ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Четвертое издание, переработанное и дополненное

 

В.В. Семенихин

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

 

Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи - приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и так далее. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни в целом. В настоящей главе мы рассмотрим особенности отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг.

 

Как известно, отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).

Помимо указанного Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на что указывает пункт 1 статьи 1 Закона РФ N 2300-1.

В соответствии с Законом N 2300-1 были разработаны Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Правила N 1025), положения которых регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания.

Согласно Правилам N 1025 под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги или выполняющий работы потребителям по возмездному договору.

Исполнителю необходимо довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

В случае если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере свидетельства о государственной аккредитации и (или) номере лицензии, сроках действия этой лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию и (или) свидетельство.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 1025 исполнитель обязан представить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:

- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

- сроки оказания услуг (выполнения работ);

- данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

- гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

- сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Кроме этого исполнитель обязан представлять потребителю для ознакомления:

- настоящие Правила;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, в том случае, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

- образцы (модели) изготавливаемых изделий, журналы и альбомы с моделями изделий;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Данная информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Если обслуживание потребителя осуществляется вне постоянного места нахождения организации: во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами, то исполнитель обязан своевременно представлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации. Также исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которую должен представить потребителю по его требованию.

В соответствии с пунктом 4 Правил 1025 договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

- фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

- вид услуги (работы);

- цену услуги (работы);

- точное наименование, описание и цену материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

- отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

- даты приема и исполнения заказа;

- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

После подписания договора на оказание услуг (выполнение работ) один экземпляр выдается исполнителем потребителю, а другой остается у исполнителя.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, оформляется путем выдачи кассового чека, билета и тому подобного.

В случае утраты документа, который был выдан изготовителем, заказ выдается на основании письменного заявления потребителя при предъявлении любого документа, удостоверяющего личность, например паспорта или водительского удостоверения.

При выполнении работы или оказании услуги на исполнителя возлагаются обязанности по применению (использованию) для выполнения заказа только качественного материала. Качество материала, из которого выполняется работа, должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это его соответствие подлежит согласно законодательству Российской Федерации обязательному подтверждению.

В соответствии с Правилами N 1025 исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить выполнение работы (оказание услуги) при обнаружении:

- непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала, оборудования, технической документации либо переданной для переработки (обработки) вещи;

- возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы (оказания услуги);

- иных независящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Исполнитель не вправе ссылаться на указанные обстоятельства, если он не предупредил потребителя об указанных обстоятельствах либо продолжал выполнение работы (оказание услуг), не дожидаясь истечения предусмотренного в договоре срока, а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение или, несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы (оказания услуги), не прекратил ее выполнение.

Если потребитель своевременно и обоснованно предупрежден исполнителем и в разумный срок не заменил непригодный или недоброкачественный материал, оборудование, техническую документацию либо переданную исполнителю вещь, не изменил указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не принял других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, исполнитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

После окончания работы исполнитель обязан представить потребителю отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток либо с согласия потребителя уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у исполнителя неиспользованного материала.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, в том случае, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). Незнание исполнителем особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности.

Потребитель в любое время до сдачи ему работы может отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. В этом случае потребитель обязан также возместить исполнителю расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены выполненной работы.

 

Обратите внимание! С 01.01.2019 за недостоверную информацию о товарах отвечать будут не только продавцы товаров, но и владельцы интернет-агрегаторов, на что указывает Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 250-ФЗ).

В качестве владельцев интернет-агрегаторов будут выступать владельцы интернет-ресурсов (организации и предприниматели), с помощью которых можно приобретать товары через Интернет. Сейчас деятельность лиц, которые не продают самостоятельно товары в Интернете, но получают за них оплату, законодательно не урегулирована, в силу чего они не подпадают под законодательство о защите прав потребителей. Со следующего года, благодаря вступлению в силу Закона N 250-ФЗ, этот правовой пробел будет устранен.

 

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ

РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ

 

С отношениями по договору розничной купли-продажи мы сталкиваемся не только в обычных магазинах, но при покупках на рынках, которые, несмотря на активное развитие сетевой розницы, остаются весьма популярными.

О том, какими правовыми нормами регулируется деятельность розничных рынков, кто ими управляет и как ведется на них торговля, мы и поговорим в настоящем материале.

 

Вначале отметим, что основным нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, выступает Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ).

При этом статья 2 Закона N 271-ФЗ определяет, что правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Законом N 271-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также региональными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование деятельности по организации и осуществлению торговли на розничных рынках регулируется не только Законом N 271-ФЗ, но и иными законами, что, в свою очередь, не исключает возможность применения к спорным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации. На это указывает и Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 8668/13 по делу N А82-3890/2012.

 

Обратите внимание! В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 271-ФЗ действие указанного Закона не распространяется на:

- деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;

- деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

- деятельность по проведению организованных торгов.

 

Согласно статье 3 Закона N 271-ФЗ розничный рынок - это имущественный комплекс, который предназначен для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. При этом рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

 

Порядок организации рынка

 

Порядку организации розничных рынков посвящена статья 4 Закона N 271-ФЗ.

Рынок организуется в соответствии с планом (место расположения предполагаемых рынков, их количество и типы), предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

 

Для справки. План, утвержденный региональной властью, должен предусматривать места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Это подтверждают и суды, на что, в частности, указывают Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 N 43-Г10-10 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 26.10.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 16 ноября 2001 года N 49-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 по делу N А79-464/2011 и ряд других.

 

Рынок может быть организован только юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

Причем открыть рынок организация - будущий владелец рынка может только на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

 

Для справки. Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" (далее - Правила).

 

Согласно пункту 2 Правил разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет, а если объекты недвижимости, расположенные на розничном рынке, находятся в аренде, то на срок, не превышающий срока действия договора аренды.

Получив такое разрешение от местных властей, организация, которой принадлежит рынок и состоящая на учете в налоговой инспекции по месту его нахождения, на основании статьи 3 Закона N 271-ФЗ признается управляющей рынком компанией (далее - УРК).

Управляющая рынком компания при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 15 Закона N 271-ФЗ). Отношения сторон при этом строятся на основании договора о предоставлении торгового места на срок, не превышающий срока действия разрешений.

 

Обратите внимание! Пунктом 6 статьи 15 Закона N 271-ФЗ прямо предусмотрено, что помимо всего прочего таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке, а также гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынке. Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

 

Деятельность УРК по сдаче торговых мест в аренду на основании подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Что подтверждают и финансисты в своем Письме от 17.07.2009 N 03-11-06/3/214.

 

Требования к организации деятельности по продаже товаров

(выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

 

Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке установлены статьей 14 Закона N 271-ФЗ.

При организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

- разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Законом N 271-ФЗ;

- организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;

- разрабатывается и утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;

- обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;

- обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

- обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;

- обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

О том, что собственник рынка несет ответственность за нелегальных мигрантов, принятых на работу арендатором, говорит и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.09.2011 по делу N А78-4622/2010;

- осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 и 19 Закона N 271-ФЗ;

- осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 Закона N 271-ФЗ;

- осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Законом N 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки УРК должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.

 

Требования к осуществлению деятельности по продаже товаров

(выполнению работ, оказанию услуг) на рынке

 

В силу статьи 21 Закона N 271-ФЗ при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

- соблюдать требования, предусмотренные, в частности:

Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";

- соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;

- в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовой техники.

При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы обязаны:

- своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;

- иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;

- иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

- иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;

- иметь в наличии иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

В случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.

Физическое лицо, непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должно носить личную нагрудную карточку с указанием своей фамилии, имени, отчества и наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении данного торгового места. На это указано в пункте 4 статьи 21 Закона N 271-ФЗ.

По общему правилу в личную нагрудную карточку продавца должна быть вклеена его фотография. Исключения касаются только продавцов, непосредственно торгующих на сельскохозяйственном рынке или сельскохозяйственном кооперативном рынке.

Карточка продавца оформляется при заключении договора о предоставлении торгового места, заверяется УРК, выдается каждому продавцу и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка.

Статьей 22 Закона N 271-ФЗ предусмотрены некоторые запреты и ограничения в деятельности розничных рынков.

Так, деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется с учетом требований и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. При этом Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать перечень классов и видов товаров (работ, услуг), продажа (выполнение, оказание) которых на рынке запрещается.

Имейте в виду, что продажа товаров с машин допускается только на сельскохозяйственных или сельскохозяйственных кооперативных рынках, во всех иных случаях этого делать нельзя (пункт 2 статьи 22 Закона N 271-ФЗ).

По общему правилу не вправе заниматься куплей-продажей на управляемым ею рынке сама УРК, исключение установлено только для компаний, управляющих сельскохозяйственными кооперативными рынками.

На основании пункта 4 статьи 22 Закона N 271-ФЗ продажа товаров на рынке запрещается в случае:

- приостановления срока действия разрешения в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 271-ФЗ;

- аннулирования разрешения в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона N 271-ФЗ;

- прекращения деятельности УРК в соответствии с гражданским законодательством.

Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках (пункт 1 статьи 23 Закона N 271-ФЗ).

Контроль за соблюдением требований, установленных Законом N 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

 

Обратите внимание! За нарушение требований, установленных Законом N 271-ФЗ, наступает ответственность в соответствии со статьей 14.34 "Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА)

НА ТОВАР (РАБОТУ)

 

Основной обязанностью продавца товаров является передача потребителю товаров, качество которых соответствует договору или целям, для которых они используются. При этом изготовитель товарной продукции обязан обеспечивать возможность использования товара в течение установленного срока службы или срока годности, а также ремонт и техническое обслуживание товара. О правах и обязанностях изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) вы можете узнать, прочитав данную главу.

 

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ N 2300-1 изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) в течение определенных сроков, устанавливаемых в зависимости от характера товара (работы). Этими сроками являются установленные срок службы или срок годности.

Законом N 2300-1 регулируются три вида сроков:

- срок службы;

- срок годности;

- гарантийный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю:

- возможность использования товара (работы) по назначению;

- нести ответственность за существенные недостатки товара (работы), возникшие по его вине.

В случае выявления существенных недостатков товара (работы) потребитель согласно пункту 6 статьи 19 Закона РФ N 2300-1 вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении таких недостатков в том случае, если:

- докажет, что существенные недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента;

- недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы товара.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Закона РФ N 2300-1 требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Практически те же правила предусмотрены и пунктом 6 статьи 29 Закона РФ N 2300-1 в отношении выявления существенных недостатков работ, с той лишь разницей, что требование о безвозмездном устранении недостатков в части недвижимого имущества может быть предъявлено потребителем по истечении 5 лет со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах гарантийного срока, а если последний не установлен - в течение 10 лет.

Если требование о безвозмездном устранении недостатков работ (услуг) не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

- отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

В силу статьи 5 Закона РФ N 2300-1 срок службы устанавливается изготовителем (исполнителем) на товары (работы) длительного использования.

Законодателем определены две группы таких товаров (работ):

В первую группу входят товары, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утвержден Постановлением Российской Федерации от 16.06.1997 N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" (далее - Перечень N 720).

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

 

Сегодня проблемами национальной безопасности озабочено большинство экономик мира, в том числе и в России. Обеспечить национальную безопасность россиян невозможно без продовольственной безопасности, где одной из потенциальных угроз по праву считается качество и безопасность пищевых продуктов. О требованиях, предъявляемых к качеству и безопасности пищевых продуктов, читайте в настоящей главе.

 

Все мы ежедневно сталкиваемся с покупкой продуктов питания, рассчитывая на то, что приобретаемый нами товар является качественным и не навредит здоровью.

Тем более что право на получение товаров надлежащего качества является одним из важнейших прав граждан, закрепленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

 

Для справки. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Кроме того, в силу прямого указания статьи 7 Закона РФ N 2300-1 приобретаемые продукты питания должны быть безопасны для жизни и здоровья покупателя и отвечать всем обязательным требованиям, установленным законом или в установленном им порядке.

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека осуществляется Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие Закону N 29-ФЗ.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются правила международного договора.

В силу статьи 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством:

- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их производства, хранения, перевозок и продажи;

- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их производства, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов;

- применения мер по пресечению нарушений норм Закона N 29-ФЗ, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 29-ФЗ организации и коммерсанты, осуществляющие деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, обязаны представлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при их производстве и обороте.

Аналогичное требование касается организаций и предпринимателей, продающих пищевые продукты в розницу или оказывающих услуги общепита.

В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 5 Закона N 29-ФЗ органы государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов обязаны обеспечивать органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан следующей информацией:

- о качестве и безопасности пищевых продуктов;

- о соблюдении требований нормативных документов при производстве пищевых продуктов и их обороте;

- о соблюдении требований нормативных документов при оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами;

- о соблюдении требований нормативных документов при оказании услуг в сфере общественного питания;

- о государственной регистрации пищевых продуктов;

- о подтверждении соответствия пищевых продуктов требованиям нормативных документов;

- о мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов.

Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов установлены статьей 15 Закона N 29-ФЗ.

В частности, из пункта 1 указанной статьи следует, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны не только удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, но и соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Гигиенические требования безопасности пищевых продуктов и способности их удовлетворять физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии установлены Санитарными правилами, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиН 2.3.2.1078-01 "2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

Согласно указанным правилам пищевые продукты, в частности, должны соответствовать предъявляемым требованиям в части органолептических свойств (показателей вкуса, запаха и консистенции, характерных для каждого вида продукции). При этом органолептические свойства пищевых продуктов не должны изменяться при их хранении, транспортировке и в процессе реализации (пункт 3.2 СанПиН 2.3.2.1078-01).

Пищевые продукты не должны иметь посторонних запахов, привкусов, включений, отличаться по цвету и консистенции, присущим данному виду продукта.

Безопасность пищевых продуктов в микробиологическом и радиационном отношении, а также по содержанию химических загрязнителей определяется их соответствием гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.3.2.1078-01 (Приложение 1).

Определение показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, в том числе биологически активных добавок к пище, смешанного состава производится по основному(ым) виду(ам) сырья как по массовой доле, так и по допустимым уровням нормируемых контаминантов.

В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.3.2.1078-01 определение показателей безопасности сухих, концентрированных или разведенных пищевых продуктов производится в пересчете на исходный продукт с учетом содержания сухих веществ в сырье и в конечном продукте.

В продуктах животного происхождения, в том числе для детского питания, контролируются остаточные количества стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), применяемых для целей откорма, лечения и профилактики заболеваний скота и птицы.

Продукты детского питания должны соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста и быть безопасными для здоровья ребенка. На это указано в пункте 3.33 СанПиН 2.3.2.1078-01.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по реализации пищевых продуктов, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).

Правила продажи отдельных видов товаров разработаны в соответствии с Законом РФ N 2300-1 и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Согласно пункту 32 Правил продажи отдельных видов товаров, информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 13 указанных Правил, должна содержать:

- наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;

- сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;

- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);

- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);

- условия хранения (товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);

- дату изготовления и дату упаковки товара;

- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);

- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

По общему правилу, установленному статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Аналогичное требование к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, установлено и пунктом 1 статьи 23 Закона N 29-ФЗ. Кроме того, в соответствии с данной нормой указанные работники обязаны проходить гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В том случае, если работник организации, деятельность которой так или иначе связана с пищевыми продуктами, отказывается от прохождения медицинского обследования, его отстраняют от работы до прохождения указанного осмотра.

На основании пункта 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота.

Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.

В случае если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При изъятии из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов они подлежат санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой или другой экспертизе. Такие экспертизы проводятся органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией в целях определения возможности их утилизации или уничтожения.

Причем в силу пункта 4 статьи 25 Закона N 29-ФЗ расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов оплачиваются их владельцем.

 

Обратите внимание! Утилизация или уничтожение пищевых продуктов осуществляется без проведения экспертизы в том случае, если владелец не может подтвердить их происхождение либо имеются явные признаки недоброкачественности и непосредственная угроза жизни и здоровью человека (пункт 2 статьи 25 Закона N 29-ФЗ). До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора обязан изменить свойства таких пищевых продуктов любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.

Некачественные и опасные пищевые продукты на срок, необходимый для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, направляются на временное хранение, условия осуществления которого исключают возможность доступа к ним.

 

Находящиеся на временном хранении некачественные и опасные пищевые продукты подлежат строгому учету, причем ответственность за их сохранность несет их владелец.

На основании результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов соответствующий орган государственного надзора принимает постановление об их утилизации или уничтожении.

Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, способы и условия их утилизации или уничтожения.

При этом владелец некачественных и опасных пищевых продуктов обязан представить в орган государственного надзора, вынесший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт их утилизации или уничтожения.

Возможность использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов в качестве корма животных согласовывается с органами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, за нарушение Закона N 29-ФЗ несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 26.1 Закона N 29-ФЗ).

В аналогичном порядке административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность несут розничные продавцы продуктов питания и субъекты, оказывающие услуги общепита.

Так, например, статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшая по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или повлекшая по неосторожности смерть человека. Указанное нарушение влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

Информация об исполнителе. На вывеске организации должны быть указаны ее наименование с указанием организационно-правовой формы и места нахождения, тип, класс заведения. Индивидуальный предприниматель должен указать информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В любом удобном для ознакомления месте должна быть также представлена информация о номере, сроке действия лицензии, органе, ее выдавшем.

2) Информация о режиме работы. Следует отметить, что режим работы по общему правилу устанавливается исполнителями самостоятельно. Информация о нем указывается на вывеске организации. При этом следует иметь в виду, что если на вывеске указано, что заведение работает до 23:00, то его нельзя закрыть даже на 10 минут раньше, также нельзя ограничивать вход посетителей за несколько минут до закрытия.

Если возникает потребность временно приостановить работу заведения (например, для проведения плановых санитарных дней, ремонта), то согласно пункту 4 Правил N 1036 необходимо в доступном для обозрения месте представить информацию о дате и сроках возобновления работы.

3) Информация об услугах, которую исполнитель обязан довести до сведения потребителей, согласно пункту 12 Правил N 1036 включает в себя:

- перечень услуг и условия их оказания;

- цены в рублях и условия оплаты услуг;

- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Согласно пункту 13 Правил N 1036 вышеназванная информация доводится до сведения потребителей посредством их ознакомления с меню, прейскурантом или иными способами. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя). При этом потребитель должен иметь возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания не только в зале обслуживания, но и за его пределами, поэтому данную информацию рекомендуется размещать у входа в заведение.

Некоторые заведения дополнительно к цене блюд взимают с посетителей дополнительную плату, например за показ шоу-программы или обслуживание официантом. Информацию об этом также необходимо доводить до потребителей в меню или прейскуранте. В противном случае потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг.

Информация об исполнителе. На вывеске должны быть указаны фирменное наименование (наименование) организации, ее место нахождения (адрес) и режим работы. Индивидуальный предприниматель должен представить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа ( пункт 1 статьи 9 Закона N 2300-1).

2) Информация о режиме работы. Следует отметить, что режим работы исполнителем устанавливается самостоятельно ( статья 11 Закона N 2300-1, пункт 4 Правил N 452). Информация о режиме работы указывается на вывеске организации. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному, то есть если на вывеске указано, что турфирма работает до 20:00, то ее нельзя закрыть даже на 10 минут раньше, также нельзя ограничивать вход клиентов за несколько минут до закрытия.

Если возникает потребность временно приостановить работу фирмы, то согласно пункту 4 Правил N 452 необходимо представить потребителю информацию о сроках временного приостановления деятельности.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которую должен представить потребителю по его требованию (пункт 6 Правил N 452).

3) Информация о туристском продукте, которую исполнитель обязан своевременно представлять потребителю, что обеспечит возможность его правильного выбора. Согласно пункту 7 Правил N 452 информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:

- о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

- об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

- о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта;

- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

- об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

- о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие);

- о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной ему в стране временного пребывания;

- об условиях договора добровольного страхования;

- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя;

- об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних граждан в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних граждан без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

- об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого исполнителем - членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

- о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;

- об иных особенностях путешествия.

Кроме того, исполнитель обязан представить потребителю информацию (пункт 8 Правил N 452):

- о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристский продукт, в единый федеральный реестр туроператоров;

- о наличии у туроператора договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, предусмотренных Законом N 132-ФЗ.

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма исполнитель обязан проинформировать в письменной форме заказчика туристского продукта:

- о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений;

- о переходе к объединению туроператоров в сфере выездного туризма принадлежащего туристу права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма по оказанию экстренной помощи туристу;

- о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые договором страхования ответственности туроператора либо банковской гарантией, а также с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю наряду с вышеуказанной информацией сведения (пункт 9 Правил N 452):

- о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;

- о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 Закона N 132-ФЗ, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, представившей туроператору договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором).

По требованию потребителя турагент должен представить потребителю информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором.

 

Обратите внимание! Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.

Если реализация туристского продукта осуществляется вне постоянного места нахождения исполнителя и его структурных подразделений, во временных помещениях, на специализированных выставках и ярмарках, то исполнитель обязан своевременно представлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме.

Указанная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации (пункт 10 Правил N 452).

 

4) Информация о существенных условиях договора. В соответствии со статьей 429 ГК РФ до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта. В этом предварительном договоре указываются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации туристского продукта, а также срок, в который стороны обязуются его заключить.

Согласно пункту 12 Правил N 452 договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.

Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования. В случаях заключения туроператором нескольких договоров страхования ответственности туроператора и (или) получения нескольких банковских гарантий договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о размере финансового обеспечения ответственности туроператора, а также раздельно сведения о размерах страховых сумм и (или) размерах банковских гарантий по договору или договорам страхования и (или) по договору или договорам о представлении банковской гарантии, заключенным с каждой организацией, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Четвертое издание, переработанное и дополненное

 

В.В. Семенихин

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

Дата: 2019-12-09, просмотров: 194.