Две параллельные системы защиты населения и территорий со сходными целями и функциями, существующие до настоящего времени в России (РСЧС и ГО), действующие в мирное и в военное время.
За последнее десятилетие наибольшее развитие получила РСЧС в силу вполне объективных причин: именно специалисты различных профилей этой системы принимали участие в ликвидации многочисленных ЧС природного, техногенного и военного характера. Применение же сил ГО, в силу определенной специфики, было достаточно ограничено (в основном привлекались войска ГО, так как привлечение других сил ГО связано с призывом требуемых специалистов через военкоматы, что в современных экономических условиях достаточно затруднительно).
Поэтому достаточно остро встал и сегодня обсуждается на всех уровнях управления вопрос об объединении этих двух систем в единую систему гражданской защиты. Причем теоретическая основа такого объединения сегодня в основном разработана, так как проблема была сформулирована еще в конце 90-х годов прошлого века.
Основными предпосылками, по которым возможна интеграция РСЧС и гражданской обороны и создание РСГЗ, являются:
сходство воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
единство целевых функций систем на мирное и военное время (предотвращение бедствий, снижение возможных потерь и ущерба от них, ликвидация их последствий);
сходство задач мирного и военного времени, обусловленных единством целевых функций;
возможность решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;
сходство методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время.
Создание РСГЗ позволит:
создать по возможности единое нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам организации гражданской защиты на всей территории страны, выработать единую идеологию в области гражданской защиты;
иметь единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время (это обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к ведению гражданской защиты в военное время и, при необходимости, плавный переход системы с мирного на военное время, а также даст определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решении совместных задач, сформировать единые оперативно-технические (тактико-технические) требования по созданию (модернизации) различных технических, в том числе автоматизированных систем и средств для решения задач гражданской защиты.
В состав сил РСГЗ могут войти:
спасательные воинские формирования МЧС России;
аварийно-спасательные службы и формирования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;
подразделения ФПС;
военизированные горноспасательные части;
специализированные формирования, создаваемые на военное время.
Для решения задач гражданской защиты могут создаваться и использоваться следующие резервы и запасы:
резервный фонд правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
единые резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти на мирное и военное время;
единые резервы финансовых и материально-технических ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов на мирное и военное время.
Таким образом, создание единой Российской системы гражданской защиты позволит в целом повысить ее эффективность за счет исключения дублирующих функций, повышения уровня квалификации и опыта специалистов, меньших затрат на содержание и функционирование системы, повышения оперативности реагирования на ЧС различного характера, комплексного применения при необходимости всех имеющихся сил и средств.
А.П. Токарев, А.А. Жирков
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 294.