Общее и индивидуальное в психике человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Различие людей многопланово: это различие способностей, знаний, опыта, убеждений, интересов, умений, темперамента и характера. При этом функционирование психики подчиняется общим закономерностям. Каждый человек проходит общие этапы развития, характеризуется общими типичными проявлениями психики. Всем людям свойственны психические процессы и состояния. Даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, которую можно систематизировать, обобщить, типизировать. Но все существующие классификации, с одной стороны, слишком широки, так как рассматривают великое множество различных людей, а с другой – слишком узки, потому что каждый человек индивидуален и многообразен. Дифференциальная психология (раздел психологической науки) изучает индивидуально-психические особенности отдельного человека. Индивидуальные различия людей и особенности психики определяются взаимодействием наследственности и среды. Выделяются следующие основные характеристики индивидуальности: направленность, способности, темперамент, характер.

Элементами психологической структуры личности являются ее психические свойства и индивидуальные особенности. Низший уровень личности – это биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства, типы нервной системы и темперамента. Высшим уровнем личности является ее направленность, наиболее социально обусловленная подструктура, формирующуюся под влиянием воспитания в обществе.

Различия людей между собой значительны, поэтому непросто понимать друг друга, избегать противоречий, конфликтов. В психологической структуре личности различаются: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности – психическое свойство личности, система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов деятельности.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Реализация мотивов деятельности происходит в направлении: мотив à цель à способы действий. Чем выше уровень развития человека как субъекта деятельности, уровень освоенности и разнообразия способов действий, тем шире его возможности самореализации как личности.

Высшая форма направленности – убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие успех в деятельности, общении и легкость овладения ими. Выделяются следующие признаки этого понятия:

1) способности – индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

3) способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Существует очень много способностей:

1) природные, или естественные, способности, биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественное историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Последние, в свою очередь, подразделяются на общие, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности (мыслительные способности, память, речь, тонкость и точность ручных движений), а также в общении, взаимодействии с людьми; и специальные – высшие Интеллектуальные способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (математические, технические, лингвистические, литературные, музыкальные, художественно-творческие, спортивные и др.).

Помимо указанных выделяются также теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, определяющие склонность к конкретно-практическим действиям; учебные, влияющие на успешность усвоения знаний, умений, навыков, и творческие, определяющие возможность открытий и изобретений, создания произведений материальной и духовной культуры. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая ступень развития способностей личности в определенной деятельности – талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить какую-либо сложную трудовую деятельность.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент в переводе с латинского – смесь, соразмерность. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ.

Различаются четыре основных типа темперамента:

· Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, при этом активность и реактивность у него уравновешены, обладает живой мимикой и выразительными движениями; у него высокий порог чувствительности; обладает повышенной активностью, энергичен и работоспособен; ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу; легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий переключается с одной работы на другую, является экстравертом.

· Холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью, реактивность явно преобладает над активностью, необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив; менее пластичен и более инертен, чем сангвиник; отличается большой устойчивостью стремлений и интересов, настойчивостью; затруднения в переключении внимания; экстраверт.

· Флегматик обладает высокой активностью, малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью; бедная мимика, невыразительные замедленные движения; ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки; энергичен и работоспособен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием; трудно сходится с новыми людьми; интроверт.

· Меланхолик – человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью; инертен, чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен; невыразительные мимика и движения, голос тихий; неуверен, робок, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется, малоработоспособен; неустойчивое внимание; интроверт.

Следует обратить внимание на то, что лишь немногие люди – представители «чистых типов темперамента», тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Поэтому нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Темперамент не определяет способностей человека, нет хороших или плохих типов темперамента. Каждый из них имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности и общении с ней.

Характер (от греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Характер – это каркас личности, в который входят наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности. Главная особенность характера состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, поведении и определенном отношении:

 

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость);

3) к деятельности (ответственность или безответственность, трудолюбие или лень, инициативность или пассивность, аккуратность или неряшливость);

4) к окружающему миру (убежденность или беспринципность, оптимистичность или пессимистичность, эмоциональная стабильность или тревожность, миролюбивость или агрессивность).

Все черты человека условно можно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Выбор цели действия есть проявление мотивационной роли характера, а определение средств достижения поставленной цели – инструментальной роли.

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Это прижизненное образование, его основа формируется после рождения человека в раннем детстве, а развивается и трансформируется на протяжении всего жизненного пути. Взрослый человек сам является творцом своего характера, поскольку он складывается в зависимости от мировоззрения, убеждения и привычек, которые вырабатывает у себя человек, и от дел и поступков, совершаемых им, от всей его сознательной деятельности.

 

Личность и социальные роли

 

Деятельность, общение и самосознание личности определяются тем, какие социальные роли она выполняет.

Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархией общественных отношений.

Человек выполняет много разных ролей, если он плохо их исполняет, то к нему применяют социальные санкции, меры принуждения. Роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если человеку предъявляются противоположные социальные требования, формируется противоречивая личность. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, которая не соответствует его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Это внешние требования – своеобразное психологическое давление значимых для человека людей и внутренние мотивы, потребности, желания, которые оказываются более существенными. Каждая роль накладывает определенный отпечаток на личность, на ее самосознание, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения роли. Однако в чем-то главном человек постоянно остается самим собой. Таким образом, ролевое поведение представляет своеобразное сочетание роли и личной индивидуальности исполнителя, которая приобретает новые качества, порождаемые новыми отношениями.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 221.