И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТОВАРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Способами обеспечения возможности использования товара по назначению в течение срока службы являются его ремонт и техническое обслуживание. Причем обеспечить указанные процедуры обязан не кто иной, как изготовитель товара. Данная обязанность изготовителя товарной продукции предусмотрена законодательством в области защиты прав потребителей.

 

Для начала напомним, что отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

 

Для справки. Под изготовителем в Законе РФ N 2300-1 понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. В свою очередь, продавцом считается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

 

Помимо указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на что указывает пункт 1 статьи 1 Закона РФ N 2300-1.

В сфере защиты прав потребителей, пожалуй, основной обязанностью продавца является предоставление покупателю товара надлежащего качества.

Статьей 4 Закона РФ N 2300-1 установлено, что надлежащим качеством товара признается:

- соответствие его договору;

- пригодность для использования в целях, для которых такой товар обычно используется;

- пригодность для использования в целях, для которых такой товар приобретается покупателем (покупатель в этом случае должен поставить в известность продавца о целях приобретения товара);

- соответствие товара образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию);

- соответствие обязательным требованиям, предъявляемым к товару, установленным законодательством.

Для продавцов и изготовителей товара законодателем предусмотрены дополнительные требования к качеству товара:

- товар должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должен причинять вреда имуществу потребителя;

- на товар в некоторых случаях необходимо установление срока службы, срока годности, гарантийного срока;

- обязательно раскрытие информации как об изготовителе и продавце, так и о товаре.

 

Обратите внимание! Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть представлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Продавец, не представивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 3 статьи 18 Закона РФ N 2300-1, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

 

Обратите внимание! С 01.01.2019 за недостоверную информацию о товарах отвечать будут не только продавцы товаров, но и владельцы интернет-агрегаторов, на что указывает Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 250-ФЗ).

В качестве владельцев интернет-агрегаторов будут выступать владельцы интернет-ресурсов (организации и предприниматели), с помощью которых можно приобретать товары через Интернет. Сейчас деятельность лиц, которые не продают самостоятельно товары в Интернете, но получают за них оплату, законодательно не урегулирована, в силу чего они не подпадают под законодательство о защите прав потребителей. Со следующего года, благодаря вступлению в силу Закона N 250-ФЗ, этот правовой пробел будет устранен.

 

Согласно статье 5 Закона РФ N 2300-1 на товары длительного использования изготовитель вправе устанавливать срок службы, то есть период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки товара.

Однако если товар длительного пользования по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, то здесь речь идет уже не о праве изготовителя, а обязанности установления такого срока.

 

Для справки. Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".

 

При этом срок службы товара может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара).

Для того чтобы потребитель мог использовать товар в полной мере в течение всего срока службы, изготовитель обязан обеспечить в течение этого срока ремонт и техническое обслуживание товара (статья 6 Закона N 2300-1).

При этом законодатель предоставил изготовителю возможность выпуска и поставки в торговые и ремонтные организации (сервисные центры) запасных частей, нужных для ремонта.

Данные поставки запасных частей производятся в течение всего срока производства товара, а после снятия его с производства - в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона РФ N 2300-1 в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Такое требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Закона РФ N 2300-1 требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

 

Обратите внимание! Если существенный недостаток товара выявлен по истечении двух лет со дня его передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, требование о расторжении договора купли-продажи может быть заявлено потребителем только к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). При этом потребитель обязан доказать, что выявленный недостаток является существенным и что он возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Такой вывод следует из пункта 7 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.10.2018.

 

В случае если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения, с учетом обычно применяемого способа (пункт 1 статьи 20 Закона РФ N 2300-1).

Обращаем ваше внимание на то, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней.

Как уже было отмечено, обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания товара является одним из способов обеспечения возможности использования товара по назначению в течение его срока службы.

Статьей 5 Закона РФ N 2300-1 предусмотрена обязанность обеспечения возможности использования товара (работы) по назначению, которая возлагается на изготовителя товара и исполнителя работы, которые вправе (а в случае с товаром (работами) длительного пользования - обязаны) устанавливать сроки службы соответственно на товары и работы.

Вместе с тем статьей 6 Закона РФ N 2300-1 обязанность обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания возлагается лишь на изготовителя товара. В таком решении сказывается различие в характере изделий, изготовленных по индивидуальному заказу и в серийном порядке.

В первом случае обеспечение возможности использования вещи по назначению должно обеспечиваться, очевидно, другими методами, хотя и не исключено использование для этих целей ремонта и технического обслуживания соответствующих изделий. Ответственность за правильность определения объема и ассортимента запасных частей, поставку их соответствующим предприятиям торговли и по техническому обслуживанию и ремонту несет изготовитель.

На нем лежит также ответственность за создание необходимого количества предприятий по техническому обслуживанию и ремонту либо заключение на эти работы договоров с другими организациями.

Эти обязанности изготовителей совпадают с их собственными интересами, поскольку заставляют планировать оптимальный объем и ассортимент производства запасных частей, позволяют повысить конкурентоспособность продукции и объем товарооборота, обезопасить себя от возможных необоснованных претензий.

Во избежание претензий изготовитель должен документально фиксировать начало производства товара и дату снятия его с производства.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение изготовителем своих обязанностей может выражаться в отсутствии в продаже либо в предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту необходимых запчастей, отказе в обслуживании или ремонте по другим причинам, отсутствии предприятий такого рода.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения изготовителем своих обязанностей потребитель вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков в соответствии со статьей 13 Закона N 2300-1. При этом изготовитель может быть освобожден от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным статьей 1098 ГК РФ.

Напомним, что под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). К ним относятся землетрясения, наводнения, засухи и тому подобные стихийные природные явления, а также общественные явления (войны, эпидемии, широкомасштабные забастовки, объявление карантина, другое).

Нарушение обязанностей со стороны контрагентов изготовителя, отсутствие на рынке нужных ресурсов, равно как и отсутствие у изготовителя необходимых денежных средств, к таким обстоятельствам не относятся!

В связи с обязанностью изготовителя обеспечить техническое обслуживание и ремонт товаров возникает вопрос об объемах поставки и географических границах этой обязанности. Что касается объемов поставки запасных частей, то они должны определяться объемом выпуска и надежностью товара, а также сложностью ремонта и технического обслуживания.

География поставки запасных частей в торговлю и на ремонтные предприятия должна определяться местонахождением покупателя - торгового предприятия по договору поставки.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 236.