За нарушение прав потребителей продавцы, равно как исполнители, уполномоченные организации или уполномоченные индивидуальные предприниматели, импортеры, несут ответственность, предусмотренную Законом о защите прав потребителей. Об ответственности продавца за нарушение прав потребителей вы можете узнать, прочитав данную главу.
Вначале отметим, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами России.
При этом отношения, возникающие между потребителями и продавцами товаров, непосредственно регулируются Законом РФ N 2300-1, который не только устанавливает права потребителей на приобретение безопасных во всех отношениях товаров надлежащего качества, получение соответствующей информации о товарах и их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту интересов потребителей, но и определяет механизм реализации этих прав.
Для справки. Под потребителем в данном случае понимается гражданин, имеющий намерение приобрести, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семенных, домашних и иных нужд, не связанных с ведением бизнеса. В свою очередь, к продавцам относятся как организации, независимо от их организационно-правовой формы, так и коммерсанты, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Ответственности продавца за нарушение прав потребителей посвящена статья 13 Закона РФ N 2300-1.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона РФ N 2300-1 за нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При этом ответственность продавца наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Такое определение неустойки дает статья 330 ГК РФ.
Как известно порядок расчета за товар определяется договором купли-продажи, и, как правило, в условиях розницы при покупке товар оплачивается сразу. Вместе с тем в некоторых случаях розничные покупки могут оплачиваться и предварительно, в частности при продаже товаров дистанционным способом. В этом случае на основании пункта 1 статьи 23.1 Закона РФ N 2300-1 договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец, получивший предварительную оплату в размере, установленном договором, не исполнил обязанность по передаче товара в установленный срок, то потребитель вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Кроме того, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Причем удовлетворить требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков продавец обязан в течение десяти дней со дня предъявления ему соответствующего требования (пункт 4 статьи 23.1 Закона РФ N 2300-1).
Правда, если продавец сможет доказать, что нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине самого потребителя, то удовлетворять вышеназванные требования потребителя продавец не будет.
Пунктом 3 статьи 23.1 Закона N 2300-1 предусмотрено, что за каждый день просрочки передачи оплаченного товара потребитель вправе рассчитывать на неустойку в размере 0,5% суммы предварительной оплаты. При этом сумма неустойки считается со дня передачи товара, предусмотренного договором, до дня передачи товара потребителю или до дня возврата потребителю суммы, уплаченной за товар. Максимальный размер неустойки ограничен: она не может превышать сумму предварительной оплаты товара, что подтверждается и материалами Постановления ФАС Уральского округа от 26.08.2009 N Ф09-6342/09-С4 по делу N А50-18075/2008.
Обратите внимание! В отличие от убытков, которые потребителю придется предварительно доказывать, неустойка начисляется автоматически. Причем уплатить ее продавец должен в добровольном порядке. В противном случае потребитель может обратиться в суд за защитой своих прав.
Если продавец не удовлетворил законные претензии потребителя до обращения в суд, ему грозит штраф, размер которого составляет 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований потребителя в добровольном порядке. На это указывает пункт 6 статьи 13 Закона РФ N 2300-1. Причем заявлять требование о взыскании штрафа потребителю в исковом заявлении вовсе не обязательно, что подтверждается пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" и пунктом 15 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018.
Для справки. При подаче искового заявления о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается, только если цена иска не превышает 1 000 000 руб. Такие правила вытекают из пункта 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 3 статьи 17 Закона РФ N 2300-1.
Если иск потребителя выше, то при подаче заявления в суд госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб. На это указывают подпункт 4 пункта 2 и пункт 3 статьи 333.36 НК РФ.
В части возмещения убытков потребителя отметим, что согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" сказано, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением продавцом его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности.
При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки, установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем.
При определении причиненных потребителю убытков в соответствии с пунктом 3 статьи 393 ГК РФ суду следует исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя, на день вынесения судебного решения, если Законом N 2300-1 или договором не предусмотрено иное.
Помимо имущественной ответственности за нарушение прав потребителя продавец может столкнуться также с возмещением потребителю морального вреда.
Согласно статье 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
При нанесении потребителю морального вреда суд может обязать продавца выплатить потребителю денежную компенсацию.
Для возникновения права на компенсацию морального вреда необходимо одновременное наличие следующих условий:
- претерпевание гражданином морального вреда, то есть физических или нравственных страданий;
- противоправное действие (бездействие) причинителя вреда, нарушающее принадлежащие гражданину неимущественные права или посягающее на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага;
- причинная связь между противоправным действием (бездействием) и моральным вредом;
- вина причинителя вреда.
Причинителями вреда, в соответствии со статьей 15 Закона РФ N 2300-1, могут быть изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. Из этого следует, что возмещение морального вреда может быть непосредственно возложено на каждого из указанных лиц, которые, в свою очередь, несут ответственность за причинение потребителю морального вреда в результате своих собственных действий (бездействия), не входящих в функции, возложенные на них по договору с изготовителем или продавцом товара. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
О том, что компенсация морального вреда представляет собой способ защиты неимущественных прав потребителей, свидетельствует арбитражная практика, о чем, в частности, говорит Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 N 1403-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дуганова Павла Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации".
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).
Отметим, что действующее российское законодательство и современные реформы по сей день так и не способствовали укреплению позитивных тенденций в вопросах возмещения морального вреда и его размера. Суды в нашей стране неохотно выносят решения о компенсации морального вреда, а сам размер компенсации, как правило, является мизерным.
Выше уже было отмечено, что продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом РФ N 2300-1. На это прямо указано в пункте 4 статьи 13 Закона РФ N 2300-1.
Согласно статье 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним относятся землетрясения, наводнения, засухи и тому подобные стихийные природные явления, а также общественные явления (войны, эпидемии, широкомасштабные забастовки, объявление карантина, другое).
При этом в силу прямого указания закона к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. О том, что названные обстоятельства не могут быть отнесены к непреодолимой силе, говорит и правоприменительная практика, например Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2013 по делу N А63-2182/2013, ФАС Уральского округа от 15.12.2009 N Ф09-10098/09-С1 по делу N А60-17667/2009-С9 и другие.
Так как нарушение продавцом прав потребителя предполагает выплату последнему каких-то денежных сумм (неустойки, компенсации вреда и так далее), то имеет смысл поговорить о налогообложении данных сумм налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Ведь при выплате таких сумм у продавца, как правило, возникает вопрос, облагаются ли полученные налогоплательщиком по исполнительному листу на основании судебного решения суммы:
- неустойки за нарушение исполнителем сроков исполнения обязательств;
- денежной компенсации морального вреда;
- штрафа за несоблюдение исполнителем добровольного порядка удовлетворения требований потребителя;
- государственной пошлины, ранее уплаченной при подаче искового заявления.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Пунктом 3 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании судебного решения в возмещение морального вреда, причиненного организацией физическому лицу, является компенсационной выплатой, предусмотренной пунктом 3 статьи 217 НК РФ, и на этом основании не подлежит обложению НДФЛ.
Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме ФНС России от 13.04.2015 N БС-3-11/1481@.
В вышеназванном Письме чиновники, ссылаясь на статью 6 Закона РФ N 2300-1, дополнительно указывают, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Уплачиваемые организацией в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ 2300-1 суммы штрафов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в пункте 3 статьи 217 НК РФ не предусмотрены, и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.
Теперь что касается возмещения организацией-продавцом судебных расходов. Поскольку стороной, возмещающей налогоплательщику судебные расходы, является организация, то соответствующие суммы возмещения признаются доходом налогоплательщика в натуральной форме, подлежащим обложению НДФЛ в установленном порядке.
Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 28.05.2013 N 03-04-05/19242.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Сегодня проблемами национальной безопасности озабочено большинство экономик мира, в том числе и в России. Обеспечить национальную безопасность россиян невозможно без продовольственной безопасности, где одной из потенциальных угроз по праву считается качество и безопасность пищевых продуктов. О требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности пищевых продуктов, читайте в настоящей главе.
Все мы ежедневно сталкиваемся с покупкой продуктов питания, рассчитывая на то, что приобретаемый нами товар является качественным и не навредит здоровью.
Тем более что право на получение товаров надлежащего качества является одним из важнейших прав граждан, закрепленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Для справки. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, в силу прямого указания статьи 7 Закона РФ N 2300-1 приобретаемые продукты питания должны быть безопасны для жизни и здоровья покупателя и отвечать всем обязательным требованиям, установленным законом или в установленном им порядке.
Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека осуществляется Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие Закону N 29-ФЗ.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.
В силу статьи 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством:
- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их производства, хранения, перевозок и продажи;
- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их производства, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов;
- применения мер по пресечению нарушений норм Закона N 29-ФЗ, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 29-ФЗ организации и коммерсанты, осуществляющие деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, обязаны представлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при их производстве и обороте.
Аналогичное требование касается организаций и предпринимателей, продающих пищевые продукты в розницу или оказывающих услуги общепита.
В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 5 Закона N 29-ФЗ органы государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов обязаны обеспечивать органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан следующей информацией:
- о качестве и безопасности пищевых продуктов;
- о соблюдении требований нормативных документов при производстве пищевых продуктов и их обороте;
- о соблюдении требований нормативных документов при оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;
- о соблюдении требований нормативных документов при оказании услуг в сфере общественного питания;
- о государственной регистрации пищевых продуктов;
- о подтверждении соответствия пищевых продуктов требованиям нормативных документов;
- о мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов.
Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов установлены статьей 15 Закона N 29-ФЗ.
В частности, из пункта 1 указанной статьи следует, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны не только удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, но и соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Гигиенические требования безопасности пищевых продуктов и способности их удовлетворять физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии установлены Санитарными правилами, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиН 2.3.2.1078-01 "2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
Согласно указанным правилам пищевые продукты, в частности, должны соответствовать предъявляемым требованиям в части органолептических свойств (показателей вкуса, запаха и консистенции, характерных для каждого вида продукции). При этом органолептические свойства пищевых продуктов не должны изменяться при их хранении, транспортировке и в процессе реализации (пункт 3.2 СанПиН 2.3.2.1078-01).
Пищевые продукты не должны иметь посторонних запахов, привкусов, включений, отличаться по цвету и консистенции, присущим данному виду продукта.
Безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и радиационном отношении, а также по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.3.2.1078-01 (Приложение 1).
Определение показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, в том числе биологически активных добавок к пище, смешанного состава производится по основному(ым) виду(ам) сырья как по массовой доле, так и по допустимым уровням нормируемых контаминантов.
В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.3.2.1078-01 определение показателей безопасности сухих, концентрированных или разведенных пищевых продуктов производится в пересчете на исходный продукт с учетом содержания сухих веществ в сырье и в конечном продукте.
В продуктах животного происхождения, в том числе для детского питания, контролируются остаточные количества стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), применяемых для целей откорма, лечения и профилактики заболеваний скота и птицы.
Продукты детского питания должны соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста и быть безопасными для здоровья ребенка. На это указано в пункте 3.33 СанПиН 2.3.2.1078-01.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по реализации пищевых продуктов, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).
Правила продажи отдельных видов товаров разработаны в соответствии с Законом РФ N 2300-1 и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Согласно пункту 32 Правил продажи отдельных видов товаров, информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 13 указанных Правил, должна содержать:
- наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
- сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
- условия хранения (товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
- дату изготовления и дату упаковки товара;
- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
По общему правилу, установленному статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Аналогичное требование к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, установлено и пунктом 1 статьи 23 Закона N 29-ФЗ. Кроме того, в соответствии с данной нормой указанные работники обязаны проходить гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В том случае, если работник организации, деятельность которой так или иначе связана с пищевыми продуктами, отказывается от прохождения медицинского обследования, его отстраняют от работы до прохождения указанного осмотра.
На основании пункта 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.
В случае если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При изъятии из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов они подлежат санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой или другой экспертизе. Такие экспертизы проводятся органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией в целях определения возможности их утилизации или уничтожения.
Причем в силу пункта 4 статьи 25 Закона N 29-ФЗ расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов оплачиваются их владельцем.
Обратите внимание! Утилизация или уничтожение пищевых продуктов осуществляется без проведения экспертизы в том случае, если владелец не может подтвердить их происхождение либо имеются явные признаки недоброкачественности и непосредственная угроза жизни и здоровью человека (пункт 2 статьи 25 Закона N 29-ФЗ). До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора обязан изменить свойства таких пищевых продуктов любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.
Некачественные и опасные пищевые продукты на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к ним.
Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты подлежат строгому учету, причем ответственность за их сохранность несет их владелец.
На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов соответствующий орган государственного надзора принимает постановление об их утилизации или уничтожении.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, способы и условия их утилизации или уничтожения.
При этом владелец некачественных и опасных пищевых продуктов обязан представить в орган государственного надзора, вынесший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт их утилизации или уничтожения.
Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с органами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, за нарушение Закона N 29-ФЗ несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 26.1 Закона N 29-ФЗ).
В аналогичном порядке административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность несут розничные продавцы продуктов питания и субъекты, оказывающие услуги общепита.
Так, например, статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшая по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или повлекшая по неосторожности смерть человека. Указанное нарушение влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на срок до 1 года.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 262.