Культура безопасной жизнедеятельности, культура экономики, общественно-политических решений в современных условиях объединяются понятием «ответственность» за принятие решений и их реализацию.
На феноменологическом уровне такой феномен, как «культура безопасной жизнедеятельности» (КБЖ), рассматривался многими современными авторами.
Прежде всего, следует обратить внимание на адекватность дефиниций. В этом смысле корректность терминов в области безопасности жизнедеятельности является неотъемлемой и необходимой составляющей культуры безопасности жизнедеятельности.
Следует отметить, что сам термин КБЖ, не вдаваясь в многочисленные его определения и их интерпретации, обладает информационной избыточностью. Такие свойства, как способность к самосохранению или даже самовоспроизведению, устойчивость, элементы обеспечения безопасности, заложены в первоначальном обобщенном понятии культуры. В пласт культуры, являющийся своеобразным «архивом» цивилизации, откладывается только то, что сохранится и в нужный момент станет действующим элементом безопасности индивидуума и социума, жизнедеятельности в целом [1].
Отметим, что и в термине «безопасность жизнедеятельности» присутствует аналогичная избыточность, потому что в самом понятии жизнедеятельность подразумевается такая деятельность, которая направлена на сохранение и безопасное самопродолжение жизни человека или любого другого живого объекта.
Тем не менее, введение в научный обиход этих терминов играет роль собирательной линзы, интегратора научной и образовательной деятельности в области гражданской защиты населения и объектов экономики.
Огромной силой обеспечения безопасности на уровне формирования культуры являются уставы, инструкции и наставления, которые «выписаны кровью» поколений.
Исследования в области взаимного соответствия и иерархической субординации между собой таких основополагающих понятий, как фундаментальная триада «Знания–Умения-Навыки» (ЗУН) и «Культура безопасности жизнедеятельности» (впрочем, как и другие созидательные отрасли человеческой деятельности, претендующие на «долгожительство»), обозначенные в работах [1 – 3], должны быть развиты в гуманитарном истолковании проблемы.
Это касается и педагогической деятельности по воспитанию и обучению молодого поколения на основе передачи традиции народа, понятий добра и зла, формирования у обучающихся ЗУН в области безопасной жизнедеятельности, переходящих в привычки [4].
То, какими ЗУН и чертами личности должен обладать будущий полноправный член общества, является основной заботой общества и государства. Недаром этому посвящен целый раздел «Нравственная культура общества и личности» дисциплины «Культурология».
А культурное развитие военнослужащих гражданской обороны, моральные нормы добра: честь, достоинство, долг, любовь, ответственность, справедливость, определение их места в социокультурном пространстве – это основная гуманитарная ценность всей системы гражданской защиты.
Литература
1. Мирмович Э.Г. Охрана памятников культурного наследия в системе гражданской защиты / 30 лет во имя безопасности. Сб. научно-технич. трудов. – М.: Голден-Би. 2006. – С. 369 – 371.
2. Мирмович Э.Г. Эколого-экономичес-кие основы культуры безопасности жизнедеятельности / В кн.: Доклады Х науч. симп. Вьетнамской научно-техн. ассоц. в РФ, 09.11.2008, Изд. Творчество, М., 2008. – С.136 – 147.
3. Мирмович Э.Г. Наука, образование и культура как трансграничный инструментарий гражданской защиты / В кн.: Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: «новый шёлковый путь» к культуре без границ. Сб.статей Междунар. симпоз. 20-21 мая 2009 года. Ёнгволь, Корея. Москва-Ёнгволь. 2009. – С. 27 – 31.
4. Фирсенков А.А., Ефстифеев А.В.Теоретическое обоснование понятия социокультурная среда воинской части войск гражданской обороны МЧС России / НиОПГЗ. Научный журнал. Химки: АГЗ МЧС России. № 3. 2010. – С. 79 – 83.
М.И. Хабнер, зав. кафедрой ОБЖ, ветеран ВОВ, В.Ф. Пилипенко, канд. юрид. наук, проф.,
Э.Г. Мирмович, канд. физ.-мат. наук, доц.
Московский институт открытого образования
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 313.