск, связанный с обязанностью заплатить владельцу земли ренту, владельцу рабочей силы ― заработную плату и владельцу капитала ― процент. Собственник фактора «предпринимательские способности» получает доход в форме нормальной (предпринимательской) прибыли.
В данной теме акцент делается на закономерностях спроса на ресурсы в их самом общем виде. Методологической основой изложения темы является неоклассическая теория производства, которая базируется на положении о взаимозаменяемости факторов производства.
Таблица 4.
Экономические символы темы
«Рынок труда и заработная плата»
Смысловое поле Таблицы 5.
Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Так как труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства, форма жизнедеятельности личности, он не может быть объектом купли-продажи в политическом и экономическом смысле. Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), а также не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому:
а) на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависит от многих факторов ― уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и др.;
б) купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и др.;
в) на период найма работодатель ― бизнес или государство ― покупает право на использование услуг труда продавца, а не сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник;
г) если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;
д) на рынке труда большую, чем на других рынках факторов, играют неценовые факторы ― сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе. Именно их в первую очередь нужно иметь в виду обучающимся при анализе специфики кривой индивидуального предложения труда на рынке труда;
е) на рынок труда значительное воздействие оказывают различные институциональные структуры ― профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной полготовки, союзы промышленников и предпринимателей и др. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг ― наемные работники ― составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе;
ж) заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены.
Таблица 5.
Экономические символы темы
«Рынок капитала и процент»
Смысловое поле Таблицы 6.
К специфике рынка капитала как фактора производства следует относить:
1. Структуру самого понятия «рынок капитала», так как он включает в себя три относительно самостоятельных сегмента:
1.1) рынок капитальных благ, где продаются и покупаются производственные фонды ― жилые здания; производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура; товарно-материальные запасы;
1.2) рынокуслуг капитала, где эти фонды могут быть сданы напрокат за определенную плату. Как следствие, рынок услуг капитала неразрывно связан с рынком заемных средств;
1.3) рынок заемных средств, или ссудного капитала.
2. Следствием первой характерной черты рынка капитала является разновидность цен, по которым производится купля-продажа объектов его сегментов:
2.1) на рынке капитальных благ это цена капитальных благ (цена станков, машин, зданий и т.п.);
2.2) ценой услуг капитала является арендная плата;
2.3) доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процент.
3. Если такие факторы, как труд и земля, предстают явлениями, созданными вне экономической системы, то капитальные блага предстают как фактор, производимый самой экономической системой.
4. Спрос на капитал ― это спрос на заемные средства (ссудный капитал), а не просто на деньги.
5. Ставка процента ― это и награда за ожидание (цена отказа от сегодняшнего (текущего) потребления) в области потребительских решений, и показатель чистого дохода на капитал в области инвестиционных решений, и компенсация за отказ от ликвидности в области решений, определяющих структуру портфеля финансовых инвестиций.
Таблица 6.
Смысловое поле Таблицы 7.
Наряду с трудом и капиталом важнейшим фактором производства является земля. Термин «земля» охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые.
Выступая фактором производства, земля имеет ряд особенностей
1. Земля не создана трудом человека.
2. Земля представляет собой многофункциональное благо для человек: от выращивания пшеницы и выгула скота до площадей под офисы, производственные и жилые здания, а также добычи важнейших природных ископаемых. Сегодня земля воспринимается экономистами как экономическая территория (пространство, используемое для размещения промышленных объектов, инфраструктуры, жилья), и, наконец, природный комплекс, противостоящий производственному комплексу (в рамках единой экологической системы);
3. Земля, обладая плодородием, то есть свойством почвы воспроизводить сельскохозяйственные растения, качественно неоднородна.
4. Количество этого фактора ограничено. Далеко не вся имеющаяся в стране территория может быть использована в экономических целях. Примером могут служить территориальные пространства в Сибири, Сахаре, северных частях Канады и на юге Аргентины. В странах же с благоприятным для экономики климатом (Европа) вся подходящая для экономического освоения территория давно уже полностью задействована. Ограниченность территории при ее коммерческом использовании обусловливает практически неизменный объем ее предложения. Капитал, рабочая сила как факторы производства тоже ограничены, но их можно накопить, произвести и воспроизвести, а землю ― нет.
5. При рациональном использовании земли происходит улучшение ее качества.
Таблица 7.
Экономические символы темы
«Преимущества и недостатки рыночного механизма»
Смысловое поле Таблицы 8.
В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции ― неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами.
В целом к преимуществам, которыми обладает конкурентная экономика, в которой фирмы самостоятельно решают три вопроса экономики (что, как и для кого производить?) обладает (перед командно-административной, централизованной экономикой) следующими преимуществами: 1) в конкурентной экономике предложение подстраивается под спрос, отвечая на его изменения. Поэтому товарный дефицит в условиях гибко изменяющихся цен носит лишь временный характер; 2) производители борются за снижение издержек производства и стараются использовать ресурсы эффективно. Именно этот факт определяет и эффективность распределения ресурсов между производителями: при закупке ресурсов они ориентируются на правило максимизации прибыли (MRPL/ w = MRPK/ r = 1), что уже само по себе устраняет мотивы создания искусственного дефицита ресурсов; 3) производители стремятся к прибыли, к повышению конкурентоспособности за счет снижения средних издержек (АС) посредством оптимизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения качества продукции (а не за счет владения ресурсами или власти над ценой); 4) конкурентный рынок способен к саморегуляции, то есть возможности самостоятельно, автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Таким видели рынок экономисты-классики и неоклассики до начала бурного развития монополизма, когда в экономике преобладали конкурентные отношения мелких и средних производителей.
В экономической теории рассматриваются два основных подхода к установлению на рынке равновесия ― в краткосрочном и в долгосрочном плане.
Так, швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления неоклассической школы, исследовал механизм достижения равновесия вкраткосрочном плане, то есть путем количественной подстройки спроса и предложения к равновесию. В результате была создана «модель аукциониста», который, обладая полной рыночной информацией, объявляет более высокие цены на дефицитные товары и снижает цены на избыточные (лишние) товары до тех пор, пока не «нащупает» такое их количество, при котором спрос совпадает с предложением на всех рынках. Данная модель с помощью целой системы математических уравнений дает возможность рассчитать, при каких условиях достигается общее равновесие, и показать механизм его установления.
Несколько иной вариант установления равновесия рассматривал другой представитель неоклассической школы, известный ученый-экономист Альфред Маршалл. Модель установления равновесия по Маршаллу предполагает ценовую подстройку спроса под предложение. Он исходил из того, что спрос и предложение по количеству могут совпадать изначально, но при этом представления продавцов и покупателей о цене покупки и цене продажи товара будут серьезно отличаться. И совсем не обязательно потому, что продавцы хотят продать дороже, а покупатели купить дешевле…
Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде производства частных товаров и при отсутствии трансакционных издержек. Как следствие, современный рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности: существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называется провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы акцентируем внимание на теории внешних эффектов (экстерналиях). Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. (Под третьими лицами понимаются экономические субъекты, не участвующих в данной сделке). Экстерналии, или внешние эффекты делятся на положительные, то есть приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Истоки данных отклонений связаны с нарушением условия достижения общественно эффективного объема выпуска.
Таблица 8.
Экономические символы темы
«Введение в макроэкономику»
Смысловое поле Таблицы 9.
Макроэкономика (от гр. mаcros ― «большой» и oikos ― «экономика») ― один из крупнейших разделов экономической науки, который изучает крупномасштабные явления и процессы экономики, которые имеют отношение к экономике и хозяйству страны в целом. Объектами изучения макроэкономики являются сводные показатели по всему хозяйству страны: национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукты (ВНП и ВВП соответственно), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общая сумма денег (денежные агрегаты), находящихся в обращении. В то же время макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели (средние доходы, среднюю заработную плату, уровень инфляции, безработицу, занятость, производительность труда, показатели роста, темпы увеличения и или уменьшения величин, характеризующих экономику страны). Макроэкономические модели ― экономико-математические модели, характеризующие развитие экономики в целом и ее наиболее важных с математической точки зрения частей: отраслей, секторов, сфер. В роли переменных таких моделей выступают макроэкономические показатели ― сводные, обобщающие, усредненные по экономике в целом показатели, отражающие объемы производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровень благосостояния, экспорт и импорт, темпы экономического роста и др. Макроэкономическая сфера распространения ― взаимосвязь между отдельными рынками, сферами, отраслями в масштабах всей страны.
Таблица 9.
Экономические символы темы
«Основные макроэкономические показатели.
Метод суммирования расходов
ВВП, рассчитанный этим методом, представляет собой сумму расходов экономических субъектов (агентов) на все конечные товары и услуги.
Таблица 10
Структура ВВП по расходам: ВВП (Y) = C + Ig + G + NX
(данная формула в системе национальных счетов (СНС) рассматривается
основным экономическим тождеством!)
Субъекты, осуществляющие расходы | Характер расходов | Математическое обозначение расходов |
Домашние хозяйства | Личное потребление, или потребительские расходы населения | C |
Фирмы (предприятия) | Валовые частные инвестиции, или капиталовложения, то есть чистые инвестиции (часть капитала, направленного на расширенное воспроизводство, или прирост запаса инвестиционных товаров, или капитальных благ) плюс амортизация ― исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления. Принято выделять три вида внутренних инвестиций: инвестиции в жилищное строительство, в основной капитал (станки, механизмы, оборудование и т.п.) и инвестиции в товарно-материальные запасы. Определение «внутренние» означает, что инвестиции осуществлены жителями данной страны, но не обязательно являются расходами на товары и услуги, произведенные в данной стране. Например, в них могут входить и расходы на импортные товары. | Ig In d |
Государство | Государственное потребление, или государственные закупки товаров и услуг. В состав этого показателя не входят государственные трансферты (различные виды социальной помощи), которые являются результатом перераспределения. | G |
Внешняя экономика | Чистый экспорт, то есть расходы зарубежных потребителей данного ВВП, или разница между экспортом (Х) и импортом (М): | NX Х ― М = NX |
Метод суммирования доходов
На добавленную стоимость, о которой речь шла выше, можно посмотреть и по-иному: ведь добавленная стоимость ― это то, что фирма оплачивает в виде доходов владельцам факторов производства: заработная плата, прибыль и процент. Следовательно, сумма всех добавленных стоимостей должна быть равна сумме всех доходов (оплата труда наемных работников, прибыль, процент, рентные платежи). Таким образом, концептуально метод суммирования доходов совпадает с производственным методом. Но следует заметить, что при этом методе к сумме всех доходов необходимо прибавить амортизацию и косвенные налоги. Последние два показателя не являются доходами в том смысле, что не оплачивают чьи-то услуги. Однако без этих двух показателей мы не получим одинаковые результаты расчета ВВП по производственному методу и методу суммирования доходов.
Таблица 11.
Структура ВВП по доходам: ВВП = W + π + d + ( T – S)
(показывает, сколько дохода получают владельцы (собственники) земли, капитала и рабочей силы)
Субъекты, получающие доходы | Характер доходов | Математическое обозначение доходов |
Домашние хозяйства | Заработная плата | W |
Фирмы (предприятия) | Доходы от предпринимательской деятельности и обладанием имущества В том числе: - прибыль; - процент на капитал; - рента, арендные платежи Амортизация | π Р r R d |
Государство | Чистые косвенные налоги, которые платят потребители, а государство их аккумулирует | T―S |
Смысловое поле таблицы 12
При рассмотрении проблем макроэкономического равновесия одним из основополагающих вопросом является понимание процессов накопления и сбережения, непосредственно связанных с общим равновесием в экономике. Именно в этом контексте необходимо рассмотреть взаимосвязь между инвестициями и сбережениями.
Таблица 12.
Смысловое поле таблицы 13
В ВВП, измеряемом в текущих ценах, не всегда точно отражается рост валового продукта в физическом выражении. Например, если за 10 лет ВВП вырос с 10 до 25 трлн руб., это не означает, что физический объем конечной продукции увеличился в 2,5 раза. Дело в том, что на показатель ВВП, выраженный в текущих ценах, влияет не только изменение физического объема благ и услуг, но и инфляционные, или дефляционные процессы, связанные соответственно с обесценением или удорожанием денег.
Поэтому ВВП необходимо рассчитывать не только в текущих ценах, но и в ценах так называемого базисного года. Это означает, что мы должны рассчитывать ВВП в неизменных ценах, чтобы элиминировать влияние изменения уровня цен в стране.
Учет данного фактора предполагает использование двух разновидностей показателя: номинального и реального ВВП.
Таблица 13.
Таблица 14.
Экономические символы темы
«Экономический рост»
Экономический рост (ЭР) ― количественные и качественные изменения результатов и факторов производства (измеряются годовыми темпами в процентах), в конечном итоге приводящие к повышению благосостояния общества.
Факторы, от которых зависит ЭР:
• труд ― количество занятых в экономике и их квалификационная структура;
• капитал. К этой категории относится прежде всего физический капитал,, то ест станки, механизмы, оборудование, сооружения инфраструктуры;
• человеческий капитал, под которым понимается запас знаний, навыков и квалификации, которыми обладают работники;
• природные ресурсы ― земля, особенно пригодная для сельскохозяйственного производства, водные ресурсы, полезные ископаемые и т.п.;
• технологические знания, или технологический прогресс.
Важнейшие показатели ЭР:
1) увеличение за некоторый промежуток времени реального ВНП (с учетом изменения уровня цен) или ЧНП на душу населения;
2) суммарное увеличение ВНП или ЧНП за некоторый рассматриваемый период времени.
Полученный прирост реального общественного продукта может использоваться для более эффективного удовлетворения потребностей или разработки и осуществления новых программ.
Темпы экономического роста:
А) высокие (не всегда являются оправданными, так как могут быть достигнуты за счет снижения качества производимой продукции, назревающих структурных экономических сдвигов, а следствием этого может явиться снижение темпов экономического развития);
Б) низкие;
В) нулевые.
Типы экономического роста:
• экстенсивный (увеличение объема производства материальных благ и услуг осуществляется за счет количественного роста используемых производственных факторов, поэтому в течение рассматриваемого периода производительность труда не изменяется);
• интенсивный (увеличение объема производимых в обществе материальных благ и услуг осуществляется за счет качественного совершенствования факторов производства, что имеет следствием опережение темпов роста ВВП темпа роста числа занятых, то есть повышается производительность труда).
На практике в чистом виде ни интенсивный, ни экстенсивный ЭР не встречается. Прогресс общественного производства заключается в переходе к преимущественно интенсивному характеру ЭР, что вызвано следующими основными причинами:
1) ограниченность источников роста из-за естественной невозобновляемости и уникальности природных ресурсов;
2) необходимость увеличения удельного общественного продукта;
3) необходимость высвобождения рабочей силы из сферы материального производства.
Отнесение ЭР к конкретному типу осуществляется в зависимости от удельного веса прироста товаров посредством количественного или качественного роста факторов производства.
Сегодня среди экономистов есть полное согласие относительно того, что главными факторами экономического роста являются: а) увеличение доли физического капитала (машин, оборудования, сооружений, дорог и др.) относительно других факторов производства; б) технологические нововведения; в) инвестиции в человеческий капитал; г) растущие требования к повышению уровня жизни, а также д) сбережения и инвестиции.
Смысловые поля таблицы 15
Для характеристики экономического роста используются общие и частные показатели. Общими показателями экономического роста обычно считаются увеличение ВНП, ЧНП или НД за определенный период времени или их рост на душу населения. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и др. Экономический рост может выражаться в процентах или в абсолютных цифрах.
Расчеты, произведенные по разным странам, показывают, что различия в объеме ВВП на душу населения объясняются различиями в производительности труда (ПТ) ― плодотворности, эффективности деятельности людей в процессе создания материальных благ и услуг.
Факторы повышения производительности труда (от чего зависит производительность?):
۩ качество трудовых ресурсов ― производное от подготовки специалиста, общего и профессионального образования, квалификации, основных и дополнительных стимулов для работы, трудового энтузиазма работника (любовь к работе, чувство удовлетворения и самоуважения);
۩ качество машин и оборудования ― производное от разделения, специализации и кооперации труда, новых технологий и соответствующего им современного (модернизированного) парка машин и оборудования;
۩ эффективность использования ресурсов ― производное от комбинирования (соединения) факторов производства, деятельности менеджеров, технологии соединения труда и капитала, участия работников в разработке и улучшении производственного процесса;
۩ деловая конъюнктура ― производное от фазы цикла деловой активности, научно-технического прогресса, благоприятных и неблагоприятных условия для предпринимательства.
Таблица 15.
Раздел III. Варианты алгоритмов решения экономических задач
как производные от заявленного в условии «смыслового поля»
Вернемся к предмету нашего пособия, чтобы, решая задачи по экономической теории, проиллюстрировать сказанное на конкретных примерах применения схемы экономического анализа, или матрицы экономического мышления, представленной нами во Введении пособия.
Обращаем внимание читателей на то, что представляемый алгоритм решения задач соответствует «Требованиям к оформлению решения задач», которые приняты профессиональным сообществом экспертов, оценивающих результаты решения задач у обучающихся-участников олимпиадного движения от внутри школьного до Всероссийского туров.
1. Полностью прописывать решение. Весь ход решения должен быть четко прописан. В этом случае правильное решение получит довольно высокую оценку даже при наличии отдельных арифметических ошибок. Напротив, за правильный, но недостаточно обоснованный ответ оценка будет существенно снижена.
2. Четко объяснить вводимые обозначения. Если Вы вводите буквенное или иное обозначение, Вы должны прямо объяснить, что стоит за этим обозначением. В первую очередь это касается осей на графике и букв в формуле. Вы можете вводить любые удобные для Вас обозначения (как общепринятые, так и свои собственные), но в любом случае следует указать, что и в каких единицах измерения отложено на каждой из осей графика и что обозначает каждая из букв, употребленных Вами в формуле. В случае отсутствия обозначений и их объяснения графики и формулы могут быть не учтены при выставлении оценки.
ПРИМЕЧАНИЯ
6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. ― ООО «АССА», 2009. С.94.
7. «Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности ― системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений»/Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. ― М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. С. 25-26 (Выделено нами ― В.Л.).
8. Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. ― СПб.: Питер, 2006. С. 25.
9. Там же. С. 79.
10. Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/Е.Ф. Винокуров, Н.А. Винокурова. – М.: Вита-Пресс, 2007. С. 158.
11. Там же, С. 167.
12. Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. ― М.: изд-во Эксмо, 2007. С. 120-121.
Заключение
Представленные в данном учебном пособии «смысловые поля» формул экономической теории для своего более глубокого уяснения предполагают от обучающихся системности мышления, в основе которого должно лежать философское осмысление, прежде всего, диалектики «сущности и явления», а также диалектики «формы и содержания».
Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием (быть может, даже больше, чем категории части и целого), отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей.
Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты ― элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы (а не «элемент», часть).
Понятие формы многозначно. Под формой понимается: 1) способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительная устойчивая определенность связи компонентов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания; 2) внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его внешние пространственные и временные границы; 3) способ существования материи (например, когда речь идет о пространстве и времени как атрибутах материи); 4) внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы (в данном случае понятие формы совпадает с понятием структуры).
В интересующем нас плане форма есть внутренняя и внешняя организация системы.
Существуют различные типы содержания (существенное и несущественное, необходимое и случайное, материальное и «идеальное» и т.п.) и соответственно различные типы формы.
Сами понятия формы и содержания относительны. Например, производственные отношения являются содержанием по отношению к надстройке и формой ― по отношению к производительным силам общества.
Диалектическую позицию в трактовке соотношения формы и содержания достаточно четко выражают следующие положения: 1) неразрывность содержания и формы. Например, выбрав товарищество как организационно-правовую форму ведения предпринимательской деятельности, «товарищи» должны помнить, что, согласно Гражданскому кодексу России, они несет неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом, тогда как в обществах участники вообще не отвечают по долгам, а несут только риск убытков. Из сказанного вытекает, что форма содержательна, содержание оформлено; а также то, что одно без другого не бывает; 2) неоднозначность связи: одно и то же содержание может иметь разные формы, но может быть и иначе: одна и та же форма может иметь различное содержание; 3) противоречивость единства, которая отражает разнонаправленность их тенденций: у содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) ― тенденция к устойчивости. Вот почему в периоды преобразования структуры ― при бесконфликтном или конфликтном развитии ― происходит «переход» содержания в форму и формы в содержание (в том смысле, что форма оказывается наиболее тесно связанной с содержанием, близкой к содержанию); 4) оптимальность развития ― при соответствии формы содержанию, содержания ― форме. В данном аспекте речь идет о характере их единства. Форма может не соответствовать (в условиях дисгармоничного и конфликтного развития) измененному содержанию. Правда, и в этих условиях сохраняется единство содержания и внутренней структуры системы. Но возникает потребность в разрушении одной из сторон противоречия как средстве преодоления конфликта. В условиях же гармонии формы и содержания обе стороны противоречия, будучи противоположными по тенденциям своих изменений, объективно содей ствуют укреплению друг друга и системы в целом. Они, таким образом, соответствуют друг другу. Примером сказанному может служить гармоничное сосуществование в фирме как спонтанного (рыночного), так и иерархического (командно-административного) способов координации решений и действий экономических агентов.
Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без его проявления. Нет явления, которое есть ничто иное, как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, то есть как внешние свойства и их системная структурированность, без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.
Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно, в форме видимости (!). Объективная видимость имеет непосредственное полное основание внутри структуры действительности или во взаимодействии таких сущностей. Например:
• рынок вовсе не является сущностью капитализма. Будучи самым распространенным принципом буржуазного общества, он отнюдь не служит и его единственной, глубинной основой. Чтобы обменять что-то на рынке, это что-то нужно вначале где-то и как-то произвести. Производственные отношения, основанные на найме работника, с последующим отчуждением его труда и, в конечном счете, личности, как раз и представляют собой тот фундамент, на котором все строится. Рынок же лишь оформляет данные отношения;
• заработная плата, являясь явлением (компонентом) рыночной системы хозяйствования, выступает как оплата всей произведенной работы; на самом же деле по своей сущности она представляет собой денежное выражение стоимости рабочей силы и детерминирована структурой производственных отношений;
• с помощью «эффекта дохода» и «эффекта замещения» в экономической теории объясняют не только обратную зависимость спроса от цены товара, но наличие двух участков («возрастающий» и «понижающий») рисунка «График индивидуального предложения труда», так как отражаемые с помощью этих эффектов сущности разнокачественные. Так, эффект дохода и эффект замещения на товарном рынке, на котором домашние хозяйства выступают со стороны спроса, связаны с понятиями «номинальный доход» и «реальный доход» и, как следствие, с покупательной способностью покупателя. А на рынке услуг труда как фактора производства, на котором те же домашние хозяйства выступают уже со стороны предложения, эффект дохода и эффект замещения являются следствием выбора собственника фактора производства «труд» между уровнем заработной платы и свободным временем, которое он может себе позволить, достигнув максимального в его понимании дохода. Приведенные примеры относятся к внутрисущностной видимости.
Диалектика соотношения явления и сущности раскрывается в нескольких планах, наиболее значимыми из которых будут взаимодействие (движение) систем, развитие систем, познание систем.
Вне взаимодействий системы остаются «вещами в себе», «не являются», следовательно, и об их сущности ничего узнать не удается. Только взаимодействие раскрывает их природу, их характер, внутреннюю структуру. Будучи неразрывно связанным со своей сущностью, явление в результате взаимодействия данной системы с другой не только проявляет эту сущность,, но и несет на себе печать другой сущности, отражение специфики явления и сущности другой системы. Явление в известном смысле ― и «для-других-бытие».
Взаимодействуя с множеством других материальных систем, данная система обретает множество проявлений своего бытия («в-себе-бытия»). В каждом из них проявляется одна из сторон сущности системы, одна из ее граней, один из ее моментов. В своей же внутренней структурной взаимосвязи эти моменты, грани, стороны образуют единство (как единое), раскрываясь во множестве связей с другими системами. Сущность одна, явлений множество (заметим, что термин «явление» даже в философской литературе часто употребляется в значениях, тождественных понятиям «событие», «существование», «реальность», «материальный объект», а не только как проявление сущности).
В диалектике сущности и явления в развивающихся системах основная роль принадлежит сущности; проявления же последней, сами по себе многообразные, оказывают влияние на развитие своей основы, своей сущности.
Познание идет от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. Но бесконечность познания сущности не есть релятивизм ― признание невозможности полного познания мира и отрицание объективной истины, ведущая к скепсису как пессимистической жизненной установке. Признание многопорядковой сущности предполагает возможность ее объективного отражения и достижения первого ее «абсолютного» рубежа ― основного закона, позволяющего объяснить главные направления развития этой сущности.
В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущность, выявить ее общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы. Этим вносится конкретность в диалектику уровней сущностей, указывается основной ее структурный узел, но вместе с тем и не перекрывается дальнейшее движение по уровням сущности, тем более по уровням развивающейся, постоянно модифицирующейся сущности.
Проиллюстрируем последнее схемой «Система категорий товарной формы хозяйства»
Суммируя все сказанное и представленное в данном учебном пособии, мы можем ― вслед за Дж.М. Кейнсом ― утверждать, что: «Квалифицированный экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигнуть высокого уровня в нескольких различных областях и должен соединить в себе таланты, которые нечасто можно найти вместе. Он должен быть, в определенной степени, математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен представлять себе частное в терминах общего и улавливать абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для объяснения будущего».
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая экономическая энциклопедия. ― М.: Эксмо, 2008.
2. Курс экономической теории: учебник. ― Киров: «АСА», 2006.
3. Кисилева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007.
4. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие. ― Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.
5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. ― М.: Современный литератор, 2003.
6. Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007.
7. Философский словарь по философии/Под ред. И.Т. Фролова. ― М.: Республика, 2001.
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Дата: 2019-12-09, просмотров: 236.