ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 или договором. Об этом подробнее вы можете узнать из нашей главы.

 

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), как следует из положений пункта 3 статьи 13 и статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона РФ N 2300-1 в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 указанной статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Отметим, что договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом РФ N 2300-1 или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как определено Законом РФ N 2300-1, убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением исполнителем его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда ГК РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, статьи 796, 902 ГК РФ).

Убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной Законом РФ N 2300-1 или договором. При этом уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают исполнителя от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем. Размер убытков определяется исходя из цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно - в день предъявления иска.

Согласно статье 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и нематериальные блага.

Для возникновения права на компенсацию морального вреда необходимо одновременное наличие следующих условий:

- претерпевание гражданином морального вреда, то есть физических или нравственных страданий;

- противоправное действие (бездействие) причинителя вреда, нарушающее принадлежащие гражданину неимущественные права или посягающее на принадлежащие гражданину нематериальные блага;

- причинная связь между противоправным действием (бездействием) и моральным вредом;

- вина причинителя вреда.

Причинителями вреда, в соответствии со статьей 15 Закона РФ N 2300-1, могут быть изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. Из этого следует, что возмещение морального вреда может быть непосредственно возложено на каждого из указанных лиц, которые, в свою очередь, несут ответственность за причинение потребителю морального вреда в результате своих собственных действий (бездействия), не входящих в функции, возложенные на них по договору с изготовителем или продавцом товара.

Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований. Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно статье 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.

Отметим, что действующее российское законодательство и современные реформы по сей день так и не способствовали укреплению позитивных тенденций в вопросах возмещения морального вреда и его размера. Суды в нашей стране неохотно выносят решения о компенсации морального вреда, а размер его при этом представляется мизерным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона РФ N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом РФ N 2300-1.

Согласно статье 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним относятся землетрясения, наводнения, засухи и тому подобные стихийные природные явления, а также общественные явления (войны, эпидемии, широкомасштабные забастовки, объявление карантина, другое).

При этом включение изготовителем в договор условия о наступлении его ответственности только при наличии вины недопустимо, так как ущемляет права потребителя по сравнению с установленными действующим законодательством, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.2004 N Ф08-12/04-06А по делу N А53-8841/03-С5-29).

В статье 401 ГК РФ также перечислены некоторые обстоятельства, которые не могут быть отнесены к непреодолимой силе: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке необходимых для исполнения обязательства товаров, отсутствие необходимых денежных средств (например, Постановление ФАС Уральского округа от 15.12.2009 N Ф09-10098/09-С1 по делу N А60-17667/2009-С9).

Далее рассмотрим несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), закрепленных в главе 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" и содержащих ряд деяний, непосредственно нарушающих права потребителей.

Статья 14.7 КоАП РФ носит название "Обман потребителей". Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье, выражена:

- в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо ином обмане потребителей (часть 1).

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ;

- во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (часть 2).

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьей 14.7 КоАП РФ.

Санкция рассматриваемой статьи гласит, что правонарушение, предусмотренное частью 1, повлечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

За совершение противоправных действий, предусмотренных частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ, применяется административное наказание в виде штрафа, налагаемого:

- на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 14.8 КоАП РФ носит название "Нарушение иных прав потребителей".

Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражена:

- в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (часть 1).

Так, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 15.01.2008 N Ф09-11140/07-С1 по делу N А60-30764/07 согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина предпринимателя отсутствует обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина, отсутствует информация о государственной регистрации и наименовании органа, его зарегистрировавшего;

- во включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом N 2300-1 права потребителя (часть 2) (рекомендуем ознакомиться с Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22.05.2014 по делу N А79-5334/2013, Постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.2010 по делу N А29-11859/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2010 по делу N А78-5948/2009);

- в непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (часть 3) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2011 по делу N А44-2142/2010, Постановления ФАС Уральского округа от 03.12.2009 N Ф09-9726/09-С1 по делу N А50-15541/2009, ФАС Поволжского округа от 12.05.2009 по делу N А57-4382/08);

- в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4).

Видовой объект применительно к рассматриваемым нарушениям аналогичен тому, который раскрыт в нашем комментарии к статье 14.7 КоАП РФ, приведенном выше. Субъектами данных нарушений являются должностные лица и организации.

Согласно статье 495 части 2 ГК РФ продавец обязан представить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам представления такой информации.

Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Продавец, не представивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 3 статьи 18 Закона РФ N 2300-1, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

 

Обратите внимание! С 01.01.2019 за недостоверную информацию о товарах отвечать будут не только продавцы товаров, но и владельцы интернет-агрегаторов, на что указывает Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 250-ФЗ).

В качестве владельцев интернет-агрегаторов будут выступать владельцы интернет-ресурсов (организации и предприниматели), с помощью которых можно приобретать товары через Интернет. Сейчас деятельность лиц, которые не продают самостоятельно товары в Интернете, но получают за них оплату, законодательно не урегулирована, в силу чего они не подпадают под законодательство о защите прав потребителей. Со следующего года, благодаря вступлению в силу Закона N 250-ФЗ, этот правовой пробел будет устранен.

 

В соответствии со статьей 9 Закона РФ N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

- фирменное наименование (наименование) организации.

На основании статьи 54 ГК РФ наименование организации обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, - указание только на такой вид.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Указанную информацию продавец (исполнитель) должен разместить на вывеске при входе в магазин, мастерскую и так далее;

- место нахождения (адрес) организации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.

- режим работы организации;

Продавец (изготовитель, исполнитель) самостоятельно устанавливает режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия). Режим работы государственных (муниципальных) организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 11 Закона РФ N 2300-1).

Организация обязана соблюдать ею же установленный режим работы.

Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей должен включать: время начала и окончания работы и перерыва, если он предусмотрен; указание на выходные, а также на неполные (сокращенные) рабочие дни, если они предусмотрены.

Статья 11 Закона РФ N 2300-1 регламентирует, что режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей, устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать режиму, установленному действующим законодательством.

Санкция статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части статьи 14.8 КоАП РФ (с 1-й по 4-й включительно): для должностных лиц - от пятисот до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц - от пяти до пятидесяти тысяч рублей. При этом санкция части 1 данной нормы в альтернативе для должностных лиц предусматривает также предупреждение.

 

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

 

Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи - приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и так далее. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни в целом. В настоящей главе мы рассмотрим особенности отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг.

 

Как известно, отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

Помимо указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на что указывает пункт 1 статьи 1 Закона РФ N 2300-1.

В соответствии с Законом N 2300-1 были разработаны Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Правила N 1025), положения которых регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания.

Согласно Правилам N 1025 под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги или выполняющий работы потребителям по возмездному договору.

Исполнителю необходимо довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

В случае если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере свидетельства о государственной аккредитации и (или) номере лицензии, сроках действия этой лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию и (или) свидетельство.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 1025 исполнитель обязан представить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:

- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

- сроки оказания услуг (выполнения работ);

- данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

- гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

- сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Кроме этого исполнитель обязан представлять потребителю для ознакомления:

- настоящие Правила;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, в том случае, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

- образцы (модели) изготавливаемых изделий, журналы и альбомы с моделями изделий;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Данная информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Если обслуживание потребителя осуществляется вне постоянного места нахождения организации: во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами, то исполнитель обязан своевременно представлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации. Также исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которую должен представить потребителю по его требованию.

В соответствии с пунктом 4 Правил 1025 договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

- фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

- вид услуги (работы);

- цену услуги (работы);

- точное наименование, описание и цену материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

- отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

- даты приема и исполнения заказа;

- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

После подписания договора на оказание услуг (выполнение работ) один экземпляр выдается исполнителем потребителю, а другой остается у исполнителя.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, оформляется путем выдачи кассового чека, билета и тому подобного.

В случае утраты документа, который был выдан изготовителем, заказ выдается на основании письменного заявления потребителя при предъявлении любого документа, удостоверяющего личность, например паспорта или водительского удостоверения.

При выполнении работы или оказании услуги на исполнителя возлагаются обязанности по применению (использованию) для выполнения заказа только качественного материала. Качество материала, из которого выполняется работа, должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это его соответствие подлежит согласно законодательству Российской Федерации обязательному подтверждению.

В соответствии с Правилами N 1025 исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить выполнение работы (оказание услуги) при обнаружении:

- непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала, оборудования, технической документации либо переданной для переработки (обработки) вещи;

- возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы (оказания услуги);

- иных независящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Исполнитель не вправе ссылаться на указанные обстоятельства, если он не предупредил потребителя об указанных обстоятельствах либо продолжал выполнение работы (оказание услуг), не дожидаясь истечения предусмотренного в договоре срока, а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение или, несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы (оказания услуги), не прекратил ее выполнение.

Если потребитель своевременно и обоснованно предупрежден исполнителем и в разумный срок не заменил непригодный или недоброкачественный материал, оборудование, техническую документацию либо переданную исполнителю вещь, не изменил указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не принял других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, исполнитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

После окончания работы исполнитель обязан представить потребителю отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток либо с согласия потребителя уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у исполнителя неиспользованного материала.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, в том случае, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). Незнание исполнителем особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности.

Потребитель в любое время до сдачи ему работы может отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. В этом случае потребитель обязан также возместить исполнителю расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены выполненной работы.

 

Обратите внимание! С 01.01.2019 за недостоверную информацию о товарах отвечать будут не только продавцы товаров, но и владельцы интернет-агрегаторов, на что указывает Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 250-ФЗ).

В качестве владельцев интернет-агрегаторов будут выступать владельцы интернет-ресурсов (организации и предприниматели), с помощью которых можно приобретать товары через Интернет. Сейчас деятельность лиц, которые не продают самостоятельно товары в Интернете, но получают за них оплату, законодательно не урегулирована, в силу чего они не подпадают под законодательство о защите прав потребителей. Со следующего года, благодаря вступлению в силу Закона N 250-ФЗ, этот правовой пробел будет устранен.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 240.