Общение обязательно имеет или предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.
Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решение практических задач или реализация ценностей. Существуют два основных уровня исследования социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах изучается на микроуровне. Макроуровень социального взаимодействия включает крупные общественные структуры и основные институты.
Взаимодействие возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми. В социальной связи выделяются: субъекты связи, предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм, регламентирующих взаимоотношения людей. Диапазон социальных норм широк: от образцов поведения, отвечающих требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки.
Необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Способность и умение человека безошибочно точно приписывать общающимся с ним людям определенные ожидания в отношении его поведения, слов и поступков и учет этого называется тактом. Ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью.
В процессе взаимодействия людей обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что приводит к возникновению межличностных конфликтов. Социальная значимость конфликтов различна, в качестве причин которых выступают два рода детерминант:
o предметно-деловые разногласия;
o расхождения личностно-прагматических интересов.
Если во взаимодействии людей, осуществляющих организованную совместную деятельность, преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений. В то же время противоречия в сфере личностно-прагматических интересов быстро переходят в неприязненные или враждебные отношения.
Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении. Смысловой барьер – это несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия, создающее препятствие для их взаимопонимания. Он объясняется психологическими особенностями возраста, пола человека, его целями, интересами, зачастую неверной тактикой воздействий. Поэтому при общении необходимо принимать во внимание психологию каждого человека и учитывать его интересы и убеждения. Важную роль играет «одинаковое понимание ситуации», то есть понимание стратегии и тактики поведения партнера.
Оптимальная ситуация взаимодействия людей должна строиться на основе определенной стратегии, тактики и техники. Стратегия взаимодействия определяется выполняемой социальной деятельностью (цель), вырабатывается на основе теории и практики закономерностей межличностных отношений. Она направлена на планирование взаимоотношений и взаимодействий с людьми.
Тактика (от греч. taktike – искусство построения) определяется непосредственным представлением о партнере, это совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
Техника – совокупная характеристика методов и навыков, используемых в сфере взаимодействия с людьми.
Единство этих компонентов является реальной основой взаимопонимания людей и построения оптимальных взаимоотношений.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.