Охарактеризуйте поведение учителя Ильи Семеновича Мельникова с точки зрения успешности коммуникации. Ответьте на вопрос: надо ли делать окружающим замечания, касающиеся речевых ошибок?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мельников замолчал. До него донесся сетующий насморочный голос учительницы начальных классов:

– И все время на себя любуются! Крохотули такие, а уже искокетничались все... Им говоришь: не ложите зеркальце в парту! Его вообще сюда таскать запрещается. – Ложат, будто не слышали... Вчера даже овальное, на ручке ложили – представляете?

– Послушайте... нельзя же так!

Говорившая обернулась и уставилась на Мельникова, как и все остальные. Чем это он рассержен так?

– Я вам, вам говорю. Вы учитель, черт возьми, или...

– Вы – мне? – опешила женщина.

– "Ложить" – нет такого глагола. То есть на рынке-то есть, а для нас с вами – нету! Голубушка, Таисия Николаевна, как не знать этого? Не бережете свой авторитет, так пощадите чужие уши!..

Его минутная ярость явно перекрывала повод к ней. Он и сам это почувствовал, отвернулся, уже жалея, что ввязался. Учительница начальных классов издала горлом булькающий сдавленный звук и быстро вышла...

(Г. Полонский. Доживем до понедельника)

3. Познакомьтесь с фрагментами доклада проф. В. В. Лопатина, председателя Орфографической комиссии РАН, «Проблемы нормирования и опыт орфографической работы» (http:// www. gramota.ru /biblio/magazines/gramota/norma/28_367). Со всеми ли его положениями вы согласны?

Я хотел бы еще сказать об отношении к языковым новациям, к новым явлениям в языке – как их писать. За те годы, что прошли с 56-го, появились новые иностранные приставки: пост- и супер-. Они не упомянуты в своде 56-го года просто потому, что их тогда не было, по крайней мере, в широком употреблении. Как писать «постъядерный» или «постъельцинский»? Общее правило, что после приставок перед йотированными гласными пишется твердый знак, однако с этими приставками дело неважное, и «постъельцинский» часто пишут без твердого знака, и вы сами понимаете, что там получается. Или, например, в прошлогоднем новогоднем номере еженедельника «7 дней» на обложке было крупно написано без твердого знака «суперёлка». «Ё» там было, а твердого знака не было.<…>

Новые факты языка должны подчиняться действующим орфографическим тенденциям. Появились какие-нибудь новые части сложных слов: «аудио», «видео», «медиа». Как писать «медиакомпания», «медиамагнат», «медиаподдержка»? Надо писать слитно, а не через дефис, как очень часто пишут в газетах. Надо писать слитно, потому что «медиа-» ведет себя так же как, например, «авиа-», «авто-», «фото-», «гидро-», «радио‑» – все такие первые части сложных слов у нас давным-давно пишутся слитно.

 

4. Пользуясь материалами сайта «Национального корпуса русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/), определите наиболее частотные орфографические варианты слов:

 риелтор (реэлтор, риелтер, риелтор, риэлтер, риэлтор);

 ремейк / римейк;

 бренд / брэнд;

 плеер (плейер, плэйер).

 

5. Сопоставьте этот результат с данными современных орфографических и толковых словарей (справочно-информационный портал «Грамота.ру»: http://www.gramota.ru/). Сделайте вывод о предпочтительности того или иного варианта.

6. Найдите речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях:

 

· Они твердо верили в неминуемую победу.

· В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.

· Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

· Местные аборигены радостно встретили путешественников.

· Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.

· Приехав домой, мне показалось, что я здесь чужой.

· Я буду говорить откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей.

· Я одела в театр лучшее платье.

· Держитесь за поручень обоими руками.

· У меня в той ситуации не было другой альтернативы.

· Эта песня должна стать главным лейтмотивом фильма.

· Я сегодня кушал суп.

· К сожалению, сейчас демонстрируют достаточно плохие фильмы.

· Возможно, я смогу ответить на трудный вопрос.

· Людей, уехавших жить за границу, часто мучит ностальгия по родине.

· «Гамлет» занимает особое место в творчестве Шекспира.

· Внутренний интерьер музея поразил мое воображение.

· Рецензия о новой книге удивила меня.

· Кондуктор попросил оплатить за проезд.

· Преподаватель дал нам трудное задание.

· Подписав договор, партнерами было начато сотрудничество.

· Газета «Известия» вчера опубликовали статью об этом спектакле.

· Еще много поэтов можно было бы затронуть при разговоре о Серебряном веке.

· Я много раз бывал на этом вернисаже.

· Мне импонирует это мороженое.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 454.