КАК МЕРА СНИЖЕНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одной из основных причин аварийности на автомобильном транспорте в чрезвычайных ситуациях является недостаточное профессиональное мастерство водителей

В существующих на сегодняшний день программах подготовки водителей, используемых в автошколах систем профтехобразования и ДОСААФ, не предусмотрено практического обучения действиям в критических дорожных ситуациях. В связи с чем, водители, призываемые как в МЧС России, так и в Вооруженные Силы Российской Федерации, не обладают достаточными навыками выполнения специфических задач военной службы с использованием автомобильной техники в экстремальных или других особых дорожных условиях. Кроме того, существует категория военнослужащих – водителей «группы риска», для которых умения и навыки действий в особых дорожных условиях являются неотъемлемой частью выполнения функциональных обязанностей.

Исходя из этого, с целью привития водителям-военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации всех категорий навыков универсальных и специальных приемов вождения в систему подготовки планируется дополнительно включить  контраварийную подготовку.

Контраварийная подготовка – это система обучения водителей приемам управления транспортными средствами в критических ситуациях дорожного движения. Цель этой системы состоит в обеспечении безопасности путем предупреждения опасных ситуаций, вопреки неблагоприятным условиям и ошибкам других участников дорожного движения.

Разработанная доктором педагогических наук, профессором Цыганковым Э.С. педагогическая система интенсивной контраварийной подготовки предусматривает шесть наиболее актуальных приемов управления автомобилем в критических ситуациях.

1. Повышение готовности к экстренным действиям.

Здесь предусматриваются требования к безопасной посадке, предустановке и контролю положения рук при поворотах в ситуациях удержания автомобиля на дуге поворота, "доворотах", выравнивании, стабилизации при заносах, правила скоростного руления одной и обеими руками, так называемого уступающего и опережающего компенсаторного руления, дросселирования, переключения передач, трогания на скользкой дороге и др.

2. Повышение эффективности торможения предполагает использование ряда приемов подготовки к экстренному торможению, выполнения экстренного прерывистого, ступенчатого, плавного торможения, приемов "газ-тормоз" и др.

3. Повышение управляемости и устойчивости в процессе поворота .

Эта группа приемов охватывает действия водителя при входе в поворот и в процессе его выполнения. Применяются так называемые "двойной" и "глубокий" вход, движение по "сглаживающей" и "ломаной" траекториям и другие приемы.

4. Активная безопасность при преодолении неровностей предполагает применение ряда нестандартных приемов, включающих широкий спектр управляющих воздействий на автомобиль. В том числе: искусственное изменение положения центра масс машины, применение так называемых "зацепа", "упора", стабилизации автомобиля в колее, при подбросах, подскоках, прыжках, использование гироскопического эффекта вращающихся масс автомобиля для его стабилизации при преодолении неровностей, эффекта так называемого "аквапланирования" при скоростном преодолении участка с водной поверхностью и др.

5. Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости.

Это действия при "сносах", "глубоком", "критическом", "ритмическом" и малоамплитудном заносах, поворот скольжением задней оси, развороты на 1800 передним и задним ходом ("полицейский разворот"), стабилизация автомобиля при вращении на 3600, а также силовое руление, стабилизация автомобиля при боковом опрокидывании и др.

6. Приемы, связанные с экстренным разгоном, экстренным и аварийным торможением.

Здесь, кроме так называемого "ударного разгона" рассматриваются разнообразные экстраординарные приемы торможения – боковым соскальзыванием, сносом всех колес, вращением и др.

При формировании программ и методик обучения по контраварийной подготовке должны быть учтены три принципиально важных блок-компонента. Это тренажерная подготовка, базовая автодромная подготовка и специальная подготовка по освоению способов преодоления сложных участков местности.

Для централизованной подготовки водителей-военнослужащих всех категорий по привитию навыков универсальных и специальных приемов вождения в Вооруженных Силах Российской Федерации планируется создание специального Центра контраварийной подготовки (далее по тексту – Центр).

Основными целями создания Центра являются:

- снижение аварийности в ходе эксплуатации автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации;

- обучение военнослужащих и привитие им устойчивых навыков действий в критических дорожных ситуациях

Основными функциями Центра являются:

- подготовка водителей для воинских частей специального назначения;

- подготовка преподавателей автомобильных кафедр военно-учебных заведений;

- подготовка водителей Ракетных войск стратегического назначения;

- подготовка должностных лиц Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации;

- подготовка водителей командного состава (от заместителя Министра обороны Российской Федерации до командира бригады включительно);

С целью снижения аварийности с участием военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на личном автотранспорте необходимо в системе профессионально – должностной подготовки офицеров и технической подготовки военнослужащих по контракту предусмотреть возможность их дополнительного обучения по контраварийной подготовке.

Контраварийная подготовка владельцев личного транспорта (кроме военнослужащих по призыву) может быть осуществлена на базе Центра путем набора групп обучаемых в добровольном порядке на возмездной основе.

По окончании занятий должен быть предусмотрен экзамен по оценке мастерства вождения. Для водителей успешно прошедшим обучение и сдавшим экзамен по мастерству вождения на «отлично» предлагается установить классную классификацию по специальности, а также ввести систему поощрений, в том числе, дополнительную надбавку к денежному содержанию (повышающий коэффициент «за профессиональное мастерство»).

Таким образом, при реализации замысла контраварийной подготовки в практику, будут отработаны все аспекты вождения военных водителей, как в мирное время, так и в условиях выполнения задач в зонах чрезвычайных ситуаций (вооруженных конфликтов).


И.Н. Елисеева

ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»


Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.