Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими или в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части;1-операции с товарами до предложения их покупателям;2-операции непосредственного обслуживания покупателей; 3- дополнительные операции по обслуживанию покупателей. На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:- разгрузку транспортных средств;- доставку товаров в зону приемки;- приемку товаров по количеству и качеству;- доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);- хранение товаров;- подготовку товаров к продаже;- перемещение товаров в торговый зал;- выкладку товаров на торговом оборудовании. Для того, чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: -встреча покупателя; -предложение товаров; -отбор товаров покупателями; -расчет за отобранные товары; -оказание покупателям дополнительных услуг. На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы, все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для пробной отборки им товаров ит.д. Третья часть торгово-технологического процесс включает выполнение операции, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.). Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах: 1-обеспечение комплексного подхода к его построению;2-создание максимальных удобств для покупателей; 3-достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;4-создание для работника магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;5-обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
16.Товаросопроводительные документы, их содержание и порядок оформления. Порядок списания и уценки товаров.
Товаросопроводительный документ - документ: - направляемый грузоотправителем с отгруженным товаром; - удостоверяющий перевозку; - содержащий наименования и реквизиты грузоотправителя и грузополучателя, а также сведения о наименовании и кол-ве груза по каждому виду. Обычно товаросопроводительный документ прилагается к счету, предъявляемому продавцом покупателю для оплаты товара. К товаросопроводительным документам относится: сертификат качества, отгрузочная спецификация, упаковочный лист и комплектовочная ведомость, коммерческие документы. Товарные документы. Коммерческие документы - документы, которые дают стоимостную, количественную и качественную характеристику товаров. Коммерческие документы оформляет на своем бланке продавец, а покупатель против них производит оплату. Комплектовочная ведомость - коммерческий док-т, который содержит перечень деталей, узлов, агрегатов целой машины, упакованных в нескольких товарных местах, с описанием содержания каждого места. Комплектовочная ведомость имеет обозначение в виде дроби, в числителе которой указывается номер отгрузочной партии, а в знаменателе- число мест в данной партии. Комплектовочную ведомость составляет предприятие изготовитель до отгрузки всей партии товаров. Манифест АГТ – единый таможенный сопроводительный документ грузов, перевозимых автотранспортом. Отгрузочная спецификация – коммерческий документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в партию, с указанием для каждого места, кол-ва и рода товаров. Отгрузочная спецификация - один из основных товаросопроводительных документов, по которому применяются комплектность и качество поставленного товара. Сертификат качества – свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора. В сертификате качества дается характеристика товара либо подтверждается соответствие товара определенным стандартам или техническим условиям заказа. Сертификат качества выдается компетентными организациями, торговыми палатами, специальными лабораториями, как в стране экспорта, так и импорта. Стороны договора купли-продажи могут договориться о предоставлении сертификатов различных контрольных и проверочных учреждений. Упаковочный лист - коммерческий документ, который содержит перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, коробку, контейнер). Упаковочный лист подписывается упаковщиком и вкладывается в каждое грузовое место, имеющее смешанный ассортимент. Часто упаковочный лист кладется в специально приспособленный карман с внешней стороны упаковки. Упаковочный лист используется при установлении и оплате убытков. Документы, которые следуют с грузом от пункта отправления до пункта назначения, называются товаросопроводительными. Это коммерческие, транспортные и таможенные документы, которые оформлены на специальных бланках и содержат определенные реквизиты. Документы, составляемые в связи с отгрузкой товара (обычно они перечислены в контракте), называются отгрузочными. В коммерческих документах представлена стоимостная, количественная и качественная характеристика товара. Они оформляются продавцом (экспортером), и по ним покупатель (импортер) производит оплату. Основным расчетным документом является счет-фактура. По требованию таможенных органов во многих странах счет-фактура выписывается на установленных бланках, и такие счета служат одновременно и сертификатом о происхождении товара или сочетаются с ними. Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком с целью подтверждения того, что товар принят им к перевозке. При морских перевозках это – коносамент, морская накладная, штурманская и доковая расписка. При ж\д перевозках – это ж\д накладная , дорожная ведомость. При авиаперевозках используется авиагрузовая накладная, при автодорожных – накладная автодорожной перевозки. Коносамент выполняет три основные функции: - удостоверяет принятие груза судовладельцем (перевозчиком) к перевозке; - является товарно-распорядительным документом; - свидетельствует о заключении договора по перевозке груза морским путем. Коносамент содержит сведения о названии судна, владельце, тоннаже судна, наименовании портов погрузки и выгрузки, сумме фрахта с указанием, где производится оплата фрахта - в порту отгрузки или порту назначения. Транспортно - экспедиторские документы оформляются экспортером после проведения операции по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетаривание в пути. Таможенные документы предъявляются при ввозе товара на территорию или вывозе его с территории России для таможенного оформления. К этим документам относятся: 1.грузховая таможенная декларация. 2.деклорация таможенной стоимости товаров. 3.экспортные и импортные лицензии. 4.паспорт сделки (представляется отдельно для экспортируемых и импортируемых товаров для валютного контроля). 5.сертификат (свидетельство) о происхождении товара. 6.свидетельство о контроле качества товаров. 7.ветеринарное, санитарное, фитосанитарное и карантинное свидетельства. Все товары, перемещаемые ч\з границу, подлежат обязательному декларированию путем предоставления органом государственного таможенного контроля грузовой таможенной декларации. Товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном кол-ве, как правило, в 4х экземплярах: - первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. 2й,3й и 4й экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; - второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; -3й и4й экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. 3й, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а 4й прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления з\п водителю. Товарно-транспортная накладная состоит из 2х разделов - товарного и транспортного. Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем - заказчиком автотранспортных услуг с организацией владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служат для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОТЕРЬ И УЦЕНКИ ТОВ-В – бухгалтерские операции, заключающиеся в следующем: товарные потери, возникающие от естественной убыли, боя исчисляются по нормам (размерам) в установленном порядке. Товарные потери при транспортировании списываются в пределах установленных норм по каждому товарно - транспортному документу в том случае, если при приемке фактическое наличие товаров будет меньше, чем указано в документах поставщика. Каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленных при транспортировании, оформляется актом. Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут относиться за счет поставщика или организации транспорта. Нормы естественной убыли и боя в организациях розничной торговли при хранении и реализации применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Они являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при инвентаризации товаров установлена недостача. Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке. Недостача товаров сверх установленных норм убыли и потери от порчи при наличии акта о бое могут быть списаны организациями за счет дохода, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены. К товарным потерям относится также завес тары (разница езды фактическим весом тары из под товара и ее массой по трафарету). Все товары, по которым может быть завес тары, регистрируются в «книге регистрации товаров, материалов, требующих завеса тары». Записи в книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары регистрируется в этой книге на основании «акта о завесе тары». На таре делается завеса с указанием даты и номера акта. Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли. Порчу, бой и лом товаров оформляют актом, в котором указывают наименование, артикул, сорт, цена, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь, возможности дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, откормочным орган-ям) или уничтожении. Сдачу товаров в утиль, переработку или откормочным орган-ям оформляют товарно-транспортной накладной. Акт о порче, бое, ломе товаров передают в бухгалтерию, где проверяют правильность его составления, после чего передают на утверждение руководителю организации, который решает, за чей счет списать потери товаров. Лишь в исключительных случаях (когда конкретных виновников установить невозможно) потери списываются за счет организации. Списание производится на основании приказа руководителя предприятия с указанием причин такого списания. Для этих целей создается комиссия с участием материально ответственных лиц, состав которой утверждается руководителем. Комиссией осуществляются следующие функции: а) непосредственный осмотр товаров. б) установление причин непригодности к использованию товаров. г) определение возможности использования товаров на др. цели. д) составление акта на списание товаров (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам). е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу. з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию товаров.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.