КАЧЕСТВО ТОВАРА (РАБОТЫ, УСЛУГИ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Потребитель имеет право на надлежащее качество товаров, работ и услуг, что является одним из основных и важнейших прав потребителя. Соответственно, существует и обязанность продавца - передать покупателю товар, соответствующий качеству, которое в большинстве случаев определяется государственными стандартами. В настоящей главе рассмотрим одно из важнейших прав потребителя - право на качество товаров, работ, услуг, под которым понимается совокупность характеристик, способных удовлетворить потребности человека в определенной сфере деятельности.

 

Для начала напомним, что отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

Под изготовителем в Законе РФ N 2300-1 понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. В свою очередь, продавцом считается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Помимо указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на что указывает пункт 1 статьи 1 Закона РФ N 2300-1.

В сфере защиты прав потребителей, пожалуй, основной обязанностью продавца является предоставление покупателю товара надлежащего качества.

Статьей 4 Закона РФ N 2300-1 установлено, что надлежащим качеством товара признается:

- соответствие его договору;

- пригодность для использования в целях, для которых такой товар обычно используется;

- пригодность для использования в целях, для которых такой товар приобретается покупателем (покупатель в этом случае должен поставить в известность продавца о целях приобретения товара);

- соответствие товара образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию);

- соответствие обязательным требованиям, предъявляемым к товару, установленным законодательством.

Для продавцов и изготовителей товара законодателем предусмотрены дополнительные требования к качеству товара:

- товар должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должен причинять вреда имуществу потребителя;

- на товар в некоторых случаях необходимо установление срока службы, срока годности, гарантийного срока;

- обязательно раскрытие информации как об изготовителе и продавце, так и о товаре.

Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в своем присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.

Законом РФ N 2300-1 установлено, что продавец (исполнитель) должен в полной мере обладать сведениями о свойствах продаваемых им товаров.

Также продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность товара, а по требованию потребителя - представить ему документы, подтверждающие качество и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Непригодным для обычного использования считается товар, у которого отсутствуют определенные качества и это препятствует его фактическому использованию, ведет к отрицательному результату либо увеличивает расходы или издержки потребителя. Необходимо также отметить, что если товар пригоден не для всех целей, для которых он обычно используется, а только для некоторых из них, то продавец должен предупредить об этом покупателя.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию товар признается качественным, если согласно статье 4 Закона РФ N 2300-1 товар, переданный потребителю, соответствует образцу и (или) описанию. В случае продажи товара по образцу или по описанию продавец несет ответственность за соответствие реально предоставляемого потребителю товара образцу или описанию.

Как следует из статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено - с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

При оказании услуг исполнитель, как и продавец, обязан до заключения договора представить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах) и обеспечить возможность их правильного выбора.

Данная информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать следующие сведения:

- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания;

- наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);

- данные об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие; орган, его выдавший);

- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты;

- данные о гарантийных сроках, если они установлены;

- данные о сроках выполнения заказов;

- указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).

Информация об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, представляется также в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия.

Исполнитель обязан также представить потребителю для ознакомления:

- правила об оказании услуг;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров, заказ-нарядов, приемо-сдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге (выполняемой работе) сведения.

Исполнитель обязан своевременно представлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации (во временных помещениях, выездными бригадами и тому подобное).

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Исполнитель обязан соблюдать установленный (объявленный) режим работы, который для государственных и муниципальных организаций устанавливается соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Режим работы организаций иной организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Исполнитель и продавец обязаны иметь книгу отзывов и предложений, которая представляется потребителю по его требованию.

Если продавцом (изготовителем) продан товар ненадлежащего качества, а именно товар, не соответствующий требованиям технических регламентов и санитарных правил или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, то в соответствии со статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) он привлекается к административной ответственности.

Объективную сторону нарушений, закрепленных в указанной статье КоАП РФ, составляют:

- продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 "Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств" КоАП РФ (часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ).

В данном случае для привлечения продавца к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (пункт 9 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017).

Итак, санкция части 1 статьи 14.4 КоАП РФ гласит, что за указанные нарушения подлежит применению административный штраф:

- на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;

- на должностных лиц - от 3 000 до 10 000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 20 000 руб.;

- на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Повторное аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.;

- на должностных лиц - от 7 000 до 15 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 000 до 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В заключение отметим, что с 01.01.2019 за недостоверную информацию о товарах отвечать будут не только продавцы товаров, но и владельцы интернет-агрегаторов, на что указывает Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 250-ФЗ).

В качестве владельцев интернет-агрегаторов будут выступать владельцы интернет-ресурсов (организации и предприниматели), с помощью которых можно приобретать товары через Интернет. Сейчас деятельность лиц, которые не продают самостоятельно товары в Интернете, но получают за них оплату, законодательно не урегулирована, в силу чего они не подпадают под законодательство о защите прав потребителей. Со следующего года, благодаря вступлению в силу Закона N 250-ФЗ, этот правовой пробел будет устранен.

 

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Дата: 2019-12-09, просмотров: 217.