Характерологические особенности личности соц. пед-га:
1. гражданские и мировоззренческие позиции соц.пед-га: развитое чувство патриотизма; ориентация на служение отечеству; Высокая гражданская ответственность; сознание и чувство общественного долга в отношении соц-пед поддержки детей и взрослых; соц. смелость и инициативность; соц. интеллект (умение адекватно реагировать ситуации и других людей) и т.д.
Главные ценности соц.пед-га явл-ся вечные общечеловеческие ценности:
- мир без войн, миролюбивые отношения народов, людей разн. национальностей и религий; сотрудничество м/у людьми на честной справедливой основе;
- семья как союз людей д/воспроизводства рода, д/собственной радости и счастья детей;
- чел-к как высшая ценность, его неповторимость и индивидуальность;
- знания, необходимые д/решения всех жизненных проблем;
- труд и возможность создавать материальные и дух-е блага д/жизни; труд как основная форма самореализации личности, ее способностей и возможностей;
- общественная и личная собственность, нажитая честным трудом и т.д.
2. Содержание профессиональной направленности соц.пед-га.
Профессиональные потребности:
- потр-ть в общении с участниками образовательного процесса, клиентами;
- потр-ть в овладении (углублении и расширении) ЗУН в области общей и соц.пед-ки, психологии, физиологии, гигиены, юриспруденции и пр.;
- потр-ть в постоянном проф-ом совершенствовании;
- потр-ть в непосредственной образовательно-воспитательной работе;
- потр-ть в научно-исследовательской работе;
- потр-ть в проф-ом самовоспитании и в самореализации;
- потр-ть в достижении успеха в проф-ой д-ти.
Мотивы участия в пед. работе:
- д-ть на пользу школе;
- создание и расширение «поля успешности » д/каждого участника учебно-воспит. процесса;
- реализация проф-го идеала;
- стремление добить успеха и признания в проф-ой д-ти.
Основные виды д-ти:
- пед. влияние на учебно-воспитат. процесс в школе, общение, поддержка, защита прав и интересов участников образовательного процесса;
- познавательная, научно-исследовательская;
- общественно-просветительская;
- трудовая;
- природоохранительная (экологическая);
- поиск финансовых средств д/реализации соц-пед. проектов и программ.
Черты характера, выражающие проф-пед направленность:
Понимание принадлежности к определенной проф-ой общности; сознательное принятие избранной профессии; осознание личной и соц. значимости профессии; понимание творческой природы д-ти соц. пед-га; проф. работоспособность, энергичность, инициативность; настойчивость в достижении целей; высокая коммуникативность, общительность, стремление к сотрудничеству; вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию и добиться успеха.
3. Интеллектуальные черты характера:
Интеллектуальная активность; проф. эрудиция; внимательность; наблюдательность; любознательность; оперативная и долгосрочная память; сообразительность; глубина, широта, гибкость, решительность, критичность ума; спос-ть анализировать соц. и пед. ситуации правильно решать встающие задачи; развитость речи.
4. Нравственные черты характера соц.пед-га.
Черты и качества, характер-щие пед-га с точки зрения нравственного регулирования поведения:
Честность; порядочность; бескорыстность; искренность; корректность.
Выражающие отношение к детям:
Доброжелательность; доверие; отзывчивость; непринужденность; разумная требовательность; справедливость; снисходительность, терпеливость, выдержка.
Выражающие отношение к пед. коллективу:
Моральная стойкость, сотрудничество; демократизм; толерантность; самообладание, выдержка; бескомпромиссность в принципиальных вопросах.
Характеризующие высокую культуру пед. общения:
Коммуникабельность; вежливость; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение коммуникативной техникой; корректность, тактичность; гибкость.
5. Эмоциональные черты хар-ра соц.пед-га:
Эмоциональная восприимчивость; отзывчивость; чувство эмпатии; оптимизм; разумная доверчивость; уравновешенность и т.д.
Т. о., можно выделить следующие личностные качества соц.пед-га:
- гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и т.д.);
- психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
- психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
- психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, красноречивость и др.).
Профессионально-педагогические знания:
Понятие проф. компетентности соц. пед-га включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению соц-пед д-ти и характеризует его профессионализм.
Проф. знания включает знание:
- нормативно-правовой базы д-ти (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, соц.- правовых и соц.- экономических основ д-ти соц. пед-га, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);
- теории и истории соц. пед-ки;
- методик и технологий соц.- пед. д-ти по работе с различными категориями детей в разных социумах;
- возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и соц. развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
- социологии, изучающей объединения и группировки людей(семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и т.д.);
- методов соц. управления и планирования проф. исследовательской д-ти.
К проф. умениям относят:
- аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной д-ти по устранению проблемы.
- прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы посредством вовлечения его в спец. организованную соц.– пед. д-ть; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникающей перед ним проблемы. Соц.- пед. прогнозирование опирается на знания сущности и логики соц.- пед. процесса, закономерностей возрастного и соц-го развития ребенка, хар-ра его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели д-ти и ее задач; отбор способов осуществления д-ти; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов соц.– пед. д-ти; распределение времени; планирование совместной работы с ребенком д-ти;
- проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания д-ти, осуществление кот. обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели д-ти в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков, молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов, средств достижения поставленных задач; создание соц.- пед. программ д-ти конкретного ребенка;
- рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной д-ти соц.пед-га на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных рез-тов на личность ребенка и решение его проблемы;
- коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые д/понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.
.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Тема Вашего зачетного выступления №3 :
«Ребенок и социум как объекты изучения социальной педагогики»
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окруж. средой, кот. оказывает на этот процесс решающее влияние по средствам самых разных соц. факторов (макрофакторы – планета, мир; мезофакторы - этнос, регион, СМИ; микрофактры - семья, школа и т.д.).
Социум – наиболее важная, ближайшая среда в кот. происходит развитие ребенка. Ее ребенок осваивает постепенно, он как бы постепенно ищет и находит ту среду, кот. д/него в наибольшей степени комфортна. Д/ процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в кот. находится ребенок.
В соц. пед-ке социум рассматривается с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции ч/з ближайшую соц. среду в об-во в целом. Среда – это самые разные общности людей, кот. характеризуются особой системой правил, распространяющихся на всех членов данной общности.
Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию (соц. статус) он занимает в об-ве. Чел-к может занимать в об-ве одновременно несколько позиций, каждая из кот. предъявляет ч-ку определенные требования и дает какие-то права. Статус определяет поведение ч-ка в об-ве. Поэтому ожидаемое поведение, обусловленное статусом ч-ка, называется соц. ролью. Усвоение различных ролей явл-ся важнейшей составляющей процесса социализации личности, но сложность заключается в том, что в об-ве сущ. статусы не только одобряемые им, но и такие, кот. противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные соц. роли (член семьи, член коллектива, гражданин, специалист и т.д.), так и негативные (бродяга, попрошайка, вор, наркоман и т.д.).
Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в соц. отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой его ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям соц. среды называется соц. адаптацией.
Соц. адаптация явл-ся непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, кот. происходит в 3х основных сферах: д-ти, общения и сознания. В сфере д-ти у реб-ка происходит расширение видов д-ти, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соотв-ми формами и средствами д-ти. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в об-ве, овладение различн. его формами, приемлемыми в соц. окружении реб-ка и в об-ве в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта д-ти, осмысление своей соц. принадлежности в соц. роли, формирование самооценки.
В процессе социализации, и в частности соц. адаптации реб-ка, проявляется объективная потр-ть ч-ка быть «как все». Но параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у реб-ка постепенно формируется объективная потр-ть – проявить себя, свою индивидуальность. Реб-к начинает искать способы и ср-ва д/ее выражения, в рез-те чего происходит егоиндивидуализация, кот выражается в том, что те или иные соц-но значимые кач-ва и cв-ва личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому ч-ку форме, что его соц. поведение при всей общей внешней схожести с поведением др. людей приобретает черты неповторимости, уникальности.
Т. о., соц. развитие реб-ка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Тема Вашего зачетного выступления №4 :
«Сущность и характеристики социального воспитания детей»
Социальное воспитание может рассматриваться как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективных) субъектов в 3 взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организация соц. опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.
Социальное воспитание – забота общества о своем подрастающем поколение. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятые в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения.
Эти структуры направлены, в том числе на помощь социально незащищенным семьям и детей в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умение общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации.
Организация соц. воспитания.
Первостепенной задачей является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации. Семье, школе необходимо восстановить здоровье физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка).
Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное определение.
Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность.
Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельного решения в организации своей жизни.
Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:
· природа и родной язык
· общение в семье, школе, окружающая среда
· СМИ, искусство, литература
· его деятельность
· образ жизни самого ребенка, его стремления, планы роль которую он выполняет в микросреде.
Принципы социального воспитания:
- природосообразности изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии.
- нравственности- учет национальных культы, традиций и родного языка
- гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердие и поддержка в кризисной ситуации.
- социальной ответственности общества за удовлетворение человека в творчестве, общение, приобретение знаний.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 248.