ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экстремальная психология, являясь достаточно молодой отраслью прикладной психологии, занимает в ней не отдельное обособленное место, а интенсивно вбирает, опыт, накопленный в других отраслях психологии. Закономерным этапом развития отрасли является существование нескольких определений экстремальной психологии, ее объекта, предмета и задач, и появления новых отраслей прикладной психологии со схожими объектом и предметом. В публикациях последнего времени можно найти определения «психологии катастроф», «экстремальной психологии», «психологии экстремальных ситуаций», «психологии чрезвычайных ситуаций», однако, как правило, остаются неясными границы этих отраслей психологии, объект и предмет.

Ключевым для понимания границ, объекта и предмета являются, с нашей точки зрения, рассмотрение понятий экстремальных, чрезвычайных, кризисных ситуаций, катастроф, экстремальности. Опираясь на логико-семантический анализ понятий «чрезвычайная ситуация», «экстремальная ситуация», «особые (экстремальные) условия», «катастрофа», «экстремальный» следует признать, что для описания прикладной отрасли психологии, занимающейся изучением закономерностей функционирования психики человека в экстремальных условиях более корректно использовать термин «экстремальная психология», как более точно описывающий предметную область.

Таким образом, предметом экстремальной психологии являются факты, механизмы и закономерности функционирования психики человека (в пределах психической нормы) и социально-психологические феномены в экстремальных условиях. Объектом экстремальной психологии является личность и социальная группа в экстремальных условиях.

Следовательно, экстремальная психология – это отрасль прикладной психологии, занимающаяся изучением закономерностей функционирования психики человека (в пределах психической нормы) и социально-психологических феноменов в экстремальных условиях. Можно выделить основные  «ветви» экстремальной психологии: психология личности и социальной группы в экстремальных условиях жизнедеятельности и психология деятельности в экстремальных условиях.

Исходя из единства, взаимосвязи объекта, предмета и методов науки, к задачам экстремальной психологии можно отнести:

1. Исследование структурных элементов предмета экстремальной психологии: лич­ности специалистов, работающих в экстремальных условиях; личности, находящейся в экстремальных условиях жизнедеятельности; социальных групп в этих условиях; психические состояния, возникающие в этих условиях; психологических последствий пребывания в этих условиях; факторов детерминирующих психическое состояние, поведение, деятельность, социально-психологические феномены в этих условиях;

2. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптация для целей экстремальной психологии методик и методов, разра­ботанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

3. Обеспечение психологической практики знанием в области экстремальной психологии, разработки теории и методики психологического сопровождения;

4. Популяризация знаний в области экстремальной психологии и транслирование их широкой непсихологической аудитории;

5. Теоретическое и методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов-психологов в области экстремальной психологии.

Проблемы экстремальной психологии представлены широким спектром в диссертационных исследованиях по различным специальностям психологических наук, а также были затронуты в диссертационных исследованиях в смежных научных отраслях: биологических, технических, философских, педагогических, медицинских и военных науках.

Анализ структуры проблемного поля экстремальной психологии проводился с использованием метода тематической классификации сведений, содержащихся в "Летописи авторефератов диссертаций" Российской книжной палаты за 2005-2009 гг. Выбор указанного периода, в рамках которого выделялись актуальные проблемы экстремальной психологии, обусловлен тем, что именно в этот период завершились основные преобразования в российском обществе и науке и его можно охарактеризовать как относительно стабильный период их развития.

Исходные категории тематической классификации были выбраны согласно рубрикатору отраслей, направлений и проблем психологии по В.А. Кольцовой и Н. Шишловой – экстремальная психология: общие вопросы; психология деятельности в экстремальных условиях; психология личности и группы в экстремальных ситуациях.

По результатам тематической классификации диссертационных исследований можно сделать вывод о том, что в проблемном поле экстремальной психологии преобладают проблемы психологии деятельности в экстремальных условиях, в значительно меньшей мере представлены проблемы личности и группы в экстремальных ситуациях, в соотношении (2,4:1). Общие проблемы экстремальной психологии рассматриваются в работах, посвященных культурно-историческому подходу к стрессу и стрессоустойчивости, психологии и психофизиологии посттравматического стресса, системному исследованию страха, личностным детерминантам устойчивости к стрессу. Поэтому проблемы психологии личности в экстремальных ситуациях можно классифицировать по следующим темам: психические состояния и поведение человека в экстремальных ситуациях, психологические последствия экстремальных ситуаций, проблемы оказания психологической помощи человеку в постэкстремальный период, проблемы информационно-психологической безопасности.

Проблемы психологии деятельности в экстремальных условиях представлены значительно более широким спектром проблем: экзистенциальные проблемы профессиональной деятельности в экстремальных условиях, проблемы психических, психофизиологических состояний в профессиональной деятельности, проблемы профессиографического описания профессий, проблемы адаптации к условиям профессиональной деятельности и дезадаптации, проблемы профессиональных деформаций и деструкций, проблемы психологического отбора и оценки профессиональной пригодности, проблемы формирования психологической готовности и подготовки к профессиональной деятельности, профессионального становления специалистов, психологической помощи специалистам, управленческой деятельности в экстремальных условиях, семейных отношений в связи с профессиональной деятельностью.

Значительное количество проблем психологии деятельности в экстремальных условиях, отраженных в диссертационных исследованиях, свидетельствует с одной стороны о проработанности этих проблем, с другой стороны – об актуальности, вызванной динамичными изменениями в организации и специфике профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля. Недоразработанность проблем психологии личности и группы в экстремальных ситуациях свидетельствует о перспективности разработки этого направления.

 

Е.И. Загайнова

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 389.