Тема Вашего зачетного выступления №12
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 « Микросоциум и его границы»

            Определить границы микросоциума не всегда просто. В сель­ских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума проблематично. Микросоциум можно ограничивать двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп).

Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах -микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные общественные, государственные, рели­гиозные, частные и воспитательные организации, а также различ­ные неформальные группы жителей.

Характеристики микоосоциума :Микросоциум обладает рядом характеристик.Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной

микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в средин­ной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или поселок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планиро­вочные особенности микросоциума: в селе или поселке - компакт­ная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исто­рически сложившейся или индустриальной застройкой, соотно­шение малоэтажной и высотной застройки, открытость-замкну­тость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.

От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения не­больших групп и т. д.

Немаловажной характеристикой микросоциума следует счи­тать демографическую, т. е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированное™; особенности половозрастного состава (может иметь место преоб­ладание женского или мужского населения, большое число пен­сионеров или их почти полное отсутствие и т. д.); состав семей.

С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микро­социуме для социализации детей, подростков, юношей, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура - нали­чие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кино­театров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, теат­ров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п. Микросоциум и стихийная социализация:

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные раз­личия. В деревне, поселке, малом городе практически все населе­ние в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В сред­нем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Мера благоприятности того или иного микросоциума для со­циализации детей, подростков, юношей определяется рядом об­стоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от возможно­стей для удовлетворения человеком потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения воз­растных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений

Создание воспитательного пространства:

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просвети­тельных, общественных и иных организаций, местных средств мас­совой коммуникации специалистов различного профиля.

Воспитательное пространство характеризуется вариативно­стью Имеется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - складываться в процессе ин­теграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».В ряде случаев воспитательное пространство мик­росоциума создается благодаря усилиям детских и юношеских са­модеятельных организаций, а также религиозных организаций.В ряде случаев центрами кристаллизации воспитательного про­странства становятся инициативные группы жителей, озабочен­ных состоянием своей среды обитания. Однако наиболее реальным создание воспитательного прост­ранства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юри­стов и др.) и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправ­ленной, планомерной и системной.

И наконец, воспитательное пространство по определению яв­ляется одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания.Создание воспитательного пространства микросоциума стано­вится реальным, а его функционирование и развитие эффектив­ным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реа­лизовать в нем свои субъективные потребности, интересы, лично­стные ресурсы (И. В. Кулешова и Л. И. Новикова).

Плотников П.В.-

Доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Дата: 2019-12-09, просмотров: 242.