Экономические отношения в сельском хозяйстве имеют три особенности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во-первых, они возникают по поводу естественно не воспроизводимого фактора производства.

Во-вторых, особенностью аграрных отношений является то, что в производстве сельскохозяйственной продукции взаимодействуют три категории населения: земельные собственники (частные, коллективные, государственные), предприниматели и наемные работники.

Землевладение ― признание права данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Под землевладением подразумевается право собственности на землю. Землевладение осуществляет собственник земли.

Землепользование ― это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником.

В-третьих, в сельском хозяйстве цена продукции формируется по худшим условиям производства, тогда как ценообразование на промышленные товары устанавливается по средним условиям производства.

В рыночной системе любой фактор, приносящий доход, - это товар. Так и земля продается и покупается. Рыночное предложение земли в каждый момент времени постоянно и не может возрастать или уменьшаться в зависимости от изменения цен. Это означает, что эластичность предложения земли по цене равна нулю: как бы ни изменялась цена, которую покупатели готовы заплатить за участки, общее предложение этих участков не изменится. Поэтому, если построить кривую предложения земли на рынке, то эта кривая примет вид вертикальной прямой.

·

Так же, как и при интерпретации рынков труда и капитала, необходимо различать термины «услуги земли» и «земля». Услуги земли связаны с определением земельной ренты, или арендной платы. Земля связана с определением цены земли как капитального актива. Как следствие, не следует путать понятие «цены услуг земли», то есть арендную плату, с понятием «цена земли». Цена земли фигурирует на рынке земли, причем не в ситуации аренды, а в ситуации купли-продажи земли.

Когда земельный участок меняет собственника, возникает вопрос: по какой же цене продавать землю, чтобы не продешевить?

Вот тут-то впору вспомнить о возможности получения дохода, альтернативного продаже земли ― пожизненной земельной ренты, или арендной платы. Но подсчет дохода в виде ежегодной ренты за все будущее время – это попытка вычислить сегодняшнюю стоимость наших будущих денег, то есть операция дисконтирования.

Вывод: цена земли определяется как дисконтированная стоимость суммы будущих рентных доходов, которых мы лишаемся, продавая земельный участок.

 

Таблица 7.

Символы рынка земли как фактора производства

 

Смысловое поле символа Символ
Упрощенная формула определения цены земли (PN): PN = R/ r, где PN ― цена земли, R ― пожизненная рента как ежегодный доход, r ― ставка процента (альтернативной доходности) как коэффициент дисконтирования.
Формула определения цены земли как дисконтированной ценности ( PVN): PVN = R/ r, где R ― ежегодный размер земельной ренты, r ― рыночная ставка процента.

 

Экономические символы темы

«Преимущества и недостатки рыночного механизма»

Смысловое поле Таблицы 8.

В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, делая невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции ― неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами.

В целом к преимуществам, которыми обладает конкурентная экономика, в которой фирмы самостоятельно решают три вопроса экономики (что, как и для кого производить?) обладает (перед командно-административной, централизованной экономикой) следующими преимуществами: 1) в конкурентной экономике предложение подстраивается под спрос, отвечая на его изменения. Поэтому товарный дефицит в условиях гибко изменяющихся цен носит лишь временный характер; 2) производители борются за снижение издержек производства и стараются использовать ресурсы эффективно. Именно этот факт определяет и эффективность распределения ресурсов между производителями: при закупке ресурсов они ориентируются на правило максимизации прибыли (MRPL/ w = MRPK/ r = 1), что уже само по себе устраняет мотивы создания искусственного дефицита ресурсов; 3) производители стремятся к прибыли, к повышению конкурентоспособности за счет снижения средних издержек (АС) посредством оптимизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения качества продукции (а не за счет владения ресурсами или власти над ценой); 4) конкурентный рынок способен к саморегуляции, то есть возможности самостоятельно, автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Таким видели рынок экономисты-классики и неоклассики до начала бурного развития монополизма, когда в экономике преобладали конкурентные отношения мелких и средних производителей.

В экономической теории рассматриваются два основных подхода к установлению на рынке равновесия ― в краткосрочном и в долгосрочном плане.

Так, швейцарский экономист Леон Вальрас, основатель математического направления неоклассической школы, исследовал механизм достижения равновесия вкраткосрочном плане, то есть путем количественной подстройки спроса и предложения к равновесию. В результате была создана «модель аукциониста», который, обладая полной рыночной информацией, объявляет более высокие цены на дефицитные товары и снижает цены на избыточные (лишние) товары до тех пор, пока не «нащупает» такое их количество, при котором спрос совпадает с предложением на всех рынках. Данная модель с помощью целой системы математических уравнений дает возможность рассчитать, при каких условиях достигается общее равновесие, и показать механизм его установления.

Несколько иной вариант установления равновесия рассматривал другой представитель неоклассической школы, известный ученый-экономист Альфред Маршалл. Модель установления равновесия по Маршаллу предполагает ценовую подстройку спроса под предложение. Он исходил из того, что спрос и предложение по количеству могут совпадать изначально, но при этом представления продавцов и покупателей о цене покупки и цене продажи товара будут серьезно отличаться. И совсем не обязательно потому, что продавцы хотят продать дороже, а покупатели купить дешевле…

 Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде производства частных товаров и при отсутствии трансакционных издержек. Как следствие, современный рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности: существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называется провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы акцентируем внимание на теории внешних эффектов (экстерналиях). Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. (Под третьими лицами понимаются экономические субъекты, не участвующих в данной сделке). Экстерналии, или внешние эффекты делятся на положительные, то есть приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Истоки данных отклонений связаны с нарушением условия достижения общественно эффективного объема выпуска.

Таблица 8.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 223.