Протокол об административном правонарушении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Протокол об административном правонарушении (административный протокол) – вещь очень важная, поэтому к упомянутому ранее следует добавить кое-что еще.

Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются (пункт 109 Административного регламента):

· выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;

· оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;

· выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;

· выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему (пункт 115 Административного регламента).

Обязательно требуйте копию протокола, тем более что это зафиксировано в части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и продублировано в пункте 119 Административного регламента. Отказ инспектора в выдаче копии является более чем достаточным основанием для преследования этого инспектора. Помните, что копия выдается Вам под расписку, поэтому отсутствие расписки является доказательством незаконного отказа в выдаче копии.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП).

Письменные ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, приобщаются к делу и подлежат немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится сотрудником в виде определения. При ходатайстве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении (пункт 113 Административного регламента). Обязательно заявляйте разнообразные ходатайства (конечно, продуманные), а ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства либо по месту регистрации транспортного средства – чуть ли не в обязательном порядке. Удовлетворение этих ходатайств может принести пользу, а отказ позволит обвинить гаишников в предвзятости, а то и в каких-либо осязаемых нарушениях.

Ходатайство вместе с протоколом должно быть передано должностному лицу в течение трех суток. Рассматривается ходатайство немедленно (пункт 2 статьи 24.4 КоАП), и в случае отказа вам должны выдать (выслать) определение, что в ходатайстве отказано. Форма определения закреплена в статье 29.12 КоАП. Обратите внимание на пункт 3 – определение должно быть письменным. Если такого определения к вам не поступало, то ходатайство удовлетворено, и рассмотрение однозначно должно быть по месту вашего жительства.

Статья 29.5 КоАП не закрепляет обязанность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приводить доводы об уважительности причин, по которым оно ходатайствует о рассмотрении дела по месту жительства. Произвольный отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства не допускается. При этом в определении об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении, в частности, в следующих случаях [73]:

· при проведении по делу об административном правонарушении административного расследования, поскольку в данном случае на основании части 2 статьи 29.5 КоАП РФ такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

· при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6, статьи 32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

· если производство ведется по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена законом субъекта Российской Федерации;

· если лицо привлекается к административной ответственности за нарушение скоростного режима на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, когда по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено повышение скорости на этих участках дорог или полосах и установлены соответствующие знаки (пункт 10.2 Правил дорожного движения);

· при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, не согласного с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ предоставляет потерпевшему процессуальные права, аналогичные правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Положения части 3 статьи 25.2 КоАП РФ предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;

· при установлении фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении этим лицом ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по каким-либо основаниям, а впоследствии о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства. Такое поведение приводит к необоснованному нарушению баланса публичных и частных интересов;

· если адрес, указанный в ходатайстве, не совпадает с адресом, указанным при составлении протокола об административном правонарушении, и при этом не представлены доказательства об изменении адреса места жительства.

Административный протокол является основным процессуальным документом, фиксирующим данные о нарушении, личности нарушителя (раньше это было прямо зафиксировано в пункте 2.3 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [4]). Вы можете сами сформулировать вывод о юридической состоятельности претензий гаишников в случае (почти повсеместном), когда протокол составлен с нарушениями (а то и сплошь из них состоит – если Вы внимательно читаете этот текст).

Согласно абзацу 1 пункта 2.4 этой же Инструкции (увы, утратившей силу) «в административном протоколе излагается краткое и точное существо допущенного нарушения правил, отражающее его противоправный характер, указывается статья Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение. Не допускаются формулировки общего характера ("Нарушил ПДД", "Превысил скорость" и т.п.)». Обратим особое внимание на последнее предложение. Соблюдение нормы о недопустимости формулировок общего характера – редкость. В подавляющем большинстве случаев у гражданина, оспаривающего решение гаишника, в этой части открывается необъятный простор, стимулирующий полет фантазии, причем отсутствие нормативной базы этому не мешает.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения, которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись (пункт 118 Административного регламента). Обязательно отметьте в протоколе отсутствие такого рапорта (если, конечно, он действительно необходим), чтобы потом этот рапорт не появился задним числом.

В случае применения технических средств, относящихся к измерительным приборам, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указывается наименование технического средства и его номер (пункт 112 Административного регламента). Если инспектор забудет исполнить данное указание, это позволит под сомнение его выводы. Согласно пункту 46 Административного регламента технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств[2]. Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.

Кроме того, существует целый ряд причин, по которым показания радара можно считать недостоверными. Например, инспектор измерил Вашу скорость через стекло своего автомобиля или из стационарного пункта ГАИ. Такие действия могли внести погрешности в измерение скорости прибором. Вы вправе потребовать от инспектора, чтобы он запротоколировал свои действия (измеренная скорость автомобиля, расстояние до машины в момент определения скорости), т.к. это может повлиять на рассмотрение дела. Если инспектор отказывается внести данные о своих действиях в протокол, то такой протокол может быть признан не соответствующим требованиям статьи 26.8 КоАП.

Если Вас обвиняют в нарушении проезда по пешеходному переходу, попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только тот может сказать, заставили ли Вы его изменить направление и скорость. Спросите пешехода, был для него переход безопасен или нет. Объясните ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него. Воспрепятствовать инспектор вам не может, т.к. он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно статье 51 Конституции. После этого пешеход становится свидетелем и заявит, что никаких помех Вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать. Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко? Пишите в протокол: «Приглашать пешехода инспектор отказался. Помех ему я не создавал. Доказательств правонарушения не представлено».[3]

Обязательно запишите: «Схема не составлялась», если таковой на момент подписи не было. Позже схема может появиться с комментарием ГАИ, что вы от подписи отказались. Если схема имеется, пишите на ней: «Не согласен, копию не выдали». Схема составляется без соблюдения масштаба, без измерения расстояний, без привязки к местности. На схеме, как правило, отображается действие во времени, например, обгон, а для точной фиксации местонахождения автомобилей в различные моменты времени нужен десяток инспекторов. Т.е. Ваше несогласие вполне закономерно.[4]

 

Относительно других материалов, которые должны (могут) быть составлены для уточнения ситуации, см. раздел 5 «На месте ДТП».

 

Помните, что согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (продублировано пунктом 114 Административного регламента) при составлении протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и Кодексом. Как правило, гаишники об этом «забывают». Не забудьте отметить и это обстоятельство. Помните, что согласно абзацу 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 [46] нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.[5]

 

Знайте, что в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (в суде – прим. автора) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол [49] (а двухмесячный срок идет, если уже не истек).

На месте ДТП

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан (пункт 2.5 ПДД):

n немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

n принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

n освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

n сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Помните, что часть 3 статьи 3.8 и часть 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают возможность лишения права управления транспортным средством в случае оставления места ДТП.

 

Если транспортное средство, участвовавшее в ДТП, скрылось, необходимо записать его номер, марку, цвет, любые приметы машины и водителя [87].

Если у Вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.

По возможности сфотографируйте место ДТП и причиненные транспортным средствам повреждения.

Запишите данные свидетелей ДТП и потребуйте внесения их в протокол. Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участники ДТП вправе потребовать приобщить их к материалам дела.

В соответствии со статьей 51 Конституции на месте происшествия не сообщайте сотрудникам ГИБДД никаких сведений, кроме своих данных. Можете также мотивировать свой отказ стрессовым состоянием и отсутствием возможности привлечь в настоящий момент к делу своего защитника (адвоката). В графе протокола «объяснение нарушителя» сделайте единственную запись: «ПДД не нарушал», а само слово «нарушитель» зачеркните (см. выше). Если гаишник будет категорично настаивать на даче объяснений, на обратной стороне протокола покажите ему напечатанный типографским способом текст, в котором прямо сказано, что Вы вправе (!) (но не обязаны!) давать объяснения.

Знайте: у инспектора нет права допрашивать на дороге, тем более в устной форме. Бывает, сотрудники ГИБДД ссылаются на Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако он не имеет отношения к административным правонарушениям, т.е. к большинству контактов с ГИБДД, паспортной службой, другими аналогичными структурами. Обязанность давать показания возникает лишь после возбуждения уголовного дела [76].

На месте ДТП оформляются следующие документы:

¨ протокол осмотра места совершения административного правонарушения;

¨ схема ДТП;

¨ протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

¨ протокол контроля трезвости водителей;

¨ объяснения участников ДТП и свидетелей;

¨ вещественные доказательства;

¨ справка о ДТП.

Необходимо внимательно ознакомиться с каждым документом.

 

Основанием для составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения является выявление административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) или частью 2 статьи 12.30 (нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) КоАП (пункт 220 Административного регламента). К протоколу прилагается схема места совершения административного правонарушения. В схеме отражается место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии); положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления. Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте (пункт 214 Административного регламента).

Оформление отдельных материалов по факту дорожно-транспортного происшествия (написание рапорта, получение объяснений, другие действия) и выдача справок участникам дорожно-транспортного происшествия осуществляется сотрудником на месте дорожно-транспортного происшествия. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий на месте дорожно-транспортного происшествия (необходимость выезда сотрудника на место совершения преступления, другого дорожно-транспортного происшествия, осложнение оперативной обстановки, необходимость перемещения поврежденных транспортных средств в безопасное место, другие обстоятельства) данные действия по указанию (разрешению) дежурного или руководителя подразделения могут быть осуществлены впоследствии в ином месте, в том числе в расположении подразделения, на стационарном посту ДПС в течение суток с момента совершения дорожно-транспортного происшествия (пункт 216 Административного регламента).

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется сотрудником немедленно после выявления совершения административного правонарушения в присутствии двух понятых. В соответствии с положениями статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются действия сотрудника в том порядке, в каком они производились, состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, наличие, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета, другие существенные для данного дела обстоятельства (пункты 221-223 Административного регламента).

Помните, что в материалах должны найти отражение следующие вопросы:

· состояние дорожного покрытия;

· наличие грязи, луж, снега, гололедицы;

· наличие дефектов дорожного покрытия, их параметры (высота или глубина, длина, ширина);

· видимость на дороге и наличие препятствий на ней;

· наличие следов тормозного пути или скольжения;

· наличие фрагментов деталей автомобилей и места их расположения;

· наличие и состояние технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, линии разметки), место и высоту их расположения

На практике часто встречаются ситуации, когда разметка или знаки не видны под снежным покровом, из-за загрязнения или большого износа. Конечно, инспектор на дороге должен учитывать эти обстоятельства. Но если он этого не сделал, то данное обстоятельство следует обязательно отметить в протоколе и в жалобах на этого инспектора, а дальше отстаивать свою правоту в суде.

Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что, по Вашему мнению, может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погоду, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть «привязаны» к местным предметам.

Проследите, чтобы при составлении схемы ДТП инспектором ДПС была отражена привязка к стационарным объектам, а не к линиям дорожной разметки.

Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние другого автомобиля – известны случаи, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.

По возможности получите на схеме подписи участников ДТП и свидетелей. От подписи в протоколе и под схемой ДТП, даже если Вы не согласны с их содержанием, не отказывайтесь. Изложите в них свои замечания и подпишите их.

Не забудьте перечеркнуть пустые места и оставшиеся незаполненными строки, дабы потом заинтересованные товарищи что-нибудь туда не вписали.

Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания – это Ваше законное право.

Если Вы считаете, что сотрудники ГАИ действуют незаконно или неправомерно, то внесите замечания в протокол ДТП, а затем обжалуйте эти действия в вышестоящей структуре ГИБДД или в прокуратуре.

При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра места совершения административного правонарушения, излагаются в протоколе (пункт 224 Административного регламента).

Расследование административного правонарушения (разбор в ГИБДД)

Ваши права

С момента составления протокола в соответствии со статьей 48 Конституции Вы имеете право пользоваться помощью не только адвоката, но и защитника – иначе говоря, любого специалиста. Поэтому до консультаций с защитником (адвокатом) вы можете смело отказываться от дачи показаний. При этом сотрудники милиции не вправе препятствовать вам в получении юридической помощи, а даже наоборот: в соответствии со статьей 5 Закона РСФСР «О милиции» [3] обязаны предоставить возможность реализовать право на юридическую помощь.

Во исполнение этого положения они не имеют права препятствовать пользованию мобильным телефоном, а тем более – изымать его (если, конечно же, он не явился орудием или непосредственным объектом правонарушения), ибо нередко мобильная связь в конфликте с сотрудниками милиции остается единственным средством общения с вашим защитником или адвокатом.

Если у вас нет возможности привлечь к участию в деле своего защитника (адвоката), вы вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Помните, что в процессе рассмотрения вашего дела вы как лицо, привлекаемое к ответственности, имеете право неоднократно менять свои показания. А то и вовсе отказаться их давать. Ибо, как гласит статья 51 Конституции, никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

В рамках административного дела вы имеете полное право знакомиться с материалами дела, независимо от того, вынесено решение по делу или же оно находится в стадии рассмотрения (пункт 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [31]). Вы вправе, таким образом, изучать любой документ и делать из него выписки. Пользоваться таким правом следует всегда, даже в случаях, когда дело не стоит выеденного яйца. И совершенно необходимо, когда встает вопрос о виновности в совершении ДТП и возмещении материального ущерба. Ибо чем больше у вас будет информации по делу, тем больше шансов обнаружить в нем прорехи и развалить его.

Нередко сотрудники ГИБДД отказываются знакомить со всем делом и скрывают приобщенные к нему рапорты инспекторов ДПС, мотивируя это тем, что рапорт – это исключительно их внутренний, служебный документ. Важно знать, что в этом случае сотрудники ГИБДД грубо попирают законные права граждан, ибо материалами дела являются любые документы, приобщенные к делу. Если же вам отказывают предоставить для ознакомления рапорт инспектора ДПС – значит, в деле он отсутствует и не может быть положен в основу обвинения.

Право граждан на информацию применительно к взаимоотношениям с ГИБДД будет подробно рассмотрено позднее (как самостоятельный раздел). В отношении рапорта – см. соответствующее замечание в разделе, посвященном Вашим взаимоотношениям с инспектором в случае остановки, в той его части, где говорится об административном протоколе.

Сроки

Контролируйте процесс: на основании пункта 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [31] постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. После истечения этого срока в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 и пунктом 3 статьи 30.7 КоАП РФ вопрос об ответственности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. На этом основании заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации постановил, что определение судьи Верховного Суда Чувашской Республики об отмене решения судьи районного суда (которым постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях гражданина состава административного правонарушения) и оставлении без изменения постановления должностного лица о привлечении гражданина к административной ответственности вынесено за пределами установленного законом срока. При таких обстоятельствах оно признано незаконным и отменено, а производство прекращено [47].

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 [46] истечение установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным (выделено мной) основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, вне зависимости от причин, по которым дело об административном правонарушении не было рассмотрено, по истечении сроков, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, дело подлежит прекращению, в том числе и в случае, если дело не могло быть рассмотрено по причине нетрудоспособности лица, в отношении которого составлен протокол о привлечении к административной ответственности, в связи с болезнью, что подтверждается листком нетрудоспособности [53]. При этом, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях приостановление производства по делу об административном правонарушении в случае длительной болезни гражданина или в случае назначения судом экспертизы не предусмотрено, приостановление производства по делу в указанных случаях невозможно [59].

Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [59].

КоАП не содержит нормы, определяющей порядок исчисления сроков давности. По общим правилам исчисления сроков срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Таким образом, если административное правонарушение совершено 3 сентября, днем окончания двухмесячного срока давности следует считать 3 ноября (а не 2-е или 4-е) [49].

Порядок рассмотрения

Группа административной практики, куда вы явились для выяснения отношений, – не пункт для сбора квитанций, а место, где вы можете не только знакомиться с материалами дела, пользоваться помощью защитника или адвоката, но и участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, представлять (по желанию) доказательства своей невиновности. Поэтому не следует поддаваться на провокационные объявления, висящие на дверях «групп разбора»: «Входить только с паспортом и оплаченной квитанцией!».

Рассматривая правонарушение, должностные лица в ГИБДД нередко заявляют, что они верят своему инспектору больше, чем водителю, ибо инспектора знают уже 20 лет, а водителя видят впервые. Следует заявить начальнику, что методику «верю – не верю» он может применять исключительно в отношениях со своей секретаршей. В Вашем же случае он обязан придерживаться главного принципа административного и уголовного производства: вина не доказана – значит, не виновен!

 

Общий порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентирован статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [31]. Помните, что на основании пункта 5 части 1 этой статьи (и пункта 121 Административного регламента) Вам должны быть разъяснены Ваши права и обязанности.

 

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении дела. В противном случае гражданин лишается предусмотренных пунктом 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [31] прав давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, следовательно, административное взыскание в виде штрафа будет применено с нарушением установленного законом порядка, в связи с чем постановление должностного лица нельзя признать законным. Довод о том, что факт неизвещения заявителя о времени и месте рассмотрения административного материала не является основанием к отмене обжалуемого постановления, не соответствует закону (см. параграф 7.2 «Обращение в суд»).

 

В соответствии с пунктами 4, 6 и 7 части 1 статьи 29.10 КоАП [31] (продублированы в пункте 121 Административного регламента) в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, вынесшего постановление, адрес подразделения, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления. Во-первых, та часть бланка, которая отведена для постановления, содержит слишком мало места для изложения «обстоятельств». Во-вторых, гаишники, как правило, и не обременяют себя работой, просто переписывая какую-нибудь формулировку из ПДД. Не утруждают они себя и предъявлением каких-либо доказательств (это касается «мотивированного решения»). Все это является достаточным основанием для оспаривания вынесенного постановления.

Кроме того, лицо, выносящее постановление, экспертом не является, поэтому любые выводы относительно правильного или неправильного выбора скорости, дистанции и т.п. могут и должны быть подвергнуты сомнению.

 

К моменту разбора предъявите свидетельские показания в Вашу пользу. Их игнорирование будет являться нарушением процессуальных норм.

 

Не помогайте инспектору правильно оформить постановление, если Вы собираетесь его обжаловать (см. следующий раздел). Чем больше ошибок совершат Ваши оппоненты, тем легче будет Вам отстоять свои позиции.

Вы намерены пожаловаться

Сроки

На обжалование решения Вам согласно части 1 статьи 30.3 отпущено 10 дней. Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления вручается под расписку либо высылается в течение трех дней со дня вынесения постановления, десять суток отсчитываются со дня вручения или получения копии постановления.

Заявители могут обжаловать действия или бездействие (пункт 245 Административного регламента):

· сотрудников строевых подразделений Госавтоинспекции – руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие строевые подразделения Госавтоинспекции, в органы управления Госавтоинспекции, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России;

· сотрудников подразделений Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям – руководителям соответствующих подразделений Госавтоинспекции, в управления (отделы) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в органы управления Госавтоинспекции, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России;

· сотрудников подразделений Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах – руководителям соответствующих подразделений Госавтоинспекции, в управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России;

· участковых уполномоченных милиции – в управления (отделы, отделения) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, в МВД России.

В общем случае «обращение, поступившее в подразделение системы МВД России в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней» (часть 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [51] и пункт 68 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России [56] (ранее – пункт 72.3 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России [18])).

Обжаловать Вы можете как неправомерные действия инспектора (нарушил нормы приказов, отказался привлечь свидетелей, хамил, угрожал и т. п.), так и вынесенное им постановление о наложении взыскания. Если решение о наказании еще не вынесено, имеет смысл пожаловаться на действия инспектора: в этом случае, возможно, решение будет в Вашу пользу, ибо дело постараются замять.

Если в нарушение пункта 124 Административного регламента Вам не был разъяснен срок и порядок обжалования постановления, не забудьте отразить это в жалобе.

На рассмотрение Вашей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении частью 1 статьи 30.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начальникам отпущено всего 10 дней. При этом заявитель заблаговременно извещается о времени и месте рассмотрения жалобы (пункт 266 Административного регламента). Понятно, что успеть в такие сроки провести полноценную служебную проверку по жалобе невозможно. Но таков закон. Поэтому следующая Ваша жалоба уже может содержать обвинение в нарушении процессуальных норм.

Однако помните, что отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении [59].

 

Согласно статье 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (часть 3), или судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела с соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (часть 1).

Опять же помните, что согласно пункту 5 части 2 статьи 30.6 Вам должны разъяснить Ваши права и обязанности, а решение по результатам рассмотрения жалобы на основании части 2 статьи 30.7 должно содержать сведения, предусмотренные для постановления об административном правонарушении (см. выше), в том числе мотивированное решение. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается … (часть 2 статьи 30.8 КоАП).

Если жалоба признана необоснованной, в ответе даются разъяснения в отношении неправомерности предъявляемых претензий, а также, в случае необходимости, возможный порядок обжалования принятого по жалобе решения (абзац 2 пункта 258 Административного регламента).

При этом «запрещается направлять обращение на рассмотрение в подразделение системы МВД России, иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется» (часть 6 статьи 8 Закона [51], пункт 54 Инструкции [56], ранее – пункт 71.5 Инструкции [18]).

 

Подробная схема действий при обжаловании постановлений представлена в [94]. Здесь отметим только, что выбор конкретных действий обуславливается реальной ситуацией.

Обращение в суд

Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом управления (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд. При этом судом рассматривается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, а не на решение вышестоящего органа управления (должностного лица) [14].

Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.