Задержание автомобиля, запрещение его эксплуатации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что называется задержанием?

Изначально в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует определение термина «задержание транспортного средства». При этом согласно абзацу 2 пункта 2 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации [41] задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку – специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.

Позднее часть 1 статьи 27.13 КоАП была дополнена положениями, устанавливающими, что задержание транспортного средства включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Очевидно, что подобное описание задержания транспортного средства отличается от содержания пункта 2 Правил, что свидетельствует о необходимости скорейшей их переработки [79].

Основания для задержания

Часть 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что транспортное средство задерживается до устранения причины задержания в случаях:

n управления ТС водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на ТС, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им ТС в отсутствие его владельца (часть 1 статьи 12.3);

n управления ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (часть 2 статьи 12.5); интересно, кто же такое придумал – в абсолютно прозрачной ситуации гаишник должен доказывать заведомую неисправность, и не факт, что это у него получится;

n управления ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенным такого права (части 1, 2 статьи 12.7);

n управления ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения (часть 1 статьи 12.8);

n невыполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26);

n нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшего создание препятствий для движения других ТС, а равно остановки или стоянки транспортного средства в тоннеле (часть 4 статьи 12.19).

Кроме того, транспортное средство может быть задержано (изъято) в случае, если оно ввезено на территорию России и растаможено с нарушением статей 266, 271, 273-278, 280, 380 Таможенного кодекса.

На всякий случай требование задержания транспортного средства и основания для задержания продублированы в пунктах 126 и 146 Административного регламента.

Любые попытки сотрудников ДПС задержать автомобиль по иным основаниям являются противозаконными!

Правом применения задержания транспортных средств наделены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Согласно статьям 28.3 и 23.3 КоАП протоколы о нарушениях, являющихся фактическими основаниями задержания транспортных средств, могут составлять должностные лица милиции, прежде всего Госавтоинспекции. Однако задержание транспортного средства в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не упоминается в Законе «О милиции». В пункте 23 статьи 11 Закона речь идет лишь о задержании транспортных средств, находящихся в розыске, т.е. о мере, имеющей иную правовую природу, что свидетельствует об определенном несовершенстве регламентации применения задержания транспортных средств [78].

Порядок задержания

О задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании ТС, создавшего препятствия для движения других ТС, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых (часть 4 статьи 27.13 Кодекса).

При этом «в случае устранения причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения до начала перемещения задерживаемого транспортного средства, помещение транспортного средства на специализированную стоянку не осуществляется» (пункт 147.1 Административного регламента [71]). Таким образом, если водитель оперативно принял меры для устранения причины задержания, требования сотрудников ГИБДД о помещении автомашины на стоянку являются незаконными, что и установил Верховный Суд Российской Федерации 22 декабря 2000 г. [26] (между прочим, конфликт между водителем и гаишниками имел место не в Москве, а в Рыбинске).

Задержание ТС, помещение его на стоянку, хранение осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 27.13). Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759 [41]. Согласно этим правилам:

Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство (абзац 4 пункта 2).

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества[15]. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера, а при помещении транспортного средства на специализированную стоянку – также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке (абзацы 1 и 2 пункта 3).

Водителю сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства (пункт 4).

Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 5).

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).

Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства. Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением (пункты 7 и 8). Получается интересная ситуация. Сначала надо в ГИБДД узнать место хранения, добраться туда для оплаты, вернуться в ГИБДД за письменным разрешением, а затем снова поехать на штрафстоянку, чтобы, наконец, вызволить свой автомобиль.

Вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нем имуществу при его транспортировке или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).

О задержании транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального органа внутренних дел. Оперативный дежурный органа внутренних дел информирует владельца (представителя владельца) о задержании наземного транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) наземного транспортного средства (пункт 15). Так же и практически теми же словами эта норма представлена в пункте 147.4 Административного регламента.

На последнем абзаце стоит заострить внимание. Поскольку никто никогда владельца задержанного автомобиля не ищет и не информирует, это может служить достаточным основанием для преследования того самого оперативного дежурного и требования возместить какие-то затраты, понесенные из-за лишнего времени задержания, а также, возможно, и моральный вред.

Кроме того, в соответствии с пунктом 147.6 Административного регламента «в случае задержания транспортного средства вне населенного пункта лицу должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего населенного пункта».

До издания упомянутого постановления Правительства Российской Федерации в Москве действовало постановление Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. № 412-ПП «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку и хранения» [37] (не знаю, существуют ли аналогичные акты в других субъектах Федерации), утвердившее указанные Правила на период до принятия соответствующего нормативного акта Правительством Российской Федерации. Единственное отличие этих правил от федеральных – помимо описи имущества транспортного средства составляется также опись его технического состояния (пункт 2.2).

В соответствии с Порядком, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 19 февраля 2004 г. № 234-РП [42], выдача задержанного транспортного средства со специализированной стоянки осуществляется представителем уполномоченной организации круглосуточно (внимание: в нарушение Порядка спецстоянки в Москве ночью задержанные автомобили выдают не всегда; думается, что в таких случаях по суду можно взыскать с владельцев этих стоянок сумму, превышающую плату за хранение) после оплаты расходов (по установленным тарифам), связанных с помещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением (пункты 5.3, 5.4). Оплата производится на специализированной стоянке с использованием кассового аппарата (пункт 6.4). Ответственность, в соответствии с действующим законодательством, перед владельцем транспортного средства за правомерность действий, связанных с задержанием транспортного средства и сохранность задержанного транспортного средства, до передачи его представителю уполномоченной организации по Акту приема-передачи несет ГУВД г. Москвы. Ответственность за сохранность задержанного транспортного средства после приема представителем уполномоченной организации по Акту приема-передачи от сотрудника ОВД несет уполномоченная организация (пункты 7.1, 7.2).

Согласно пункту 4 Положения о специальных стоянках для хранения транспортных средств [32] прием на хранение задержанных транспортных средств на специальные стоянки должен был производиться уполномоченным сотрудником организации, эксплуатирующей данную стоянку, на основании протокола об административном правонарушении с соответствующей записью о задержании транспортного средства либо документа о его задержании с составлением акта приема-сдачи, опечатыванием либо опломбированием транспортного средства (выделено автором). При несогласии с содержанием акта приема-сдачи владелец (водитель) вправе при составлении данного акта указать свои замечания (подпункт 4.2).

Формы протоколов о задержании транспортного средства и о запрещении эксплуатации наземного транспортного средства, а также Порядок учета задержанных транспортных средств и Порядок передачи в соответствующие подразделения ГИБДД, хранения и возврата владельцам государственных регистрационных знаков утверждены приказом МВД России от 19 марта 2004 г. № 187 [43].

Задержание неправомерно

Следует также отметить, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в том числе и задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [31]). Инспектор ГИБДД, задержавший автомобиль, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.

«Российская газета» от 09.09.2005 [77] приводит историю о том, как в Екатеринбурге автовладелец припарковал автомобиль в неразрешенном месте, отлучился и вернулся к машине, когда к ней подогнали эвакуатор. Хозяин, согласившись с тем, что он нарушил правила парковки, предложил заплатить штраф и оставить в покое машину. Но такой исход дела инспекторов не устроил, они даже пригрозили доставить владельца в милицию, если он будет мешать эвакуации. Хозяин нашел штрафстоянку, оплатил ее услуги, услуги автоэвакуатора и штраф за нарушение правил парковки – всего 690 рублей. Затем он подал исковое заявление, а также письменно известил о случившемся начальника ГУВД Свердловской области. Через некоторое время к автовладельцу приехали сотрудники ГИБДД, принесли извинения и вернули все деньги, включая штраф. Необходимо отметить, что в рассмотренном случае гаишники нарушили чуть ли не все существующие нормы, и иначе как самоуправством и причинением вреда автовладельцу их действия назвать сложно.

Разное

По состоянию на 29 января 2004 г. в Москве минимальный тариф на принудительную эвакуацию составлял около 1800 руб. В течение первых трех часов автомобиль может находиться на спецстоянке бесплатно. За каждый последующий час придется платить 52 руб.

 

Практика использования эвакуаторов в Москве выявила серьезные нарушения, что послужило причиной появления на свет распоряжения Мэра Москвы от 10 декабря 2004 № 359-РМ [45], которым до особого распоряжения, предусматривающего создание системы использования эвакуаторов, не допускающей злоупотреблений, которым Департаменту транспорта и связи города Москвы, префектам административных округов города Москвы запрещено использование на коммерческой основе эвакуаторов на улично-дорожной сети города для перемещения на специализированные стоянки транспортных средств, задержанных за нарушение правил стоянки или остановки, и предписано исключить впредь практику привлечения в этих целях эвакуаторов, принадлежащих коммерческим организациям. Признано целесообразным сосредоточить имеющийся парк эвакуаторов в Комплексе городского хозяйства Москвы.

Неуплата таможенной пошлины

Касательно изъятия транспортного средства в случае неуплаты соответствующей таможенной пошлины следует отметить, что таковое не будет законным в отношении добросовестного покупателя. В решении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2003 г. [40] зафиксировано следующее. Уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления автомобиля является публично-правовой обязанностью, которая лежит в первую очередь на декларанте, а также на лицах, незаконно переместивших автомобиль, лицах, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе – также лицах, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Обязанность уплатить таможенную пошлину за автомобиль не может быть принудительно возложена на покупателя, который на момент его покупки не знал и не должен был знать о том, что покупаемый им автомобиль не оплачен таможенной пошлиной. А поскольку такой покупатель не является участником таможенных отношений и на нем не лежит обязанность по уплате таможенной пошлины, у него нельзя изымать автомобиль и помещать в зону складирования до уплаты таможенной пошлины. Недостаток в таможенном оформлении товаров, если он сводится лишь к неуплате таможенной пошлины, устраним. Таможенный орган Российской Федерации вправе в этом случае обратиться в суд о взыскании таможенных платежей с обязанных к их уплате физических лиц в судебном порядке (ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 321.