Символы теории производства и предельной производительности факторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Смысловое поле символа Символ
1)  Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов: Эта функция описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции, позволяя определить максимально возможный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов или минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска: Производственная функция суммирует только технологически эффективные приемы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенствование в технологии производства, способствующее  росту производительности труда, обусловливает новую производственную функцию. Q = f ( L, K, N), где L ― труд, K ― капитал, N ― земля
2) Производственная функция для простой двухфакторной системы: «2 вида ресурсов ― 1 вид конечной продукции»: Q = f ( L, K)
3) Отдача от масштаба ― взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции спроцентным изменением в количестве всех применяемых факторов. Постоянная отдача от масштаба. Если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз объем производства ( Q) тоже возрастает в n раз, то мы имеет место постоянная отдача от масштаба: Возрастающая отдача от масштаба. В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объема производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба: Уменьшающаяся отдача от масштаба. Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объема производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба: Q2 = n Q1, где Q1 – первоначальный объем производства   Q2 > n Q1 Q2 < n Q1
4) Общий продукт ― это суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции и измеренный в физических единицах: TP
5) Общий продукт переменного фактора L. Это уравнение выражает отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора труда ( L ) при условии, что количество фактора капитал (К) постоянно: Q = f (L), при K – const.
6) Предельный продукт фактора производства (MPL), исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных:   MPL = dQ/dL
7) Средний продукт фактора (APL) определяется путем деления объема выпуска выпускаемой продукции Q на количество используемого переменного фактора L: Средний продукт труда показывает, какое количество произведенной продукции приходится на одну единицу. Очень часто средний продукт труда называют показателем производительности труда.   APL = Q/L
8)  Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от продукта используемого фактора: Предельный продукт фактора в денежном выражении ( MRPL) – это произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода (MRQ ), полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции: Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает прирост общего дохода в результате использования еще одной (дополнительной) единицы переменного фактора L при неизменном количестве всех остальных факторов.   MRPL = MPL * MRQ , где   MPL – предельный продукт фактора L в физическом выражении
9) В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являются «ценополучателями» (Р = MR), предельный продукт фактора L в денежном выражении ― это произведение предельного фактора L в физическом выражении и цены выпускаемой продукции:   MRPL = MPL
10) Предельные издержки ресурса ― затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора: Если фирма покупает ресурсы на чисто конкурентных рынках, то предельные издержки на их приобретение будут равны их ценам. MRС
10) Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор: фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам:   MRPL = MRС L
11) Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор, в условиях совершенной конкуренции принимает следующий вид:   MRPL = w, так как MRС L = w
12) Для фирмы, стремящейся к максимизации прибыли, наилучшей комбинацией факторов окажется та, которая обеспечивает наименьшие издержки. Следовательно, задача фирмы сводится к тому, чтобы обеспечить минимизацию издержек при каждом заданном объеме производства. Для выявления всех возможных комбинаций факторов при выпуске заданного объема продукции в экономической теории используется понятие изокванта (от лат. iso ― равный и guant ― количество, то есть равное количество). Изокванта представляет собой кривую, любая точка на которой показывает различные комбинации двух переменных факторов, обеспечивающих один и тот же объем выпуска продукции.С помощью наклона изоквант можно определить степень замещения одного фактора другим. Отношение изменения в количестве одного фактора к изменению в количестве другого фактора при сохранении неизменным объема производства называется предельной нормой технологического замещения ( MRTS): MRTSKL =  = ― dK/ dL = = MPL/ MPK = наклону изокванты
13) Фирма, осуществляющая свою деятельность с использованием двух переменных частично взаимозаменяемых факторов, сталкивается с проблемой оптимального выбора комбинации ресурсов при каждом заданном объеме выпуска продукции. Очевидно, что фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться выбрать такое сочетание ресурсов, которое окажется самым дешевым. Задача сводится к тому, чтобы минимизировать издержки фирмы для каждого заданного объема производства. Для решения поставленной задачи в экономической теории рассматривается понятие изокосты ― аналога бюджетной линии для потребителя. Изокоста является одновременно и линией равных издержек и линией бюджетного ограничения фирмы. Любая точка на изокосте показывает такое сочетание двух факторов, при котором совокупные расходы на их приобретение будут равны: Наклон изокосты равен отношению цен используемых факторов умноженному на (―1), так как изокоста имеет отрицательный наклон. Другими словами, если фирма увеличивает количество одного фактора, то она должна соответственно сократить использование другого, чтобы сохранить неизменными совокупные расходы на приобретение факторов: Любое изменение цены на один из двух используемых ресурсов ведет к изменению наклона изокосты. В = РК*К + Р L* L, где В ― бюджет фирмы, предназначенный для закупки факторов; РК ― цена единицы капитала; К ― количество капитала; Р L ― цена единицы труда; L ― количество труда.   ― dK/dL = PL/PK

Прежде чем перейти к систематизации экономических символов, свойственных каждому конкретному рынку факторов производства, напомним общие характеристики факторов производства.

۩ Рынки факторов производства характеризуют сделки, объектом которых являются факторы производства.

۩ В основе функционирования факторов производства лежат те же принципы, что и в основе функционирования рынков потребительских товаров. Однако, если предложение потребительских благ формируют фирмы (продавцы), то продавцами факторов производства являются домохозяйства, а их покупателями – фирмы. Домохозяйства на рынке факторов производства выступают на стороне предложения, а производители – на стороне спроса.

۩ Для фирмы полезность факторов производства определяется возможностью увеличения прибыли в результате его использования. Таким образом, спрос на факторы производства зависит от спроса на потребительские товары. Поэтому спрос фирм на факторы производства можно считать производным спросом, определяемым спросом на конечные товары и услуги.

۩ Для домохозяйств полезность факторов производства рассматривается с точки зрения возможности удовлетворения потребностей в других благах. Поэтому предложение факторов производства зависит от цены факторов производства. Так, например, предложения труда и капитала определяются индивидом на основе сопоставления следующих альтернатив: (а) свободное время – время труда; (б) текущее потребление потребностей – будущее потребление потребностей соответственно.

۩ Земля как фактор производства не имеет подобных альтернатив, поэтому ее предложение неизменно. Данная специфика порождает ситуацию совершенно неэластичного спроса, когда любое изменение цены на землю не приводит к изменению спроса на нее. Коэффициент эластичности в этом случае равен нулю, а кривая спроса на землю имеет вид вертикальной линии.

۩ Изменение факторных цен приводит к межотраслевому переливу факторов производства. Поэтому, чем выше уровень мобильности факторов производства, тем ниже уровень межотраслевой дифференциации в экономике.

۩ Спрос на рынках факторах производства носит взаимозависимый характер от других ресурсов, принимающих участие в создании продукта: ведь труд и капитал используются в определенном сочетании в зависимости от технологии;

۩ Количество спроса на рынках фактора производства зависит также от предельного продукта труда (капитала, земли) в денежном выражении, то есть от качества данного фактора.

Экономические символы темы

«Рынок труда и заработная плата»

Смысловое поле Таблицы 5.

Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Так как труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства, форма жизнедеятельности личности, он не может быть объектом купли-продажи в политическом и экономическом смысле. Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), а также не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому:

а) на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависит от многих факторов ― уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и др.;

б) купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и др.;

в) на период найма работодатель ― бизнес или государство ― покупает право на использование услуг труда продавца, а не сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник;

г) если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;

д) на рынке труда большую, чем на других рынках факторов, играют неценовые факторы ― сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе. Именно их в первую очередь нужно иметь в виду обучающимся при анализе специфики кривой индивидуального предложения труда на рынке труда;

е) на рынок труда значительное воздействие оказывают различные институциональные структуры ― профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной полготовки, союзы промышленников и предпринимателей и др. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг ― наемные работники ― составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе;

ж) заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. 

Таблица 5.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 212.