Кроме этого, согласно пункту 15 Правил N 1036 потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной. Порядок введения режима коммерческой тайны содержится в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Право потребителей на свободу выбора
На основании пункта 16 Правил N 1036 исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда предоставление льгот для отдельных категорий потребителей предусмотрено законом.
При этом согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 2300-1 нельзя связывать приобретение одной услуги с обязательным приобретением другой. В противном случае потребитель имеет право на возмещение убытков. Например, меню предусмотрен комплексный обед. Однако потребитель вправе заказать одно или несколько блюд из входящих в комплекс, оплатив его по соответствующей цене.
Исполнитель также не вправе без согласия потребителя оказывать ему дополнительные услуги за плату. Например, потребитель заказал обеденное блюдо. Дополнительно к заказу ему подан аперитив, стоимость которого включена в счет. Это неправомерно, и потребитель вправе отказаться от оплаты аперитива, а если уже оплатил - потребовать возврата уплаченной суммы на основании пункта 3 статьи 16 Закона N 2300-1 и пункта 24 Правил N 1036.
Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Свобода выбора потребителя также заключается в том, что он согласно статье 32 Закона N 2300-1 вправе в любой момент отказаться от заказа при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Право потребителей на надлежащее качество услуг
Согласно пункту 19 Правил N 1036 потребитель имеет право на получение услуг, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.
В заказе могут быть изложены требования потребителя по срокам оказания услуги, по объему, по ассортименту, по цене и так далее. При этом, если потребитель дает указания, которые могут снизить качество услуги, исполнитель обязан сразу сообщить об этом потребителю.
Если потребитель по-прежнему будет настаивать на выполнении его указаний, то исполнителю лучше отказаться от оказания услуги, потребовав полного возмещения убытков, потому что он будет нести ответственность за некачественные услуги независимо от выполнения указаний потребителя.
Объем подаваемых блюд должен строго соответствовать перечню, указанному в меню. При этом согласно пункту 21 Правил N 1036 исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания.
Право потребителей на безопасность услуги
Согласно статье 7 Закона N 2300-1 потребитель имеет право на безопасность оказываемых услуг для его жизни, здоровья, имущества, окружающей среды. Данное право тесно связано с правом потребителя на качество услуги, поскольку некачественные услуги общественного питания нередко создают угрозу здоровью потребителя. Безопасность услуг обеспечивается соблюдением исполнителем обязательных условий и требований.
Требования по безопасности изложены в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 17 названного Закона исполнитель обязан приготовлять блюда в соответствии с техническими документами при соблюдении требований нормативных документов.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона N 29-ФЗ при приготовлении блюд нужно использовать сырье, соответствующее требованиям нормативных документов.
Если приготовленная продукция оказалась некачественной, то исполнитель обязан немедленно приостановить ее изготовление на срок, необходимый для устранения причин ненадлежащего качества продукта. Если устранить такие причины невозможно, то исполнитель должен прекратить изготовление продукции, изъять ее у потребителей, организовать ее экспертизу, утилизацию или уничтожение в соответствии с пунктом 8 статьи 17 Закона N 29-ФЗ.
Исполнитель обязан устанавливать для приготовленных им блюд сроки годности, так как без них реализация блюд запрещена на основании пункту 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ. По истечении сроков годности продукция непригодна к использованию и представляет опасность для потребителя.
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 23 Правил N 1036 к оказанию услуг общественного питания допускаются только работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.
Помимо безопасности пищевых продуктов исполнитель обязан обеспечить и безопасность присутствия потребителя в зале обслуживания, в частности, должна быть исключена возможность причинения вреда ему, а также его имуществу.
Последствия нарушения прав потребителей
В случае если рассмотренные выше права потребителя были нарушены, он вправе обратиться к организации общественного питания с требованиями, перечисленными ниже.
Статья 12 Закона N 2300-1 предусматривает ответственность исполнителя за непредставление информации об услуге. Если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить такую информацию, он вправе потребовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При этом, если в результате непредставления информации услуга оказалась не соответствующей ожиданиям потребителя, то наступают последствия, предусмотренные Законом N 2300-1 для случаев оказания некачественных услуг. Если из-за отсутствия информации потребителю причинен вред, то он вправе требовать его возмещения.
Согласно статье 16 Закона N 2300-1 убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор, возмещаются исполнителем в полном объеме. Кроме того, как уже отмечалось, при оказании дополнительных услуг потребителю за плату без его согласия потребитель вправе отказаться от их оплаты, а если они оплачены - потребовать возврата уплаченной суммы.
Закон N 2300-1 предусматривает различные последствия нарушения сроков оказания услуги и обнаружения иных недостатков. Так, в соответствии со статьей 28 Закона N 2300-1 при нарушении исполнителем срока оказания услуги потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок, указав его в договоре;
- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены;
- отказаться от исполнения договора. При этом исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, а также платы за оказанную услугу, за исключением случаев, если потребитель ее принял.
Однако если исполнитель докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя, то перечисленные выше требования потребителя удовлетворению не подлежат.
При обнаружении недостатков оказанной услуги согласно статье 29 Закона N 2300-1 потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков, а если они не будут устранены в согласованный срок - отказаться от заказа;
- соответствующего уменьшения цены;
- безвозмездного приготовления другого аналогичного блюда, повторного оказания услуги. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему продукцию;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или с помощью третьих лиц;
- расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки исполнения услуги или иные существенные отступления от условий договора. Существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, а также выявляющийся неоднократно или проявляющийся вновь после его устранения либо другие подобные недостатки.
Пример. Гражданин Петров Петр Петрович сделал в ресторане предварительный заказ блюд к 19:00. К указанному сроку блюда приготовлены не были. В ресторане ему сообщили, что блюда будут готовы к 20.:00. Потребителя такой вариант не устроил, и он ушел. В этом случае затраты на приготовление блюд ресторан возлагать на Петрова Петра Петровича не вправе.
В случае нарушения сроков и обнаружения иных недостатков потребитель вправе требовать также полного возмещения убытков, уплаты неустойки (пени) в размере 3% цены услуги за каждый день (или час, если срок определен в часах) просрочки оказания услуги или устранения недостатков, но не более цены услуги.
Согласно статье 13 Закона N 2300-1 убытки подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона N 2300-1 договором между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.
Статьей 31 Закона N 2300-1 определены сроки, в течение которых заявленные требования потребителя должны быть удовлетворены. Так, требования об уменьшении цены, о возмещении расходов по устранению недостатков, о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, должны быть удовлетворены в десятидневный срок. Требование о безвозмездном приготовлении другого аналогичного блюда, повторном оказании услуги должно быть выполнено в срок, предусмотренный договором для первоначальной услуги.
Кроме того, если вследствие недостатков был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, то согласно статье 14 Закона N 2300-1 исполнитель должен возместить вред в полном объеме, если не докажет, что он причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления услуги.
Статья 15 Закона N 2300-1 предусматривает возмещение как имущественного, так и морального вреда потребителю. Размер компенсации морального вреда законодательно не установлен, и в каждом конкретном случае он определяется судом. Обязанность возмещения морального вреда не зависит от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Кроме этого, договором могут быть предусмотрены дополнительные меры ответственности исполнителя за нарушение прав потребителя. Помимо гражданско-правовой ответственности, предусмотренной Законом N 2300-1, за нарушение прав потребителя на исполнителя также может быть возложена административная и уголовная ответственность.
Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность должностных и юридических лиц:
- за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ (статья 14.4 КоАП РФ);
- за обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ);
- за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (статья 14.8 КоАП РФ).
За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.
Таким образом, Законом N 2300-1 предусмотрено достаточное количество механизмов защиты прав потребителей. Однако в любом случае спор до суда лучше не доводить. Если судом будет установлено, что права потребителя действительно нарушены, то у исполнителя могут возникнуть дополнительные неблагоприятные последствия, которых можно избежать, удовлетворив требования потребителя добровольно.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 232.