Общая характеристика деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одна из самых главных особенностей человека – его способность трудиться. Любой труд является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности могут осознаваться, а могут и не осознаваться.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и характеризующих ее направленность. Мотив – это конкретная потребность человека. Он определяет цели и задачи деятельности. 

Цель – это осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлены действия человека, то есть это предвосхищение результата деятельности. Заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий, называется задачей. Она включает: требования или цель, которые надо достичь; условия – компонент постановки задачи; искомое – неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. В сложных видах деятельности задачи выступают как частные цели. Например, для овладения какой-либо специальностью человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты (учебные задачи), а затем реализовать их на практике (практические задачи).

Особой характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом подразумевается предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. При каждой предметной деятельности этот способ воспроизводится.

Другой характеристикой деятельности является интериоризация и экстериоризация. Интериоризация – это процесс перехода от внешнего материального действия к внутреннему идеальному действию. Экстериоризация – это процесс превращения внутреннего психического во внешнее действие. При анализе деятельности человека следует помнить о его сложных психофизиологических функциях, которые составляют органический фундамент процессов деятельности. Как объяснить связь между внутренними и внешними проявлениями деятельности? Каким образом человек предвидит результаты несовершенного действия? Все это объясняется существующими закономерностями явлений, их познанием и практическим использованием (деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов). Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки). Внешняя предметная деятельность рассматривается как экстериоризация внутренней психической деятельности, то есть практическая реализация идеально представленного плана и ее контроль. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий (циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное преподавателем студенту, врачом – пациенту, в целом, компетентность, то есть знания, умения, навыки). Совокупность таких образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой активности.

Мотивационная, целевая, инструментальная основы вместе составляют внутренние образующие активности человека. Деятельность представляет единство внутренних (психических) и внешних (физических) проявлений активности. Внешняя организация активности выступает как преобразование отношений между потребностями субъекта и возможностями их удовлетворения и представлена действиями как основной единицей анализа деятельности, целевым актом поведения в поле значений субъекта и операциями как конкретным способом выполнения действия, связанного с использованием средств материального и духовного освоения мира.

 

Виды деятельности

 

Человек современного общества занимается различными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для этого необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а их число очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям, которые обнаруживаются у всех без исключения людей, и тем видам социальной активности, в которые включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. К ним относятся игра, учение и труд.

Игра – это особый вид деятельности, который имеет характер развлечения, преследует цель получения отдыха, служит средством общения и разрядки. Существуют различные типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые игры с правилами, а также смешанные типы. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на взаимоотношения взрослых людей. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игра является ведущим видом деятельности и имеет развивающее значение.

Учение выступает как вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях; может быть неорганизованным и происходить попутно в других видах деятельности как их дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она служит средством психологического развития человека и формирования его как личности.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Целью труда является производство предметов материальной и духовной культуры, преобразование условий жизни человека, открытие перспектив полноценного развития. В норме труд – это насущная потребность человека. В нем участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые являются фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития человека. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности, особенности поведения. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Ведущим называется тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе обусловливает главное, важнейшее изменение в психике человека, в его психических процессах и психических свойствах. Для дошкольника таким ведущим видом деятельности является игра, для школьника и студента – учение, для взрослого человека – труд. Внутри ведущей деятельности происходит развитие субъекта, и формируется новая ведущая деятельность, определяющая следующий этап возрастного развития.

Деятельность человека – это весьма сложное и многообразное явление (рис. 12). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

 

 

 


                                                                                                   

 


Рис. 12

Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.