Основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследования вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности, являются (пункт 165 Административного регламента):
· наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;
· осуществление административного задержания.
Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется в присутствии двух понятых (пункт 166 Административного регламента).
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в соответствии с положениями статьи 27.7 КоАП составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Указанная запись возможна только в случае осуществления личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице по основаниям, предусмотренным Кодексом. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о понятых, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (пункты 171, 172 Административного регламента).
Если гаишник обнаглел настолько, что настаивает на личном досмотре, немедленно обращайтесь к сотрудникам собственной безопасности милиции и в прокуратуру: происходящее означает, что этот гаишник вознамерился выжать из Вас деньги любыми незаконными способами.
Освидетельствование на состояние опьянения
Если Вы выпили – не садитесь за руль!!!
Помните, что «при назначении наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, надлежит учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица – освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести» (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда [57]).
Общие правила
Освидетельствование на состояние опьянения проводится в соответствии с Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов [68] (ранее – в соответствии с Правилами медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов [35]) и приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 [39].
Согласно пункту 3 Правил [68] достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке (эти же признаки зафиксированы в пунктах 126 и 129 Административного регламента [71]). На основании приложения 6 к приказу [39] критериями, дающими достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, являются: 1) запах алкоголя изо рта, 2) неустойчивость позы, 3) нарушение речи, 4) выраженное дрожание пальцев рук, 5) резкое изменение окраски кожных покровов лица, 6) поведение, не соответствующее обстановке, 7) наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В соответствии с пунктом 4 Правил [68] освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Освидетельствование осуществляется с использованием технического средства измерения, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе[10] и разрешенного к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенного в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которого внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений (пункт 5, продублированный пунктом 130 Административного регламента). И, внимание: «перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо … информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения» (пункт 6 Правил [68], пункт 131 Административного регламента [71]).
Согласно пункту 9 Правил [68] акт освидетельствования составляется в случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе. При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не составляется. В то же время выполнение инспектором требований пункта 6 подразумевает подпись водителя в строке «информирован …», так что смело требуйте составления акта еще до того, как решитесь подышать в трубочку. Е. Абузяров предлагает [http://www.echo.msk.ru/blog/abuzyarov/674413-echo/] предварительно ввести гаишника в ступор фразой: «Уважаемый гражданин сотрудник ГИБДД, я готов пройти проверку на состояние алкогольного опьянения, но только в установленном законом порядке – в соответствии с КоАП РФ и Постановлением Правительства о порядке освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, поэтому прошу Вас, прежде чем я буду дуть в сертифицированный прибор, составить протокол об отстранении меня от управления транспортным средством[11]».
Начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев подчеркивает [84], что водители вправе не согласиться проходить тест, если у инспектора нет стерильного одноразового мундштука на алкотестер или если инспектор предлагает пройти тест на несертифицированном алкотестере. В этом заявлении присутствует некая доля лукавства, ибо Вы можете отказаться от алкотестера и потребовать направления на медицинское освидетельствование на основании подпункта «а» пункта 10 Правил [68], не приводя никаких дополнительных аргументов в пользу такого отказа. Кроме того, водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование при несогласии с результатами освидетельствования и при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, а результат освидетельствования на дороге – отрицательный (подпункты «б» и «в» пункта 10).
В соответствии с пунктом 3 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении». Эта норма зафиксирована и в абзаце 2 пункта 11 Правил [68] (ранее – в пункте 3 Правил [35]), и в пункте 2 Инструкции [39], и в пунктах 137.1 – 137.3 Административного регламента [71]. Если Вы уверены в своей невиновности – немедленно требуйте составления протокола, в котором отразите свое видение происходящего.
Помните, что на основании пункта 5 упомянутой Инструкции «за нарушение указанного в настоящей инструкции порядка производства освидетельствования, вынесение заведомо ложного заключения о состоянии обследуемого работники милиции и медицинских учреждений несут ответственность в установленном порядке» (вопросом, увы, остается, каковы эти порядок и ответственность, хотя, как минимум, возмещения морального вреда Вы добьетесь).
Также помните, что при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 27.12 КоАП РФ, в отношении всех лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, статья 27.12 КоАП предусматривает обязательное присутствие двух понятых [70].
Порядок действий инспектора должен быть следующим [84]:
1. Если запах спиртного, исходящий от водителя, нетипичное для трезвого человека поведение или другие психофизические признаки вызвали у инспектора подозрения, что шофер пьян, то составляется протокол отстранения от управления транспортным средством.
2. Составляется протокол направления на медицинское освидетельствование.
3. Инспектор везет водителя в больницу или передвижную медлабораторию, и там врач проводит медицинское освидетельствование, о чем составляет соответствующий протокол.
4. Инспектор составляет административный протокол, изымает водительское удостоверение и выдает временное разрешение.
5. Если за время всех предыдущих процедур на помощь пьяному не подъехал трезвый водитель, инспектор выписывает протокол о задержании транспортного средства или делает отметку в административном протоколе о задержании и помещении его на стоянку.
В случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства – эта обязанность гаишников прописана в пункте 137.5 Административного регламента.
Но ни в коем случае не отказывайтесь от экспертизы совсем. Помните, что в судебной практике такой отказ фактически приравнивается к признанию вины (часть 3 статьи 79 ГПК РФ [34]: «При уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым»).
Дополнение к сказанному: часть 3 статьи 3.8 КоАП приравнивает уклонение от прохождения медицинского освидетельствования к управлению транспортным средством в состоянии опьянения, что на основании статьи 12.26 влечет лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Это подчеркнуто в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда [57]: «Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования. … Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.».
Знайте, что на основании подпункта «л» пункта 12 Положения о ГИБДД [16] сотрудник ГИБДД имеет право «освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения …». Эти основания должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда [57]).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 294.