СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проектирование заключается в описании будущего организационного объекта, его структуры и свойств её элементов. Любая организация, это сложный организм, имеющий механизм внутреннего устройства, образующий её внутреннюю среду. Основными элементами внутренней среды организации являются: субъект управления, объект управления, структуры, технологии, ресурсы, организационная культура, и внутриорганизационные процессы и др. (рис. 1).

Организационное проектирование охватывает все выше указанные элементы внутренней среды организации. Формирование цели является началом проектирования структуры организации, она является системообразующим элементом. Любая организация, по сути, является продуктом внешней среды, отражением насущных потребностей общества. Потребность общества удовлетворяется симбиотической связью взаимодействия, которая в упрощенной схеме сводится к взаимному обмену ресурсов среды на продукты деятельности организации.

В зависимости от форм удовлетворения потребности внешней среды, все организации имеют свойственные только им особенности, что учитывается при проектировании организаций и придаёт ему черты комплексности и системной целостности.

 

 


Рис. 1. Основные элементы организации

 

Проектированию подлежит каждый элемент внутренней среды организации в отдельности и организация в целом. Исходными данными для проектирования организационных структур являются результаты моделирования деятельности объекта управления. Результатом проектирования будут структуры: технологическая, функциональная, организационная, информационная и др. Последовательность проектирования структур можно представить схематично (рис. 2).

 

 


Рис. 2. Последовательность проектирования организации.

 

Рис. 2. Последовательность проектирования

 

Таким образом, под организационным проектированием понимается разработка организационно-штатной структуры (ОШС) организации, основанной на определении механизма ответственности и полномочий входящих в неё должностных элементов, при определяющей роли ответственности и обеспечивающей возможность достижения поставленной цели, в заданных условиях внешней среды.

Результаты настоящей разработки должны внедряться в учебно-образовательный процесс в вузах МЧС России по дисциплинам «Теория организации», «Теория управления» при изучении проблемы разработки структур системы и модулей управления.

К.В. Чупругин, Д.А. Бурминский

УО «Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь», г. Гомель

                                                                                   



Модель специалиста по проведению

Аварийно-спасательных работ

 

Главной задачей кадровой политики МЧС Республики Беларусь является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового ядра органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, способного эффективно решать поставленные задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям должны быть профессионалами, стремящимися к самообучению и самосовершенствованию, отважными, смелыми и инициативными людьми, способными взять на себя ответственность, обладать высокими моральными качествами.

В этих целях формируется группа перспективных работников с соответствующими деловыми и личностными качествами на основе их индивидуального отбора и комплексной оценки – резерв кадров.

Сегодня работодатель, в нашем случае МЧС, заинтересован в универсальности своего специалиста, в его возможности применять свои знания и опыт для решения конкретных и перспективных задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Одновременно он заинтересован в том, чтобы обученный специалист стал проводником политики безопасности при выполнении возложенных на него задач или функций, будь это проведение АСР или осуществление государственного пожарного надзора или др.

Для оценки соответствия специалиста роду выполняемой деятельности, потребностям производства с учётом его личностного потенциала необходимо иметь принципиальную «модель специалиста», объединяющую характерные признаки, по которым определяется значимость специалиста, его востребованность, и приспосабливаемую под конкретные условия и интересы работодателя.

Каждый из них содержит набор параметров, который может по мере необходимости дополняться, изменяться, адаптироваться к конкретным условиям и функциям органа и подразделения по ГО и ЧС.

В общем виде возможен следующий набор параметров для блоков:

Квалификационных требований – квалификация по роду деятельности; наличие смежных квалификации; умение пользоваться компьютерной техникой; знания в области охраны труда и промышленной безопасности; умение ориентироваться в информационном пространстве; объём общих и специальных знаний и др.;

Профессиональная ориентация – профессиональный и общий стаж работы; образование и специальность; соответствие специальности; должность и эрудиция в специальных вопросах; практические умения и навыки и т.д.;

Личностного потенциала – степень социальной зрелости; отношение к образованию и повышению профессиональной квалификации; гражданское сознание; культура самосовершенствования; ориентация в информационном пространстве; коммуникабельность; здоровье; работоспособность; объективность; ответственность; эрудиция и др.

Число параметров «модели специалиста» устанавливают органы управления и затем принимают как критерии оценки специалиста для конкретного подразделения или службы, для того или иного вида деятельности. Можно сократить число параметров, оставив самые главные, определяющие.

Вариант минимизации «модели специалиста» может быть представлен следующим образом:

Блок квалификационных требовании – квалификация по роду деятельности; знания в области смежных специальностей (смежные квалификации); умение пользоваться средствами и методами современных технологии;

Блок профессиональных ориентации – профессиональный и общий стаж работы; образование; специальность; должность на момент оценки;

Блок личностного потенциала – ориентация в информационном (общетехническом и специльном) пространстве; работоспособность; ответственность и добросовестность.

При этом общее число параметров будет равно 10, максимальное число параметров «модели специалиста» не ограничено. Каждый из параметров оценивается по факту его наличия у специалиста. Степень соответствия специалист критериям «модели» определяется показателем соответствия  по формуле:

                                                      =

где n – число параметров «модели»; I – виды параметров;  – наличие соответствующего параметра у специалиста.

Размерность – оценочный диапазон  от 0 до 1. Оценка от 0,7 до 1 означает соответствие «модели»; от 0,3 до 0,7 – частичное соответствие; менее 0,3 – несоответствие «модели специалиста».

При определении выбранный оценочный диапазон для принятия решения может быть адаптирован (либо ужесточён, либо расширен) под конкретные требования заказчика «модели». Варианты принятия решения в зависимости от результатов расчёта , приведены в табл. 1.

«Модель специалиста» адаптируется под специфику (особенности) того вида деятельности, в нашем случае вида аварийно-спасательных работ, на выполнение которого ориентирован специалист, например «Модель специалиста при ведении АСНДР при ликвидации ЧС в арктических зонах», «Модель специалиста по проведению работ по дезактивации, дегазации, дезинфекции, демеркуризации», «Модель специалиста по радиационному, химическому контролю личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, аварийно-спасательных средств», «Модель специалиста по проведению взрывных, взрывотехнических работ для ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации» и т.д.

Таблица 1.

Варианты принятия решения, в зависимости от результатов

Коэффициент соответствия Вариант принятия решения
0,7–1,0 Соответствие «модели» установлено. Специалист соответствует требованиям, предъявляемых к работнику для выполнения данного вида деятельности. Рекомендуется на профессиональное продвижение.
0,3–0,7 Неполное соответствие «модели» установлено. Специалисту рекомендуется частичное повышение квалификации (по конкретным видам деятельности) с указанием сроков.
< 0,3 Несоответствие «модели» установлено. Специалист не соответствует в настоящий момент требованиям, предъявляемым к работнику данного вида деятельности. Рекомендуется сменить профессиональную ориентацию или пройти подготовку (переподготовку)

 

«Модель специалиста» может быть использована для формирования кадровой политики в подразделениях по чрезвычайным ситуациям, составления квалификационных характеристик и оценки квалификации специалиста, контроля соответствия специалиста выполняемым работам, составления должностных инструкций и типовых (и рабочих) программ подготовки кадров и контроля качества подготовки специалиста.


Шеломенцев С.В., канд. техн. наук, доц.,

Щекунов В.В., канд. техн. наук, доц.

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»


ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВЕДЕНИЮ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ

В МЧС РОССИИ

Непосредственно на территории Российской Федерации крупных военных конфликтов не было уже более полувека, но взрывоопасных предметов (ВОП), представляющих опасность, со времен Великой Отечественной войны осталось в земле еще очень большое количество.

Поэтому вопрос уничтожения взрывоопасных предметов не исчерпал свою актуальность до сих пор. В настоящее время остро стоит вопрос о проведении комплекса мероприятий по обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны. По этому поводу еще в 1994 году по Постановлению правительства РФ был разработан проект Федеральной целевой программы, где рассматривался ряд вопросов, в частности, таких как организация проведения работ по уничтожению взрывоопасных предметов и по действию подразделений различных министерств и ведомств. Связано это было в первую очередь с тем, что активно началось проведение строительных работ в населенных пунктах, для которых отрывались котлованы, т.е. проводились работы по разработке грунта, во вторую очередь – строительство транспортных коммуникаций (автомобильных и железных дорог).

В связи с сокращением инженерных подразделений, руководством МО России в 2010 году даже предлагалось задачу сплошной очистки местности от взрывоопасных предметов возложить на МЧС России, у которого тоже прошли организационно-штатные мероприятия и значительно снизилась военная составляющая.

В настоящее время пиротехнический взвод спасательного центра МЧС России может заниматься обезвреживанием (уничтожением) только обнаруженной авиационной бомбы. Ни о какой сплошной очистке местности от ВОП и ведении взрывных работ не может быть даже и речи. Уровень подготовки командиров пиротехнических взводов недостаточный, что может привести к потерям в ходе работ.

Рассмотрим основные проблемные вопросы, влияющие на качество подготовки специалистов по обезвреживанию взрывоопасных предметов и ведению взрывных работ:

1. Небольшая потребность таких специалистов в воинских формированиях МЧС России.

2. В связи с отсутствием заказа на целенаправленную подготовку таких специалистов имеет место недостаточная оснащенность Академии современными средствами противодействия терроризму и поиска, обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов.

3. Отсутствие у МЧС России возможности приобретения новейших разработок современной науки и промышленности, а именно малогабаритных зарядов.

4. Отсутствия у МЧС России складов хранения взрывчатых материалов.

5. Отсутствие учебных полей для подготовки специалистов пиротехников-взрывников.

6. Отсутствие взаимодействия между спасательными центрами и Академией в плане подбора выпускников, обмена информацией, заказа учебных материалов.

7. Отсутствие полномасштабного обеспечения практических занятий Академии.

В заключение необходимо подчеркнуть, что если МЧС России нужны хорошо подготовленные специалисты в рассматриваемой области, то необходимо как можно быстрее решать эти проблемы.

Авторы считают, что одним из путей решения этой проблемы является включение в план НИР статуса МЧС России по разработке обоснования необходимости подготовки специалистов в области обезвреживания взрывоопасных предметов в рамках решения актуальной проблемы подготовки кадров для обеспечения национальной безопасности. Разработан предварительный перечень нормативных документов, регламентирующих вопросы обезвреживания взрывоопасных предметов. Предлагается организационно-штатная структура пиротехнических подразделений.

С.В. Шеломенцев, канд. техн. наук, доц., Е.А. Бельдиева

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.