Предмет, категории, основные научные теории коррекционной педагогики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кор.педагогика – псих-пед наука, которая определяет возможности и закономерности развития, воспитания детей имеющих отклонения в развитии и поведении.

Цель – выявление и коррекция недостатков развития лич-ти ребёнка, его соц. интеграция.

Объект-лич-ть ребёнка с незначительными отклонениями в психофизическом развитии или отклонении в поведении затрудняющих социализацию и адаптацию ребёнка.

Предмет – процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и поведении, а также определение оптимальных путей и способов выявления и преодалении отклонений данных категорий детей.

Задачи: - определение сущности недостатков в развитии и поведении, их причин и условий появления;

- определении сущности отклонений в развитии и поведении причин и условий их появления;

- изучение исторических основ КП;

- выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений различного характера;

- изучение этнологии (наука о причинах) психофизических отклонений в поведении;

- разработка технологий коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с отклонениями;

- анализ общего и специального образования детей в условиях массовой школы;

- определение системы спец.образования детей с отклонениями в развитии;

- создание учебно-методической базы в подготовке педагогов к коррекционно-пед. деятельности.

 Принципы корр.п явл-ся:

 Общепедагогические:

- принцип целеноправленности;

- принцип гуманистической направленности;

- принцип целостности и системности;

- принцип сознательности и активности.

Специально-педагогические:

 – системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единства диагностики и коррекции;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;

- деятельностный принцип коррекции (определяет тактику проведения коррекционной работы и обеспечивается активной деятельностью ребенка и содержанием необходимых условий для проведения коррекции);

- комплексного использования методов и приемов кор.-пед. д-ти;

- интеграции усилий ближайшего соц.окружения.

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика- изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика- вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия- вопросы изучения и исправления недостатков речи.

В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления:

           1.Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

           2.Биологизаторское (физиологическое). Основатель - О.Декроли (1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).

     3.Социально - деятельностное. А.Н.Граборов (1885-1949гг.)

В динамике формирующиеся аномалии личности представ­ляют собой отдельные симптомы или симптомокомплексы, которые характеризуют течение болезни. Однако наличие то­го или иного симптома поведения еще не свидетельствует о личностных отклонениях. Симптомы и аномалии личности важно учитывать в соответствии с социальной ситуацией раз­вития, условиями воспитания ребенка.

Чтобы избежать ошибок в ходе социальной реабилитации де­тей с ограниченными возможностями, необходимо стремиться не к устранению нежелательного поведения, а к тому, чтобы выявить и устранить его причину, т.

к. поведение — лишь след­ствие болезни, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нару­шение) — это главный принцип, который должен регулировать отношения специалиста с ребенком.

Дефект (от лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) развития - это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков. Он не отрицает некоторых положительных тенденций в развитии аномального ребенка, которые зависят от внешних условий, например, соответствующего воспитания, и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде (естественная компенсация). Так, у слепого ребенка обостряются слух, осязание, обонятельная и тепловая чувствительность, помогающие ему ориентироваться в пространстве. Глухой ребенок улавливает движение, музыку посредством вибрационных ощущений.

Таким образом, характер психофизического развития, отличающийся от нормы ведет к значительному качественному своеобразию формирования личности ребенка. В-первую очередь, это опора на более сохранные функции, что позволяет в условиях специального образования преодолеть или максимально сгладить биологически обусловленную недостаточность.

В ряде случаев, может быть несколько нарушений, тогда говорят о сложном дефекте (слепоглухонемота). Сложный дефект характеризуется сочетанием двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития ребенка и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему. При сложном дефекте возможно выделение ведущего, или главного нарушения и осложняющих его расстройств. Ведущий и осложняющий дефекты могут иметь характер повреждения или недоразвития. Часто они сочетаются.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 349.