Согласно действующему российскому законодательству при продаже товара продавец обязан представить покупателю всю необходимую и достоверную информацию о товаре.
Причем по отдельным видам товаров, продаваемых в розницу, перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нарушения в области информации о товаре способны привести продавца к мерам административной ответственности, о которой и пойдет речь в материале, предлагаемом вашему вниманию.
Напомним, что договор розничной купли-продажи представляет собой разновидность договора купли-продажи, специфика которого определена параграфом 2 главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При отсутствии специальных норм к договору розничной купли-продажи применяются общие положения о купле-продаже, на что указывает пункт 5 статьи 454 ГК РФ. Кроме того, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются нормы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) и иных правовых актов, принятых в соответствии с ним.
Пунктом 1 статьи 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
При этом в силу пункта 2 статьи 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, то есть в общем случае подлежащим заключению с любым покупателем, желающим приобрести товар.
Согласно пункту 1 статьи 495 ГК РФ при продаже товара розничный продавец обязан представить покупателю всю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам представления такой информации.
Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи соответствующую информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Для справки. В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Обратите внимание! Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна также возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Следует иметь в виду, что продавец, не представивший покупателю необходимую информацию о товаре до момента заключения договора, отвечает за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю. Правда, если недостатки товара возникли вследствие его неправильной эксплуатации, то покупатель должен доказать, что причиной поломки стало отсутствие у него информации об использовании товара (пункт 4 статьи 495 ГК РФ).
Положения ГК РФ об обязанности розничного продавца в части представления соответствующей информации о товаре подкреплены нормами Закона N 2300-1, в которых они конкретизируются применительно к правам потребителя.
В частности, статьей 9 Закона N 2300-1 предусмотрено, что продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Для справки. Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы иных торговых организаций, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, на что указывает статья 11 Закона N 2300-1.
Продавец размещает указанную информацию на своей вывеске (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.05.2011 N Ф03-1429/2011 по делу N А51-7883/2010).
Продавец, ведущий торговлю в качестве индивидуального предпринимателя, должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид торговой деятельности подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена следующая информация (пункт 2 статьи 9 Закона N 2300-1):
- вид деятельности продавца;
- номер лицензии;
- срок действия лицензии;
- информация об органе, выдавшем лицензию.
Указанная выше информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
Отметим, что при разносной торговле представлять информацию, установленную пунктом 2 статьи 9 Закона N 2300-1, не требуется.
В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при ее наличии) (пункт 10 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) (далее - Правила торговли N 55).
В силу статьи 10 Закона N 2300-1 продавец обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Перечень информации об отдельных видах товаров при их продаже определен Правилами торговли N 55.
На основании пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-1 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение (смотрите Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании");
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания:
сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%);
данные о пищевой ценности и назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
Для справки. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 N 481 "Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при оплате товаров через определенное время после их передачи потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
Для справки. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, а также законов и иных нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если они относятся к таким видам товаров, для которых соответствие должно наличествовать;
- информацию о правилах продажи товаров;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть представлена информация об этом.
На основании пункта 129 Правил торговли N 55 информация о бывших в употреблении товарах помимо сведений, указанных в пункте 11 данного документа, должна содержать сведения о состоянии товара, имеющихся в нем недостатках, проведенных в отношении товара санитарно-противоэпидемических мероприятиях, технических характеристиках (для технически сложных товаров), назначении товара и возможности использования его по назначению или для иных целей.
Следовательно, доведение до покупателя информации о недостатках товара, бывшего в употреблении, при его реализации обязательно, а указываться такая информация должна на товарном ярлыке. При этом продавец должен предупредить покупателя и устно о недостатках товара.
Вся требуемая информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (пункт 3 статьи 10 Закона N 2300-1).
В том случае, если розничный продавец нарушает требования закона в части представления потребителю информации о товаре, то это чревато мерами административной ответственности, установленными статьей 14.8 "Нарушение иных прав потребителей" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Под "иными правами потребителя" в данном случае подразумеваются права, объективная сторона которых не выражена:
- в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо ином обмане потребителей;
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ.
- во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Видовым объектом нарушений, регламентированных в статье 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражена в том числе в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Причем данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб., а на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.
Это подтверждает и правоприменительная практика, о чем говорит, например, Постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11140/07-С1 по делу N А60-30764/07. В нем суд согласился с тем, что в действиях предпринимателя усматривается нарушение пункта 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку на вывеске магазина коммерсанта отсутствовала обязательная и необходимая информация о месте нахождения магазина, юридическом адресе, режиме работы магазина и так далее.
Аналогичное мнение суда содержится и в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2014 N 301-АД14-2597 по делу N А43-2157/2014, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.05.2017 N Ф06-20102/2017 по делу N А12-44541/2016 и в ряде других.
Обратите внимание! Не исключено, что в ближайшее время ответственность продавца за нарушения в области информации о товаре будет серьезно ужесточена. В стадии публичного обсуждения на сайте http://regulation.gov.ru/p/83650 находится проект федерального закона, согласно которому штрафы должностных лиц продавца за данные правонарушения могут составить от 5 до 10 тыс. руб., а для самих организаций - от 30 до 50 тыс. руб. с возможной конфискацией предметов нарушения. При этом предполагается, что мера ответственности в виде предупреждения сохранится.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 242.