Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Причем потребитель в силу закона наделен определенными правами, нарушение которых чревато мерами административной ответственности. Об административной ответственности за нарушения в области прав потребителей мы и поговорим в материале, предлагаемом вашему вниманию.
Прежде следует отметить, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законодательством определяются различные виды ответственности за нарушение прав потребителей. Так, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (пункт 1 статьи 13 Закона N 2300-1).
По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан:
- полностью возместить убытки.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
- уплатить неустойку в форме пени, установленную законом или договором, сверх возмещенных убытков;
- исполнить обязательство в натуре.
При этом отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (пункт 5 статьи 18 Закона N 2300-1).
Также не стоит забывать, что в пункте 4 статьи 13 Закона N 2300-1 определены основания освобождения изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В качестве таковых названы непреодолимая сила и нарушение потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Обратите внимание! В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" сказано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Подтверждает эту точку зрения и Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2018 N 35-КГ18-7.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона N 2300-1, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В части товара с гарантийным сроком продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.
Статья 15 Закона N 2300-1 предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя. Размер компенсации морального вреда (в денежном выражении) определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также характер этих страданий. При этом такой характер оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 151 ГК РФ).
Для целей настоящей статьи и полного раскрытия темы рассмотрим несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), закрепленных в главе 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" и содержащих ряд деяний, непосредственно нарушающих права потребителей.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей определяется КоАП РФ.
Административным правонарушением, согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Причем, как сказано в пункте 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пункта 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
При привлечении к административной ответственности наступают особые административные отношения, регулируемые нормами административного и процессуального права: одним из субъектов этих отношений обязательно выступает правонарушитель, а другим - представитель государства, обладающий полномочиями по привлечению к административной ответственности.
КоАП РФ в главе 14 предусматривает различные составы административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, за совершение которых граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности за нарушение прав потребителей.
Одним из таких составов, в частности, выступает обман потребителей, которому посвящена одноименная статья 14.7 КоАП РФ.
Видовым объектом нарушений, регламентированных в ней, являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.7 КоАП РФ, выражена:
- в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо ином обмане потребителей (часть 1).
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ;
- во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (часть 2).
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьей 14.7 КоАП РФ.
Санкция рассматриваемой статьи гласит, что правонарушение, предусмотренное частью 1, повлечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
- на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей.
За совершение противоправных действий, предусмотренных частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ, применяется административное наказание в виде штрафа, налагаемого:
- на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц - от 12 000 до 20 000 рублей;
- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
В качестве другого примера административной ответственности за нарушения прав потребителей можно привести статью 14.8 КоАП РФ, которая носит название "Нарушение иных прав потребителей".
Объективная сторона нарушений, перечисленных в статье 14.8 КоАП РФ, выражена:
- в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (часть 1).
Так, Арбитражный суд Поволжского округа в своем Постановлении от 02.05.2017 N Ф06-20102/2017 по делу N А12-44541/2016 установил нарушение прав потребителя на получение полной, необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) в предлагаемом Банком договоре банковского счета и согласился с выводами суда предыдущей инстанции о том, что данное деяние образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ;
- во включении в договор условий, ущемляющих установленные Законом N 2300-1 права потребителя (часть 2).
Аналогичное мнение суда содержится в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2018 N Ф09-6163/18 по делу N А50-12414/2018, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 06.08.2018 N Ф09-3511/18 по делу N А60-42296/2017, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 17.02.2017 N Ф10-181/2017 по делу N А68-3745/2016,
- в непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (часть 3) (смотрите Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2011 по делу N А44-2142/2010, Постановления ФАС Уральского округа от 03.12.2009 N Ф09-9726/09-С1 по делу N А50-15541/2009, ФАС Поволжского округа от 12.05.2009 по делу N А57-4382/08);
- в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4) (Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 303-АД17-10960 по делу N А73-13056/2016).
Кроме того, если продавец (исполнитель) не выполнит свою обязанность (не обеспечит оплату товаров, работ, услуг путем использования НСПК), то на него возлагается ответственность за понесенные потребителем убытки (пункт 5 статьи 16.1 Закона N 2300-1).
Видовой объект применительно к рассматриваемым нарушениям аналогичен тому, который раскрыт в нашем комментарии к статье 14.7 КоАП РФ, приведенном выше. Субъектами данных нарушений являются должностные лица и организации.
Санкция статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа, который варьируется в зависимости от характера нарушения и части статьи 14.8 КоАП РФ (с 1-й по 4-й включительно): для должностных лиц - от 500 до 30 000 рублей, а для юридических лиц - от 5 000 до 50 000 рублей. При этом санкция части 1 данной нормы в альтернативе для должностных лиц предусматривает также предупреждение.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 246.