НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начнем с того, что учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен:

¨ создать мотивацию;

¨ создать образовательную среду;

¨ определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

¨ уметь использовать простые примеры для объяснения сложных яв­лений;

¨ представлять возможные способы презентации ситуаций для ос­мысления проблемы исследования;

¨ организовать работу (в малых группах, индивидуально);

¨ владеть способами организации обсуждения в группах методов ис­следования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;

¨ консультировать (по методу убывающих подсказок);

¨ иметь критерии объективной оценки.

Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. Например, проекты стартуют одновременно по всей школе (во всех классах и параллелях, включая общешкольные проекты). Предваряет проектную работу родительское собрание. Директор школы обращается к родителям со специальным посланием (или речью), разъясняющим роль и значение проектирования в современном образовательном процессе, и выражает просьбу о родительской поддержке детей в процессе выполнения ими самостоятельного проекта. Примечательно, что профессор И.Д. Чечель описывает свое знакомство с организацией проектной деятельности в школах Голландии, где использован похожий прием: от имени директора каждому из родителей рассылается вежливое письмо с подробными разъяснениями значимости предстоящей их ребенку самостоятельной проектной исследовательской работы. В письме выражается надежда на понимание, моральную поддержку и всемерное содействие успешности проекта.

Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «про­ектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с НОВЫМИ - теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. При всей кажущейся банальности сказанного об этом часто забывают.

Четко спланировать ход проектной работы и определить, каким видам деятельности должны научиться учащиеся на каждом этапе проектирова­ния, учителю поможет понедельное планирование выполнения проекта. Ниже предложена примерная форма таблицы для такого планирования.

Понедельное планирование выполнения проекта

№ неде­ли Этапы про­ектной дея­тельности

Дидактическая, информационная и матери­альная обеспеченность проектной деятель­ности

Виды дея­тельности учащихся

Деятель­ность учи­теля
        дидактиче­ские мате­риалы (спи­сок) доступные источники информации (список) материалы, инструменты, оборудование в школе дома    
               

 

 

В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответ­ствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уров­ню подготовки выпускников основной школы.

Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. На­пример, учащимся может быть предложена система простых заданий на поиск аналогий или ассоциаций. Это тренировка ассоциативного мышле­ния, регулярное разминочное упражнение, которым может начинаться урок. Практически игровой момент занятия, но в нем заложен большой смысл.

Класс можно разбить на подгруппы, каждой из которых предложить од­но слово из группы слов, необходимых в контексте предполагаемого проекта.

Когда обучающиеся еще плохо представляют себе что такое проект, одна из предлагаемых групп слов обязательно должна быть на понимание сути проектной деятельности. Это могут быть слова - проект, исследование, творчество, информация, дизайн и т.п. Другая группа слов может быть не­посредственно связана с предметной областью проектной деятельности.

Контрольное время - 3-5 минут на поиск ассоциаций к слову. Число ассоциаций - 15-20, но не менее 10. Чем ярче и образнее ассоциации, тем лучше. Ругать участников за их представления нельзя. Только хвалить, даже за самые бедные ассоциации, при этом поощряя их дальнейшее развитие

Учащимся предлагается собрать и зафиксировать всю сумму названных ими ассоциаций. Предложенные учениками ассоциации сравниваются, анализи­руются и обсуждаются. Прежде всего, отмечаются совпавшие ассоциации. Они кратко анализируются с точки зрения адекватного отражения сути поня­тия или общего заблуждения (оно ведь возможно). Затем эти ассоциации от­брасываются. Из несовпавших отмечаются и поощряются самые образные и самые нестандартные (неожиданные, но точные) ассоциации.


ПРИМЕРЫ АССОЦИАЦИЙ

Слово ПРОЕКТ. Ассоциации: проблема, поиск информа­ции, исследование, обоснование, идеи, выбор, творчество, путь решения проблемы, анализ, потребность, поиск выхода из ситуации, улучшение чего-либо, самореализация, предпри­имчивость, заявка на исследование, творческий план, личный интерес, экономическая выгода, мотивация, личностный рост, новые зна­ния, вера в себя, поиск денежных средств, надежная команда, успех, сомне­ния, полезность и т.д. - чем больше, тем лучше.

Слово ИССЛЕДОВАНИЕ. Ассоциации: наука, ученый, творец, поиск информации, имеющиеся факты, анализ, новые знания, осмысление пробле­мы, опыт, эксперимент, поиск закономерности, мысли, увлеченность, по­знание, наука, практика, синтез, интуиция, поиск смысла, компетентность суждений, проблемное поле, «эврика!», тяжкий труд, рутинная кропотливая работа, долгие наблюдения, сбор фактов, скука, радость познания, сотвор­чество, научные статьи, гордость собой, результат, разочарование, ост­рота ума, счастье открытия, конференция, научная статья и т.д.

Слово ТВОРЧЕСТВО. Ассоциации: свобода, счастье, талант, впе­чатление, эпоха Возрождения, живопись, скульптура, наука, созидание, бо­жий дар, труд, самовыражение, реализация способностей, радость, потря­сение, очищение, культура, искусство, изобретательство, писатель, оза­рение, музыка, пение, спорт, я и весь мир, мой учитель, проектирование, дизайн, литература, народные традиции, создание картины, создание кол­лекции модной одежды, ландшафтный дизайн, конструирование самолета, создание текста, занятие любимым делом и т.д.

Практика показывает, что ассоциативный ряд, предложенный учащимися, бывает не слишком большим, особенно поначалу. Полезно показать им на при­мере, что чем шире и ярче ряд ассоциаций, тем более это свидетельствует о развитии, образованности, культуре, внутреннем богатстве личности. И самое главное, что всему этому можно научиться. В Приложении 3 (в новых номерах журнала «Завуч») приведен ответ художника и историка моды Александра Ва­сильева на вопрос: что такое, по его мнению, красота? Ответ, как вы увидите в одном из последующих номеров журнала) состоит только из ассоциаций, раз­брос которых представлен в широчайшем диапазоне: от сверчков в усадьбе и скрипа наборного паркета до картин Сандро Боттичелли и музыки Брамса. А между этими полюсами столько всего - ожиданного... неожиданного... не всем известного... Способность оценить красоту многих вещей дало автору не только присущее ему внутреннее чувство прекрасного, но и образование, ибо лишь образованный человек знаком со столь многочисленными явлениями мировой культуры. Интересно, если предъявить этот текст сегодняшним выпускни­кам школы, сколько там содержится не знакомых им понятий?

Когда ребенок уже научился выстраивать ассоциативный ряд, упраж­нение можно видоизменить, вводя его в мир более сложных ассоциативных построений. Например таких, как приведенное ниже.

Как известно, многие из своих фундаментальных открытий Ньютон сделал в очень молодом возрасте (22-24 года), живя в уединении в родовой дере­вушке Вулсторп. Он уехал туда из Кембриджа, спасаясь от эпидемии чумы, которая свирепствовала в то время в Англии, особенно в городах. В Вулсторпе за неполные 2 года И. Ньютон разработал основы анализа беско­нечно малых величин, начал размышлять о всемирном тяготении (именно там, по легенде, упало знаменитое яблоко), начал свои знаменитые оптиче­ские эксперименты. Словом, это был фантастический по продуктивности творческий взлет, повторения которого не было в биографии самого Ньюто­на. Но аналогии этому есть, и некоторые нам отлично известны. Это знаме­нитая Болдинская осень. Тоже вынужденное уединение, вызванное при­мерно теми же причинами - эпидемией холеры, которую, к слову, в тех кра­ях называли чумой. Это первая ассоциативная ссылка. А вот еще одна. В Болдино А.С. Пушкин помимо многого другого написал и «Пир во время чу­мы», а действие этой маленькой трагедии происходит именно во время той страшной чумы, от которой бежал в Вулсторп И. Ньютон. Это проблемная ассоциация, относящаяся к природе творчества. Возможен, к примеру, во­прос: есть ли закономерность в том, что вынужденное уединение, по су­ти - ограничение свободы, провоцирует небывалый творческий взлет? Существуют ли другие примеры? Насколько вообще связаны аскеза (и от­шельничество как ее часть) и продуктивность творчества? И т.д.

 

Приложение №2.

Требования к учебным проектам

1 (Плохо) 2 (Слабо) 3 (Хорошо) 4 (Отлично)
Связь с учебной программой и учебным планом Проект связан с действующей программой работы детского объединения. Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет дополнительного времени. Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени. Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Постановка проблемы Названы причины, по которым приступили к работе над проектом. Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации Самостоятельно сформулировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией; указывается на причины существования проблемы. Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситуации; указывается на возможные последствия существования проблемы; называются субъекты, заинтересованные в решении проблемы.
Содержание проекта Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования обучающихся. Нет деятельности обучающихся, связанной с умением находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчатые и плохо поддержаны вопросами темы образовательной программы. Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования обучающихся не затрагивает основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от обучающихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели расплывчаты. Материал изложен логично, между частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет обучающихся анализировать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы образовательной программы. Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для воспитания. Самостоятельные исследования обучающихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами темы образовательной программы.
Целеполагание -демонстрируется понимание цели проекта, выработанной совместно с педагогом; -расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат. -самостоятельно ставятся задачи на основе цели, сформированной с помощью педагога; -характеризуется продукт своей деятельности в рамках проекта;- контролируется соблюдение последовательности действий. Самостоятельно ставится цель проекта на основании проблемы; самостоятельно определяются шаги для решения задач на основе общего подхода, выработанного совместно с педагогом; определяется внешняя потребность в планируемом продукте; оцениваются промежуточные результаты. -предлагается стратегия достижения цели; анализируются необходимые ресурсы; прогнозируются последствия появления продукта; -корректируется план на основании оценивания промежуточных результатов.
Оригинальность Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации. Проект выполнен на основе большой коллекции материалов идей, заимствованных из разных источников информации. Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации. Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалом, использованием широкого спектра первоисточников.
Работа в группе Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом. Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между нами была распределена неравномерно. Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы. Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.
Организация применения проекта в центре Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедрятся в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены. Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательности мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо незавершенны, либо недостаточно детализированы. Описание учебного проекта отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 293.