Психология профессиональной деятельности связана с вопросами профориентации, профотбора, профессиональной подготовки и психологической готовности к труду. Общество заинтересовано в высоких актуальных и потенциальных возможностях субъекта труда и через государственные институты (административные, экономические, идеологические, образовательные, здравоохранительные) обеспечивает (должно обеспечивать) все необходимые для этого условия. В процессе воспитания человека должны формироваться потребности и направленность на общественно полезную трудовую деятельность и профессиональную самореализацию. Решение профориентационных проблем обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим в обществе организуется профессиональное просвещение и профессиональное образование.
Однако профориентация как социальное регулирование профессиональной направленности может быть эффективной только при учете интересов и индивидуально-психологических качеств каждого человека. Выбор профессии – это важнейший выбор, определяющий жизненный путь личности. Профессия должна отвечать ее интересам, но выбор должен быть обоснован и тем, насколько она по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.
Специфической стороной данной проблемы является необходимость системного подхода к ней. При выборе профессии в ходе профессионального обучения и становления, построения карьеры и достижения профессиональных успехов на человека воздействуют две группы факторов: объективные и субъективные.
o Объективные – специальные знания, умения, навыки, профессионально значимые качества, полученные в процессе обучения.
o Субъективные – задатки и способности, мотивация, индивидуально-психологические свойства и особенности человека.
В определении профессиональной пригодности отражается взаимодействие профессиональных требований и субъективных психологических особенностей человека. Поэтому решение профориентационной проблемы и особенно ее психологической составляющей является наиважнейшим социальным делом как утверждение гуманистической направленности развития и здоровья общества.
Направленность человека на определенный вид профессиональной деятельности является условием успешного формирования внутренних средств деятельности: знаний, умений и навыков. Для этого в процессе обучения используются различные формы и методы теоретических и практических занятий. Наиболее типична и обоснованна – такая структура процесса профессиональной подготовки, в которой обучение начинается с изучения общих проблем, относящихся к дисциплинам специальности и к обеспечивающим дисциплинам. Примерно к середине срока обучения общие дисциплины почти полностью сменяются специальными, в которых к концу срока обучения превалируют практические занятия по выработке необходимых в данной деятельности умений и навыков. Все это находит свое отражение в системе психической регуляции целенаправленного поведения человека как формирование «специализированного» психического образа – субъективной модели деятельности. Осуществляется непрерывное накопление индивидуального и общественного опыта и форм его реализации. В процессе подготовки, а затем и в процессе самой работы происходит конкретизация субъективной модели деятельности к определенному объекту труда в определенной форме ее организации. В результате этого развиваются как отдельные функциональные системы человека, так и его психологические свойства, формируется профессиональное мышление специалиста, складывается тип личности с определенными ценностными ориентациями, особенностями поведения, общения, определяющими профессиональную пригодность и психологическое соответствие профессии.
Успешное овладение большинством профессий возможно для всех здоровых людей. Психологические рекомендации по выбору профессии, разрабатываемые специалистами-психологами на основе психодиагностических исследований, направлены на выявление специальных способностей или отдельных наиболее развитых индивидуально-психологических качеств. Это дает возможность наилучшего согласования в системе «требования профессии – субъект труда». Некоторые профессии отличаются чрезвычайно высоким уровнем ответственности, сложности, наличием экстремальных факторов и условий, и поэтому они предъявляют более строгие требования к определению профессиональной пригодности.
В практической психологии и педагогике существуют многообразные виды классификации профессий. В настоящее время наиболее популярной и распространенной является классификация, разработанная Е.А.Климовым, основанная на определенных пяти объектах профессиональной деятельности человека: природа (биологические объекты), техника (машины, механизмы, энергия), человек, знаковая система (информационные системы, формулы), художественный образ. Соответственно этому выделяются пять типов профессий:
o «человек – природа»;
o «человек – техника»;
o «человек – человек»;
o «человек – знаковая система»;
o «человек – художественный образ».
В их описание включена характеристика основных психологических требований профессии к человеку. Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографией, описание – профессиограммой. Она включает в себя совокупность социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических и психологических характеристик профессии. Психограмма (часть профессиограммы) – это характеристика требований, предъявляемых профессией, к психике человека. Психограмма представляет своеобразную психологическую модель отдельного вида профессиональной деятельности. Описание профессионально значимых качеств включает выделение общих и специальных особенностей и личностные характеристики (эмоциональные, коммуникативные, креативные, волевые и др.).
Все многообразие психики проявляется в трудовой деятельности человека, при этом характер ее проявления имеет свои специфические особенности. Обязательным компонентом любого труда является мышление, и оно становится важнейшим признаком в профессиях, связанных с быстрой оценкой ситуации и принятием определенного решения.
Значительная роль среди профессионально необходимых и востребованных качеств личности принадлежит в настоящее время таким чертам, как целеустремленность, уверенность, инициативность, решительность, ответственность, самостоятельность, независимость, предприимчивость. Особое место в психологической характеристике профессии занимает оценка эмоционально-волевой стороны работника. Целый ряд профессий предъявляет особые требования к сформированности умения управлять собой, эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости специалиста. Примером может служить фрагмент психограммы менеджера:
1. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
2. Доминантность – умение влиять на подчиненных.
3. Уверенность в себе, умение планировать свою работу.
4. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
5. Гибкость, оригинальность мышления, практический интеллект.
6. Изобретательность и способность к инновациям.
7. Ответственность и надежность в выполнении заданий.
8. Предприимчивость, способность пойти на разумный риск.
9. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
Для успешной профессиональной деятельности важно сочетание психологических качеств человека и возможностей их развития, коррекции, компенсации в процессе обучения и последующей практики. Правильный выбор профессии и интерес к делу, обеспечивающие положительные мотивацию и эмоции, создают основу для раскрытия и развития задатков человека, реализации способностей в творчестве. Профессиональная пригодность и становление человека как субъекта труда относятся ко всему трудовому периоду жизни работника. И чем «психологичнее» этот процесс, тем более он определяет профессиональный успех и самореализацию личности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.