ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Радость покупателя от покупки технически сложного товара может омрачить ситуация, когда последний не соответствует требуемому качеству. В этом случае покупатель может потребовать замены товара, а то и вовсе отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченных денежных средств. В общем случае закон отводит покупателю на такие действия всего пятнадцать дней со дня покупки. Правда, в некоторых случаях срок предъявления претензий со стороны покупателя может быть увеличен.

О применении перечня технически сложных товаров и пойдет речь в настоящем материале.

 

Вначале отметим, что к техническим сложным товарам относятся товары, включенные в специальный Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" (далее - Перечень N 924).

Согласно Перечню N 924 технически сложными товарами признаются:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.

14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).

Особенность данного вида товаров состоит в том, что при покупке некачественного технически сложного товара права потребителя на его замену или отказ от исполнения договора купли-продажи реализуются в особом порядке.

Как известно, основной обязанностью любого продавца, в том числе и розничного, где покупателями, как правило, выступают граждане, является предоставление покупателю товара надлежащего качества.

Напомним, что правовые основы договора розничной купли-продажи установлены параграфом 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом пунктом 3 статьи 492 ГК РФ прямо установлено, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Сегодня защита прав потребителей товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

В силу общего правила статьи 4 Закона РФ N 2300-1 надлежащим качеством товара признается соответствие его договору.

Если в договоре условий о качестве товара не содержится, то качество товара определяется его пригодностью для использования в целях, для которых такой товар обычно используется.

В тех случаях когда покупатель заранее предупреждает продавца о конкретной цели приобретения товара, то качество покупки определяется пригодностью товара для использования в таких целях.

При продаже товара по образцу и (или) описанию товаром надлежащего качества признается товар, соответствующий образцу и (или) описанию.

При этом нужно иметь в виду, что при наличии обязательных требований к товару, установленных законодательно, товар должен соответствовать этим требованиям, на что прямо указано в пункте 5 статьи 4 Закона РФ N 2300-1. Причем соответствие таким требованиям в обязательном порядке подтверждается специальными документами - сертификатом соответствия или декларацией о соответствии.

При этом Законом РФ N 2300-1 для продавцов и изготовителей товара предусмотрены дополнительные требования к качеству товара. В частности, товар должен быть безопасен как для жизни и здоровья самого потребителя, так и для окружающей среды. Кроме того, он не должен наносить вреда имуществу потребителя. В некоторых случаях на товар должен устанавливаться срок службы, срок годности, гарантийный срок, а при продаже товара продавец обязан представить его покупателю всю необходимую информацию о товаре.

Права потребителя, купившего некачественный товар, перечислены в статье 18 Закона РФ N 2300-1. На основании пункта 1 статьи 18 Закона РФ N 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

 

Обратите внимание! При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ N 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 

Причем по основной массе товаров срок предъявления таких требований зависит от наличия у приобретенного товара срока годности или гарантийного срока.

В силу пункта 1 статьи 19 Закона РФ N 2300-1 по товарам, имеющим срок годности или гарантийный срок, потребитель вправе предъявить свои требования, если недостатки товара выявлены им в течение гарантийного срока или срока годности.

По тем товарам, на которые срок годности или гарантийный срок не установлен, указанные требования предъявляются потребителем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или самим договором на покупку товара.

Если же речь идет о покупке некачественного технически сложного товара, то при обнаружении в нем недостатков потребитель вправе в течение пятнадцати дней со дня передачи ему товара (пункт 1 статьи 18 Закона РФ N 2300-1):

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;

- предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Причем в данном случае неважно, являются недостатки товара существенными или нет, на что обращено внимание в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

О том, что позиция арбитров по этому поводу не изменилась, говорит и Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018 (далее - Обзор ВС РФ).

В частности, в пункте 5 Обзора ВС РФ сказано, что выявление производственных недостатков в автомобиле в течение 15-дневного срока со дня его передачи покупателю является основанием для расторжения договора купли-продажи независимо от того, устранимы они или нет.

 

Для справки. К существенному недостатку товара Закон РФ N 2300-1 относит неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

 

По истечении этого срока указанные требования по технически сложному товару подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных Законом N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 

Обратите внимание! При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ N 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 

Все названные требования предъявляются потребителем либо продавцу товаров либо уполномоченным изготовителем организациям или коммерсантам.

В то же время потребовать замены товара на товар этой же марки (модели и (или) артикула), а также незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребитель может и у изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за покупку денег, на что указывает пункт 3 статьи 18 Закона РФ N 2300-1.

При этом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки некачественного товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (пункт 5 статьи 18 Закона РФ N 2300-1).

Например, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств при электронных или безналичных расчетах (пункт 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона РФ N 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Потребитель также вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку и хранение товара.

Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона РФ N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом РФ N 2300-1.

Напоминаем, что в силу статьи 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним относятся землетрясения, наводнения, засухи и тому подобные стихийные природные явления, а также общественные явления (войны, эпидемии, широкомасштабные забастовки, объявление карантина).

 

Обратите внимание! В статье 401 ГК РФ прямо перечислены некоторые обстоятельства, которые не могут быть отнесены к непреодолимой силе. В частности, таковыми не признаются нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке необходимых для исполнения обязательства товаров или отсутствие необходимых денежных средств.

В силу статьи 21 Законом РФ N 2300-1 продавец, получивший от потребителя некачественный технически сложный товар, по общему правилу обязан произвести его замену в течение семи дней со дня предъявления претензии потребителя.

Если по товару проводилась дополнительная проверка качества, то срок обмена увеличивается до 20 дней.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления претензии потребителя отсутствует необходимый для замены товар, то замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Причем за просрочку выполнения своих требований потребитель может потребовать у продавца выплаты неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.

Если продавец отказался в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, то последний вправе обратиться в суд.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (пункт 6 статьи 13 Закона РФ N 2300-1).

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 200.