В процессе полоролевой социализации влияние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны относительны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов.
В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.
Большую роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы. Менталитет и воспитание.
Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений.
включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.
Имплицитные (т. е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).
имплицитные концепции воспитания. во многом определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают, т. е. содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.
В соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих.
Содержание этих концепций во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Тема Вашего зачетного выступления №6 :
«Общество»
Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социалъных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
Полоролевая структура общества: Полоролевая структура общества с точки зрения его характеристики как фактора социализации имеет значение не столькосвоими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.)сколько качественными показателями.
Полоролевая структура общества качественно характеризуется:
социальным статусом полов (матриархат , патриархат,равенство полов );
различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);
занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля женщин, занятых неквалифицированным трудом и малопрестижной работой, как правило, выше);
участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избранной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парламентах Норвегии и Дании - треть депутатов).
Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представлений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 298.