26 декабря 2010 года в 9.30 произошло отключение электричества в аэропорту Домодедово по причине неблагоприятных погодных условий, дождя и низких температур, обледенения и обрыва высоковольтных контактных сетей электропитания. На территории аэропорта находились 2500 пассажиров.
В 10.00 26.12.2010 аэропорт закрыт на прилет воздушных судов. Прилетающие самолеты перенаправлены в аэропорта Внуково и Шереметьево. Вылеты задержаны по причине отключения оборудования (технически не возможно оформить документы и багаж пассажиров).
В 15.00 26.12.2010 произведен монтаж, установка и запуск генератора на 400 кВт и подключено аварийное освящение. Создан оперативный штаб. Развёрнута видеоконференцсвязь, начали работу 4 дизельных подстанции на взлетную полосу.
В 16.00 26.12.2010 с помощью генератора на 400 кВт подключена правая галерея аэропорта, ведутся работы по подключению центральной галереи аэропорта и по восстановлению «системы регистрации» и негабаритных лифтов. Производится монтаж, установка и запуск генератора на 135 кВт.
Началась регистрация и посадка пассажиров на авиарейсы, частичная отправка и прием авиарейсов.
С 14.30 27.12.2010 аэропорт работает на 90 % в штатном режиме, задействованы все системы. Подключено все 6 островов регистрации, обе ВПП, зоны прилета внутренних и международных рейсов. На территории находится около 8000 пассажиров.
Генератор на 400 кВт подключен к клиентской зоне для разгрузки основного фидера, генератор на 135 кВт подключен на сортировку багажа.
Проводятся работы по подключению резервной линии.
Группировка сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) в аэропорту «Домодедово» приведена в табл. 1.
Таблица 1
Группировка сил и средств
по ликвидации ЧС в аэропорту Домодедово
№ п/п | Подразделение | Кол-во техники | Кол-во человек | Кол-во генерат./мощн. | Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ЦОР | 1 | 4 | 1/3 | ВКС, освещение штаба |
2 | ПСЧ-214 | 1 | 3 | 2/2,5 | Освещение стойки информации |
3 | ПСО-5 | 1 | 2 | 1/2 | Освещение справочной (3-й подъезд) |
4 | ПСО-2 | 1 | 3 | 1/3 | Освещение внутренней стороны 3-го подъезда |
5 | УЦ (АСО) | 1 | 4 | 1/6 | Освещение таможенного пункта приема международных сообщений |
6 | ПСО-17 | 1 | 3 | 1/2,5 | Освещение зала прилета международных линий |
7 | ЦРПСО | 1 | 6 | 2/2,5 | Освещение зала регистрации |
8 | ПТЦ | 1 | 3 | 1/2 | Освещение фасада (1-йподъезд) |
9 | ГИБДД | 4 | 8 | Регулировка дорожного движения | |
10 | СМП | 3 | 6 | Оказание медицинской помощи | |
11 | Медицина катастроф | 2 | 6 | Оказание медицинской помощи | |
12 | МВД | 20 | Обеспечение правопорядка | ||
Итого | 17 (из них МЧС-8) | 68 (из них МЧС-28) | 10 |
Временные показатели прибытия сил и средств в аэропорт «Домодедово» показали, что они не превышают нормативные требования.
В 17.30 27.12.2010 подключены обе подстанции, планируется работа аэропорта в штатном режиме.
В результате работы совместной группы Главного управления МЧС России по Московской области и Академии гражданской защиты было установлено следующее.
Причиной отключения электроэнергии в аэропорту Домодедово явилось выход из строя двух подстанций (№ 663 и № 425) в результате неблагоприятных погодных условий, дождя и низких температур, обледенения и обрыва высоковольтных сетей электропитания.
Наличие агрегатов питания малой мощности у обеспечивающих служб позволило поддерживать в рабочем состоянии канализацию, подачу воды, серверные персональных компьютеров, аварийное освещение. Взлетно-посадочные полосы непрерывно работали от автономных источников питания, что позволило принять еще 20 авиарейсов. Однако имеющихся мощностей не хватило на работу системы регистрации, таможенного контроля и багажного отделения.
Доставленные дополнительные генераторы на 400 кВт и 135 кВт позволили осуществить работу структурных элементов аэропорта практически в полном объеме.
Проведенные аварийно-восстановительные работы позволили к 5.00 28.12.2010 полностью восстановить электроснабжение аэропорта.
Аэропорт работает в штатном режиме без приема и отправки авиарейсов.
Развитие данного техногенного сбоя можно квалифицировать как стечение неблагоприятных обстоятельств, так как по оценке экспертов аэропорт Домодедово отвечает требованиям безопасности международных стандартов.
Таблица 2
Предложения по снижению риска возникновения ЧС, аналогичных имевшим место
в аэропорту Домодедово
№ п/п | Содержание предложений |
1 | Организовать работу по оценке последствий критических чрезвычайных ситуаций (полное отключение электроэнергии, прекращение подачи воды, тепла и т.д.) для таких объектов, а также выработке предложений по оперативному реагированию на сложившееся чрезвычайные ситуации |
2 | Уточнить требования нормативных правовых документов в части обеспечения объектов с длительным массовым пребыванием людей и объектов жизнеобеспечения резервными автономными источниками энергоснабжения необходимой мощности |
3 | Пересмотреть структуру и содержание паспорта безопасности на предмет расчета риска возникновения природных и техногенных ЧС аналогичного характера |
4 | Предусмотреть возможность прокладывания линий электропередач под землей, являющееся мероприятием по повышению устойчивости функционирования объектов в ЧС |
5 | Предусмотреть в планирующих документах порядок освобождения парковочных стоянок у здания аэропорта от транспортных средств для обеспечения подъезда специальной техники |
6 | Провести оценку соответствия имеющихся сил и средств возможным объемам работ при ликвидации последствий ЧС |
7 | Провести анализ возможности подключения аэропорта к другим трансформаторным подстанциям района в случае ЧС |
8 | Работу надзорных органов МЧС России ориентировать на создание достаточного количества сил и средств для ликвидации последствий возможных ЧС |
Предварительная работа с документами, представленными сотрудниками аэропорта, показала следующее.
Работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в аэропорту организована в соответствии с требованиями нормативных документов.
Разработан и согласован в 2007 году «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного и природного характера международного аэропорта Домодедово», откорректирован по состоянию на 1 декабря 2010 года.
Разработан и утвержден План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС аэропорта Домодедово на 2011 год.
Предыдущие планы разработаны, согласованы, отчетные документы в наличии. Паспорт безопасности международного аэропорта Домодедово разработан и согласован с ГУ МЧС России по Московской области.
Вместе с тем во всех планирующих документах отсутствует прогнозирование и действия по реагированию на ЧС такого характера (полное отсутствие энергоснабжения).
В табл. 2 приведены предложения по снижению риска возникновения аналогичных чрезвычайных ситуаций.
И.Е. Исаева, студ.
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.