Специализированный учебно-научный центр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В. П. Лимушин

Введение в олимпиадную экономику, или смысловые поля символов

Экономической теории

 Учебно-методическое пособие

Екатеринбург

2019

 

 

Лимушин В. П.

Введение в олимпиадную экономику, или смысловые поля символов экономической теории: Учебно-методическое пособие. ― Екатеринбург : СУНЦ УрФУ, 2019. — 58 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВВЕДЕНИЕ В ОЛИМПИАДЛНУЮ ЭКОНОМИКУ, ИЛИ СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ СИМВОЛОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» В. П. Лимушина, доцента кафедры гуманитарного образования СУНЦ УрФУ УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФФУ: ПРОТОКОЛ № 1 ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 2019 Г.

 

 Целью пособия «Смысловые поля символов экономической теории» является оказание научно-методической помощи обучающимся и преподавателям экономических дисциплин средних и средне-специальных образовательных учреждений в освоении «смыслового поля» символов экономической теории в контексте решения как учебных, так и олимпиадных задач. Для достижения поставленной цели в пособии:

 а) представляются методологические (концептуальные) основания роли знаковой формы предметности общественных отношений в процессе познания;

б) систематизируются смыслы (содержание) экономических символов, с которыми обучающиеся встречаются на страницах учебников по микро― и макроэкономике;

в) представлены варианты алгоритмов решения экономических задач как производные от представленного в условии «смыслового поля».

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                 4

 

РАЗДЕЛ I. Роль знаковой формы предметности общественных

                  отношений в познании экономической сферы общества      11

 

РАЗДЕЛ II. Символы экономической теории и их смысловые поля   17

                  § 1. Смысловые поля символов микроэкономики                 17

             § 2. Смысловые поля символов макроэкономики                  36

      

       Раздел III. Варианты алгоритмов решения экономических задач как 48

Производные от заявленного в условии «смыслового

поля»  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               54                                                      

       ЛИТЕРАТУРА                                                                                                 58

 

Введение

Коммуникация есть диалог,

в ходе которого люди с помощью

слов и предложений обмениваются мыслями;

понимание и взаимопонимание становятся возможными

посредством раскрытия смысла этих слов и предложений.

 По отношению к экономической теории необходимо с самого начала ясно представлять себе, что в сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни «человека → индивида → личности → общества», экономическая теория своим предметом имеет экономическое поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного богатства в условиях ограниченных (экономических) ресурсов, допускающими их альтернативное использование, и конкуренции. При этом главным объектом изучения современной экономической теории является механизм косвенного или рыночного регулирования экономики. Это основа для освоения множества направлений, которыми занимается экономическая наука в целом, база для постижения прикладных экономических дисциплин. Информация превращается в инструмент познания, если она передается в теоретической форме: теория дает ключ к пониманию происходящего и открывает путь к лучшему решению.

Из сказанного вытекает, что элементами экономической теории являются:

1. Человек как цель и средство экономики.

2. Естественная природа ― источник ресурсов и среда обитания человека.

3. Искусственная природа, или артефакты,все, что создано человеком:  средства производства как совокупность орудий и предметов труда; инфраструктура производства и обитания; предметы потребления, знания и информация как особые экономические ресурсы.

Но ни одна теория не падает с неба, а является отражением накопленного опыта предыдущей деятельности людей. Переработанный с помощью научного анализа и синтеза практический опыт приобретает форму, удобную для применения. Вооружившись инструментарием экономической модели при условии, что она применяется именно к тем обстоятельствам, на которые рассчитана, можно понять, что является причиной, а что ― следствием, разобраться в проблемах сегодняшнего дня и делать прогнозы. Именно поэтому схема экономического анализа, или матрица экономического мышления, следование которой способствует формированию системного социально-экономического мышления, имеет следующий вид [1]:

 

сущность содержание формы функции оценка
онтология гносеология морфология праксиология аксиология

 

Среди методов экономического познания в данном учебном пособии мы обратимся к экономическо-математическому моделированию и методу функционального анализа, потому, что именно с ними непосредственно связана «экономическая символика» [2].

 Нужно помнить, что, будучи «царицей наук», математика и ее методы «олицетворяют» количественный анализ явлений и процессов. «Системщики» же, хотя и придают важное значение использованию аналитических методов, вместе с тем полагаются не только на количественный, но и на качественный анализ, а в определенных ситуациях и на интуицию. Они не склонны абстрагироваться от факторов, которые считают важными для понимания ситуации, поиска и оценки решений только потому, что эти факторы не могут быть оценены количественно и включены в какую-то модель. Прогнозируют они в основном посредством построения сценариев будущего, используя, в том числе, и экстраполяцию. Для нихважнее увидеть ситуацию в целостности (в отдифференцированности от себя подобных). А это возможно при условии понимания того обстоятельства, что системное восприятие экономического объекта будет иметь место тогда и только тогда, когда (после искусственного выделения и изучения) он будет возвращен в присущее ему животворное смысловое поле ― среду правовых и политических институтов,― обеспечивая этим добавочное экономическое знание. Это отличие «системщиков» от «аналитиков» важно понимать как обучающимся профильных (экономико-математических) классов, так и преподавателям дисциплин социально-экономического профиля, чтобы не впасть в «экономизм» мышления при анализе социально-экономических процессов и явлений, а также при решении соответствующих задач и написании реферативных и научно-исследовательских проектов.

Книга Ф. Василюка «Переживание и молитва» («Смысл», 2005) рассматривает переживание как столкновение личности с невозможным, а молитву как способ преодоления и преображения не только душевного кризиса, но и самой экзистенциальной ситуации. Главное, что спасает человека от самого себя ― от собственных неуправляемых аффектов и противоречий, двусмысленности, бездарности и банальности, ― это дар преобразования: все темное может быть просветлено, низкое ― сублимировано [3], бессловесное ― осмыслено. Овладение этим даром равнозначно сугубо человеческому таланту ― жить.

Сказанное помогает определиться с объектом, предметом, целью и задачами, структурой (логикой) учебно-методического пособия.

Объектом пособия являются знаковая форма предметности общественных отношений.

Общественные отношения ― это относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности, различных видах культуры и определяющие специфику конкретного общества, его качественные характеристики и социальную структуру.

Специфика содержания общественных отношений складывается:

· во-первых, из совокупности признаков, присущих отношению вообще;

· во-вторых, из признаков, характеризующих его как сложное социальное явление. Особую теоретическую «нагрузку» несёт в данном случае такой признак общественных отношений как их предметная опосредованность.

Предметность ― способность человеческого сознания выстраивать свое содержание с опорой на идеальные системы определений, вследствие чего это содержание не совпадает с наглядно наблюдаемым. Благодаря такой способности человек может видеть в вещах мира не только чувственно представленное, но и скрытое, потенциальное, надлежащее. В целом предметность ― восприятие человеческим сознанием действительности в измерениях интеллектуальной человеческой и материальной действительности.

Формы социальной предметности ― телесная (биосоциальная), вещная, институциональная, знаковая ― представляют собой результат процесса объективизации деятельности и общественных отношений, совокупность которых образует предметно-развернутый мир человека.

Предметом пособия являются символы (формализованный язык экономической теории), в которых добытая информация (знания) закрепляется, включается в деятельность. В контексте пособия под символом мы будем понимать условный, чувственно воспринимаемыйписьменныйзнак, которым обозначено какое-либо экономическое понятие. При этом не следует забывать, что основным видом экономико-математического символа при решении задач является формула  ― комбинация математических знаков, выражающая какое-либо утверждение, сутью которого является смысл.

Взаимосвязь объекта и предмета пособия помогают установить семиотика, семиотика культуры и сигнификативная функция культуры (буквально: означающая, приписывающая значение) ― функция, рассматривающая любой язык как знаковую систему с целью выработки осмысленной, взаимосвязанной картины мира. Согласно смыслам этой функции экономические отношения проявляются в человеческом поведении не прямо, а преломляются через принципы, нормы, установки, методы деятельности, то есть через систему значений [4].

Цель пособия ― оказание методической помощи обучающимся в освоении «смыслового поля» символов экономической теории при решении как учебных, так и олимпиадных экономических задач.

Задачи пособия:

1)  ознакомить обучающихся с современными смыслами интерпретации сигнификативной функции культуры, с одной стороны, и методологическими (концептуальными) основаниями роли знаковой формы предметности общественных отношений в процессе социально-экономического познания, с другой;

2) систематизировать смыслы (содержание) экономических символов, с которыми обучающиеся встречаются на страницах учебников по микро- и макроэкономике;

3) представить варианты алгоритмов решения экономических задач как производные от представленного в условии «смыслового поля».

Структура пособия― Пояснительная заиска, Основная часть, состоящая из трех разделов, и Заключение ― соответствует заявленным объекту и предмету, цели и задачам:

в первом разделе «Роль знаковой формы предметности общественных отношений в познании экономической сферы общества» мы реализуем цель и первую задачу,

во втором разделе «Смысловые поля символов экономической теории» мы реализуем цель и вторую задачу,

в третьем разделе «Варианты алгоритмов решения экономических задач как производные от заявленного в условии «смыслового поля» мы реализуем цель и третью задачу.

Новизна пособия видится нами в возможности реализации педагогических функций образования (познавательно-обучающей, социально-защитной, познавательно-деятельностной, воспитательной и функции систематизации) в образовательной области «Экономика» посредством сигнификативной функции культуры [5].

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Онтология (от греч. on ― сущее и logos ― учение) ― учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.

Сущее ― категория онтологии, обозначающая: 1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3) онтологический абсолют.

Сущность ― смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Например, независимо от критериев классификации форм инфляции: (по степени охвата (национальная, интернациональная), по характеру проявления (открытая, подавляющая), по темпам (ползучая, галопирующая, гиперинфляция), по степени предсказуемости (ожидаемая, непредвиденная), по характеру причин (рыночная, административная), по равномерности охвата (равномерная, неравномерная) ― сущность инфляции как процесса переполнения каналов денежного обращения излишней (относительно товарной) денежной массой, сопровождаемое ростом цен на товары и услуги, что ведет к падению покупательской способности денег и процессу повышения стоимости жизни, остается неизменной.

Гносеология (от греч. gnosis ― познание и logos ― учение) ― раздел философии (теория познания), изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания.

Познание ― это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувствительных и понятийных образов действительности. Знание ― осмысленная, поставленная в контекст (то есть в «смысловое поле») и обладающая практической ценностью информация.

Содержание ― определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Содержание ― вполне определенный, то есть взятый в единстве с его структурой материальный субстрат, специфический для данного рода явлений. Структура, внутренняя упорядоченность ― необходимый компонент содержания. 

NB! При системном анализе содержания деятельности (в том числе, социально-экономической) необходимо выделять следующие его элементы: цель, ценности, смысловые установки, культуру и технологии. Сказанное принципиально важно знать, так как экономическая теория оперирует, в том числе и омонимами ― словами (понятиями), имеющими одинаковое звучание и написание, но различное значение. Примером могут служить понятия «эффект дохода» и «эффект замещения», с которыми обучающиеся встречаются при анализе рыночного механизма на и нарынке благ (то есть рынка товаров и услуг, на котором со стороны спроса выступают домашние хозяйства, а со стороны предложения ― фирмы), и на рынке факторов производства, на котором названные субъекты экономики не просто «меняются местами», а содержательно приобретают новые специфические для данного рынка характеристики целеполагания, ценностных ориентаций при принятии решения о приобретении того или иного экономического продукта, культуры мышления и поведения, а также планирования своего бюджета. Как следствие, на «товарном» рынке данными эффектами объясняется закон спроса, а на рынке факторов производства ― график индивидуального предложения услуг труда.

Онтология как общее учение о бытии, как раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной теории познания. Все понятия гносеологии и принципы диалектического мышления имеют свое онтологическое обоснование и в этом смыслеонтологическую сторону. Содержание теории познания, как и содержание онтологии, пронизано идеей развития. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимы друг к другу, взаимосвязаны: гносеология «онтологична», а онтология «гносеологична». Гносеология как часть философии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.

Морфология ― комплексная наука о форме и строении.

Форма ― способ существования и выражения содержания, его различных модификаций. Понятие «форма» употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика содержания получает дальнейшее развитие в понятии структуры. 

Форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит дальнейшее его развитие. Особенно отчетливо активная роль формы обнаруживается в развитии сложных системных (социальных) объектов. Взаимоотношение содержания и формы ― типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними.

Так, например, при выборе организационно-правовой формы нужно помнить, что товарищества рассматриваются Гражданским кодексом как объединение лиц, а общества ― как объединение капиталов. Как следствие, объединение лиц, помимо имущественных вкладов, предполагает непосредственное личное участие в делах товарищества лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. В отличие от этого, общество как объединение капиталов не предполагает личного участия в предпринимательской деятельности, поэтому допускается, во-первых, одновременное участие конкретного субъекта в нескольких обществах, во-вторых, участие в них любых лиц, а не только профессиональных предпринимателей. Кроме того, участники товарищества несут неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом, тогда как в обществах участники вообще не отвечают по долгам АО, а несут только риск убытков.

Праксиология (от греч. praktikos ― деятельный) ― область социологии, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения их эффективности. Сущностная востребованность этого метода для экономической теории проявляется в том, что он помогает «увидеть» проявление конкретных «ролей», или функций того или иного экономического субъекта или института.

Функции (от лат. ― исполнение, осуществление) ― роль, которую выполняют различные процессы и структуры по поддержанию целостности и устойчивости систем, частями которых они являются. 

Согласно ГОС, по окончании изучения экономической теории обучающиесядолжны знатьфункции а) экономической теории, б) экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства), в) рынка, г) денег, д) цены, е) конкуренции, ж) инфраструктуры рынка, з) предпринимательства, и) прибыли, к) налогов, л) государственного бюджета, м) Центрального банка и коммерческих банков, н) товарной и фондовой бирж, о) кредита и др. И это не случайно: знание функций экономических субъектов и институтов, умение устанавливать между ними логические и исторические связи и отношения необходимо рассматривать необходимым компонентом как глубокого познания обучающимся собственно экономической теории, так и его готовность анализировать с позиций последней повседневную жизнь окружающей его социально-экономической действительности.  

Аксиология (от греч. axios ― ценность и logos ― слово, понятие) ― учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

«Ценность ― сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое»/Плотников В.И. Ценность/Современный философский словарь. Под общ. ред. В.Е. Кемерова. Лондон ― Франкфурт-на-Майне ― Париж ― Люксембург ― Москва ― Минск, 1998. С. 1001.

Диалектическая аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей: то, что является целью в одном случае, в другом может выступать средством. Однако в гуманистическом мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье, они не могут рассматриваться как средство.

Ценности, каков бы ни был их характер (материальными или духовными, объективными или субъективными) ― это и то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности.

Оценка ― процедура выбора на основе ценностей, выступающая в форме осознания значимости вещи для деятельности человека.

Из определения вытекает, что:

а) оценка складывается из акта сравнения (собственно оценки) и рекомендаций к отбору (выбору) того, что признается за ценность. Тот, кто оценивает, формирует суждения о полезности или вредности, правильности или неправильности, необходимости или ненужности того, что оценивается;

б) оценка означает решение по выбору, а выбор, будучи таким действием, которое придает всей деятельности целесообразность, ведет к действию. Другими словами, оценка организует практическую деятельность, так как требует определить место предмета в системе жизненных целей и ориентаций.

2. Экономическо-математическое моделирование ― формализованное описание различных экономических явлений с помощью математического аппарата.

Цель метода: а) придание экономическим рассуждениям четкости и однозначности трактовки; б) упрощение представлений о взаимосвязях между экономическими переменными (представленных как в качестве заданных, или параметрами, так и определяемых внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными) причинами); в) обеспечение использования количественных параметров в ходе анализа микро― и макроэкономических явлений и процессов; г) создать модели, с помощью которых можно априори, то есть до опыта, исследовать экономическую реальность.

 Метод функционального анализа отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений. Другими словами, данный метод предполагает установление взаимосвязи между всеми элементами экономической системы. Связь ― в философии: «такое соотношение, при котором те или иные изменения одного явления или процесса обязательно сопровождаются теми или иными изменениями другого явления или процесса соответственно»/Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007. С. 382.

В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Когда экономисты изображают связь между двумя переменными, они призывают себе на помощь допущение ceteris paribus, или  «при прочих равных условиях»: они допускают, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию – переменную величину, зависящую от других переменных величин, всех или большинства аргументов настолько усложнило бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным.

3. Сублимация ― психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на общественную деятельность и культурное творчество.

4. Семиотика ― 1) учение о знаках и их роли в социокультурной жизни людей; 2) наука, исследующая способы передачи информации. Свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе и в самом человеке.

Семиотика культуры ― сфера научного знания, носящая междисциплинарный характер, объединяющий предмет семиотики и культурологии. Главная задача семиотики культуры ― изучение знаково-символических систем, функционирующих в культуре.

О сигнификативной функции культуры подробнее см. Соколов Э.В. Культура и личность. ― Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. С. 117 – 124.

5 Познавательно-обучающая функция предусматривает углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося.

Функция систематизации экономического обучения направлена на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению.

Социально-защитная функция предполагает обеспечение через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;

Воспитательная функция предусматривает сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, социокультурологического, трудового и нравственного воспитания, формирование деловитости, организованности и ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики;

Познавательно-деятельностная функция предполагает мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 194.