Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называется перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность.
Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы, прежде всего, ищете в человеке душу, его внутренний мир», – писал К.С.Станиславский.
В процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. При построении взаимодействия каждому участнику приходится принимать в расчет потребности, мотивы, установки другого человека, как бы «читая его», расшифровывая значение его внешних данных и их внутреннего психологического содержания. Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. От точности «прочтения» внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.
Каким же образом каждый участник общения, ориентируясь на внешне проявляемые поведенческие характеристики другого, формирует представления о нем, о его внутреннем мире? В актах взаимного познания выделяется действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации.
Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
При общении субъекту важно не только отстраненно, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как общающийся с ним индивид будет воспринимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого – означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению: человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого.
В процессах общения мы не всегда располагаем полной научно обоснованной информацией о других людях для построения тактики взаимодействия, что вынуждает нас приписывать им причины их действий и поступков (причинная интерпретация). Причинная интерпретация осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.
Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, то есть отвечающим социальным стереотипам. Стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, фильмов, или приобретенной информации от какой-либо группы, от родителей, учителей, средств массовой информации. При этом знания могут быть ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. Между тем сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия широко используются как выверенные эталоны понимания других людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, имеющихся у наблюдателя задолго до начала процесса восприятия и оценки другого человека.
2. Наличие сформированных стереотипов, в соответствии с которыми человек относится к определенной категории людей, формируется установка на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до получения исчерпывающей и достоверной информации о нем.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека; логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты.
5. «Эффект ореола», проявляющийся во влиянии общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. При благоприятном общем впечатлении положительные черты переоцениваются, при отрицательном – «выпячиваются» недостатки.
6. «Эффект проецирования», проявляющийся в приписывании другому человеку своих собственных качеств и эмоциональных состояний.
7. «Эффект первичности», проявляющийся в значимости и лучшем запоминании первого звена информации, которое влияет на последующее отношение к человеку.
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственные впечатления о человеке.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам.
10. «Эффект последней информации», проявляющийся в значимости и лучшем запоминании негативной последней информации о человеке.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что на восприятие и понимание людей влияют различные установки. Установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Различаются три типа установок: позитивная, негативная, адекватная.
o При позитивной установке переоцениваются положительные качества человека и ему дается большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости к нему.
o При негативной – воспринимаются в основном отрицательные качества человека, что приводит к недоверчивости и подозрительности к нему.
o При адекватной – воспринимаются как положительные, так и отрицательные качества, то есть человек воспринимается и принимается таким, каков он есть.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 302.