Частью 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи является одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
Для получения доказательств по делу об административном правонарушении в деятельности Госавтоинспекции допускается применение технических средств:
- измерения скорости движения транспортных средств;
- измерения концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе;
- диагностики технического состояния и параметров автотранспортных средств;
- диагностики состояния автомобильных дорог.
Вышеуказанные технические средства на основании ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» [5] поверялись органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии[9] в соответствии с методиками испытаний. Методики поверочных испытаний утверждаются при внесении конкретного типа прибора в Государственный реестр средств измерений, что подтверждается сертификатом об утверждении типа средства измерения.
Периодичность проведения поверки данных приборов отражена в «Описании типа средства измерения», которое рекомендовано к утверждению решением Научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике Госстандарта России (протокол № 1 от 30 января 2001 г.) и является неотъемлемой частью сертификата об утверждении типа средства измерения.
Необходимые технические характеристики прибора, а также наименование и номер документа на методику поверки определены в «Описании типа средства измерения». Факт выдачи свидетельства о поверке является подтверждением технических характеристик прибора и пригодности его к применению.
Данные, содержащиеся в технических характеристиках прибора и свидетельствах о поверке, в порядке, предусмотренном статьей 26.10 КоАП РФ, могут быть истребованы в подразделениях Госавтоинспекции судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Перечень основных технических средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции для обеспечения доказательств по делу об административных правонарушениях
п/п | Наименование ОТС | Тип, марка (модель) ОТС (производитель, поставщик) | Подразделения, использующие технические средства |
1. | Стационарный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД (радиолокационный) | «Арена-С» (ЗАО «Ольвия», г. Санкт-Петербург); «Крис-С» (ООО «Симикон», г. Санкт-Петербург) | Дорожно-патрульная служба (ДПС) |
2. | Передвижной комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД (радиолокационный) | «Арена-П» (ЗАО «Ольвия», г. Санкт-Петербург); «Крис-П» (ООО «Симикон», г. Санкт-Петербург) | ДПС |
3. | Передвижной комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД (лазерный) | «ЛИСД-2Ф» (ФГУП НИИ «Полюс», г. Москва) | ДПС |
4. | Мобильный комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД (радиолокационный) | «Визир» (ЗАО «Ольвия», г. Санкт-Петербург) | ДПС |
5. | Стационарный анализатор концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе | «АКПЭ-01», «АКПЭ-01.01М» (НПФ ЗАО «Мета», г. Жигулевск); "Lion intoxilyzer-8000", (ГУ НПП «Синтез СПб», г. Санкт-Петербург) | ДПС |
6. | Портативный анализатор концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе | «АКПЭ-01 М» (НПФ ЗАО «Мета», г. Жигулевск); "Lion Alcolmetr SD-400", Алкотектор PRO-100, Алкотектор PRO-100 combi (ГУ НПП «Синтез. СПб», г. Санкт-Петербург); "Alcotest 7410 Plus Com", "Alcotest 6810", "Alert J4Xec" (ООО «СИМС-2», г. Москва); "Alco-Sensor IV" (ЗАО «ДАР») | ДПС |
7. | Система идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам | Стационарные, передвижные, мобильные: «Поток» («Росси», г. Москва); «Сова» («Проминформ», г. Пермь); «ИнспекторАвто» («Вестстрой», г. Москва); «АвтоУраган» («Технологии распознавания», г. Москва) | ДПС |
8. | Прибор для измерения коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием | «ППК-МАДИ-ВНИИБД» (МАДИ-ГТУ, г. Москва), «Зима» (МАДИ-ГТУ, г. Москва) | Дорожная инспекция |
9. | Прибор для измерения поперечных уклонов дорожного покрытия и откосов насыпи | Устройство для контроля геометрических параметров автодорог «КП-232» (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
10. | Курвиметр полевой для измерения линейных параметров дорог и обочин | Электронный: «КП 230» (ОАО «Росдортех» г. Саратов); Механический: «КП 230-02» (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
11. | Дальномер дорожный для определения дальности видимости | Дальномер «ЯРДАЖ-1500» (ОАО «Росдортех» г. Саратов); Дальномер "Leica Disto" (Швейцария, ЗАО «Геодез-Ком», г. Москва) | Дорожная инспекция |
12. | Прибор для измерения высоты инженерных сооружений | Шест телескопический (ОАО «Росдортех» г. Саратов); Дальномер "Leica Disto" (Швейцария, ЗАО «Геодез-Ком», г. Москва) | Дорожная инспекция |
13. | Прибор для измерения освещенности дорожного полотна | Люксметр «Аргус-01», ВНИИФТРИ, г. Москва; Люксметр-яркометр ТКА (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
14. | Рейка универсальная нивелирная складная | Рейка дорожная универсальная «КП-231» (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
15. | Прибор для измерения радиусов кривых в плане | Рейка дорожная универсальная «КП-232» (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
16. | Прибор для измерения радиусов кривых в продольном профиле | Устройство для контроля геометрических параметров автодорог «КП-231» (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
17. | Прибор для измерения светотехнических параметров дорожных знаков и разметки | Комплект приборов для контроля дорожной разметки «КПДР-1» (ОАО «Росдортех» г. Саратов); Прибор для измерения коэффициента световозвращения дорожных знаков «КС-ТЕСТ» (ГП «РосдорНИИ», г. Москва) | Дорожная инспекция |
18. | Портативный прибор для подсчета интенсивности движения ТС | Счетчик интенсивности (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
19. | Прибор для определения величин продольных деформаций дорожного полотна (колейности) | Измеритель колейности с рейкой универсальной «КП-231-01» (ОАО «Росдортех» г. Саратов) | Дорожная инспекция |
20. | Прибор для диагностирования рулевого управления | «ИСЛ-М» (НПФ ЗАО «Мета», г. Жигулевск); «ИСЛ-401М» ЗАО «Лесса», Московская обл., г. Королев; "PMS 3/X-P1T" (ООО «Маха Руссия», г. Санкт-Петербург) | Подразделения технического надзора |
21. | Прибор для проверки эффективности тормозных систем | «Эффект» (НПФ ЗАО «Мета», г. Жигулевск); "IW Profi-Euro" (ООО «Маха Руссия», г. Санкт-Петербург) | Подразделения технического надзора |
22. | Прибор для измерения светопропускания а/м стекол | «ТОНИК» (НПФ ЗАО «Мета», г. Жигулевск); «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ» г. Санкт-Петербург); «СВЕТ» (ФГУП НИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород) | Подразделения технического надзора |
23. | Прибор для проверки состояния внешних световых приборов | «ИПФ-01» (НПФ ЗАО «Мета», г. Жигулевск); "LITE 1.1" (ООО «Маха Руссия», г. Санкт-Петербург) | Подразделения технического надзора |
24. | Газоанализатор окиси углерода и углеводорода | «АВТОТЕСТ» (ЗАО НПФ «Мета», г. Жигулевск); «АВГ-4-2.01» (ЗАО «ПКФ завода Гаро» г. Великий Новгород) | Подразделения технического надзора |
25. | Дымомер | «МЕТА-01 МП» (ЗАО НПФ «Мета», г. Жигулевск); «АВГ-1Д-1.01» (ЗАО «ПКФ завода Гаро» г. Великий Новгород) | Подразделения технического надзора |
26. | Устройство для измерения глубины протектора | «ТМ-1000» (ООО «Маха Руссия», г. Санкт-Петербург) | Подразделения технического надзора |
(раздел подготовлен на основании [70] – состояние, соответственно, на конец 2008 года)
Осмотр и досмотр
Осмотр
Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются (пункт 149 Административного регламента):
· ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
· необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;
· наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;
· наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.
Осмотр транспортного средства, перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы. В случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится досмотр транспортного средства (пункты 150 и 151 Административного регламента).
Начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев трактует «осмотр» следующим образом [84]. Если у инспектора есть подозрения, что в машине могут находиться запрещенные для перевозки предметы, то он может визуально осмотреть машину и заглянуть через стекла в салон. Это называется осмотр, и для этого понятые не нужны. Если то, что он увидел в салоне, показалось ему подозрительным или есть опасения, что в багажнике или бардачке могут лежать наркотики или оружие, то он может провести досмотр автотранспорта. Правда, в этом случае наличие понятых необходимо в соответствии с КоАП.
Досмотр
Следует различать понятия «досмотр» и «обыск».
Досмотр транспортного средства – это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (часть 1 статьи 27.9 КоАП).
Досмотр транспортных средств может проводиться только при подозрении, что они используются в противоправных целях (подпункт «н» пункта 12 Положения о ГИБДД [16]), и осуществляется с целью обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения (часть 1 статьи 27.9 КоАП). Досмотр по общепоисковому принципу «лезь в багажник каждому – авось чего найдешь...» допускается лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Пункт 155 Административного регламента несколько расширяет перечень оснований для досмотра:
· ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
· отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза;
· проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления;
· проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Вместе с тем ключевыми в этом списке являются «обоснованные предположения …», поэтому смело обращайтесь в прокуратуру по факту ничем не мотивированного проведения досмотра.
Досмотр должен производиться в присутствии двух понятых (коими, кстати, не могут быть сотрудники милиции) и только с составлением протокола о досмотре транспортного средства либо с соответствующей записью в протоколе об административном задержании (части 2 и 5 статьи 27.9 КоАП). Содержание протокола о досмотре транспортного средства регламентировано частью 6 статьи 27.9 КоАП.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года [59] специально подчеркнуто, что в соответствии со статьей 25.7 КоАП РФ в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Из данной нормы следует, что основное требование, предъявляемое к понятому, – это отсутствие какой-либо прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела. Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения», составление протокола, формирование доказательной базы осуществляются должностным лицом органа внутренних дел (милиции). В силу осуществления указанных полномочий сотрудники милиции могут иметь служебную заинтересованность в исходе данного дела, поскольку являются работниками данного органа. В связи с тем, что участие понятых при производстве процессуальных действий является одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия сотрудник милиции не должен привлекаться в качестве понятого при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения».
Процедура досмотра предполагает визуальное знакомство сотрудника милиции с содержимым ваших вещей, салона и багажника автомобиля. Никому не дано права в рамках досмотра рыться в ваших вещах, выворачивать наизнанку багажник.
Закон не возлагает на вас обязанность открывать багажник, поднимать капот. Поэтому отдайте сотруднику милиции ключи от автомобиля и возьмите на себя роль пассивного наблюдателя.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 350.