РОЛЬ КОДЕКСА РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСНАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГО, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС

Национальная безопасность любого государства, а также жизненно важные интересы каждого человека неразрывно связаны с защитой безопасности его жизнедеятельности, а также от ЧС техногенного и природного характера.

В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью в случае возникновения техногенных ЧС проживают около 80 млн. человек, т.е. 55 % населения страны.

Одной из основных причин возникновения техногенных аварий и катастроф является невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС. В качестве мер превентивного характера может выступать кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения в области предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе совокупность норм, устанавливающих административную ответственность за невыполнение установленных требований норм и правил в этой области, их правоприменительная практика подлежат анализу и исследованию.

Законодатель за последнее десятилетие не оставил без внимания вопросы защиты населения и территорий от ЧС, приняв ряд системообразующих законодательных актов. Среди них можно выделить ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др. Эти законы конкретизируют положения Конституции РФ о реализации права граждан на благоприятную среду обитания, безопасные условия труда, возмещение вреда их жизни и здоровью, на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц. Однако в некоторых законодательных актах последнего времени (ФЗ № 122, ФЗ № 131) обнаруживаются расхождения с ранее принятыми нормативными правовыми актами. В связи с этим роль КоАП РФ становится очень важной.

На мой взгляд, на настоящем этапе перед специалистами МЧС России стоят следующие задачи в области совершенствования законодательства при осуществлении государственного надзора в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС:

- выявление проблем установления административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в рамках действующего КоАП РФ;

- раскрытие юридической характеристики административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ;

- выявление проблем реализации административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС.

- исследование системы административных наказаний, применяемых за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС, порядка их назначения и исполнения;

- выявление особенностей производства по делам об административных правонарушениях за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС;

- исследование зарубежного опыта привлечения к административной ответственности за противоправные деяния в рассматриваемой области и возможности его применения в России.

Основанием для возложения административной ответственности за нарушения правил гражданской обороны служит факт нарушения правил должностными лицами, отвечающими за соответствующие вопросы в области гражданской обороны.

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства РФ в области гражданской обороны – статьей 20.7 Кодекса «Нарушение правил гражданской обороны».

В соответствии с пунктом 7 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, а также статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.7 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Кодекса только судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 статьи 19.4, ч.1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.7 Кодекса.

Так, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что виновные в невыполнении или не­добросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в об­ласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, неприня­тии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противо­правных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголов­ную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Под общественной безопасностью в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера понимается состояние защищенности населения и общества от аварий и катастроф на объектах промышленного и социального назначения, опасных природных явлений и других бедствий.

В последние годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями повышается. Расширен перечень противоправных деяний, за совершение которых установлена административная ответственность.

Действующая правоприменительная практика расходится с принципом неотравтимости наказания за совершённые нарушения законодательства и нормативов безопасности. Кроме того, учитывая, какие тяжелые последствия несут ЧС, необходимо отнесение правонарушений, предусмотренных ст. 20.6 и 20.7 КоАП РФ, к наиболее опасным, и, возможно, в этой связи повысить размер штрафных санкций, установленных Кодексом.

 

И.Е. Калинина, С.И. Долгов

 ООО «Газпром ВНИИГАЗ»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.