По организации и внедрению во все ступени обучения технологии метода проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По организации и внедрению во все ступени обучения технологии метода проектов

 

 

Составители: В.В.Степанова, заместитель директора по УВР МОУ ДОД «ДЭБЦ», Н.А. Менякина, методист МОУ ДОД «ДЭБЦ»
Рецензенты:  Брагина Т.К., заместитель директора по УВР МОУ ДОД «СЮН» Семенко Ю.Н. , заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДОД «ДЭБЦ»

 

 

Старый Оскол

2010г.

Содержание.

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3-5

2. Организация и внедрение технологии проектного обучения в образовательную деятельность………………………………………….…………6-21

3. Заключение……………………………………………………………………..22

4. Список используемой литературы ……………………………………….…..24

5. Приложение №1. Методы творчества, применяемые при проектировании.25

6. Приложение №2. Требования к учебным проектам………………………....30

 

Пояснительная записка.

Схема №1

 

 

 


 

Выбор проблемы для индивидуального решения; Постановка индивидуальных целей; Планирование собственной деятельности; Реализация индивидуальной деятельности по достижению результата; Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность Выбор проблемы путем согласования, для совместного решения; Согласование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися; Достижение результата в совместной деятельности; Индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность

 

Учитывая вышесказанное, мы с полным правом можем говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации проектной деятельности. Опыт работы педагогического коллектива позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные этапы и логику развития проектных умений обучающихся (схема №2).


Структурно-логическая схема организации проектной деятельности.

         
 
 
Результат: выпускник с развитыми способностями к проектированию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе.

 

 


 

 


В педагогической практике выделены предлагаемые системы действий педагога и учащихся:

1. Этапы работы над проектом (таблица №1).



Таблица №1.

Этапы работы над проектами.

 

  Этапы Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность педагога
1. Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
2.Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
3.Исследование Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Защита проектов Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5. Рефлексия Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).
6. Презентация Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом. Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта. Наблюдает, обобщает, резюмирует.

 

Таблица №2

Стадии Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания    
1.1. Выбор темы проекта Педагог отбирает возможные темы и предлагает их учащимся Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
  Педагог предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
  Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Выделение подтем и тем проекта Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
  Педагог принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп Педагог проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формули­ровка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Педагог принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятель­ности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, ли­тературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта Педагог консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов Педагог консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по груп­пам, в потом во взаимодей­ствии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация Педагог организует экспер­тизу (например, приглашает в качестве экспертов стар­ших школьников или парал­лельный класс, родителей и др). Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия Оценивает свою деятель­ность по качеству оценок и. активности учащихся Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

Таблица №3

Этапы разработки проекта и их содержания Методика организации учебного процесса
1. Исходный: разработка проектного задания Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы или элективного курса. · В начале – как способ создания проблемной ситуации; · На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач; · По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки.
1.1.Определение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта. Варианты способов предъявления проблемы: · Педагог предлагает зарисовки проблемных жизненных социальных ситуаций, загадочных природных явлений и др. и ставит вопросы, подводящие учащихся к выявлению противоречия и необходимости его разрешения; к формулированию темы проекта. · Если у детей есть определенный опыт, знания по теме, то учитель предлагает учащимся определить, какие, интересующие их лично или социально значимые проблемы поможет разрешить изучение данной темы; · Педагог предлагает перечень проблем, связанных с темой, обосновывает их актуальность и предлагает учащимся выбрать наиболее их интересующую. Формулирует соответствующие темы и подтемы (проектные задания).
1.2. Определение цели проекта и постановка поэтапных задач. В цели проекта задаются: · Педагогические  цели: образовательные, развивающие, личностные, профориентационные; · Цель самой проектной деятельности, как ожидаемый результат проекта. · Педагог задает цели и задачи выполнения проекта. · Педагог ставит вопросы, подводящие учащихся к осознанию и формулированию цели и задач поэтапного решения проблемы: «Что нужно изучать, исследовать, сделать для достижения цели проекта?».
1.3. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. · Педагог предлагает высказать учащимся своё предложение о результатах проекта в целом или по выделенным подтемам. Истинность или ложность предположений ни в коем случае учителем не оценивается. Это дети будут делать самостоятельно в процессе исследования или конструирования. · Педагог может сам предложить несколько гипотез: все возможные варианты; те, которые высказывались в науке; существуют в массовом мнении; · Педагог показывает образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий.
2. Разработка проекта: планирование работы. Педагог задаёт план работы над проектом, · организует его обсуждение, · дети составляют план самостоятельно. . План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного «экрана»(графика) выполнения проекта (каждым учащимся или группами).
2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной отчетности. Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель. Указывается, какая часть работы и на каком уроке будет выполняться. Что и к какому сроку выполняется в качестве домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных сроков планируются самостоятельно.
2.2. Обсуждение критериев оценки качества проекта. Критерии могут быть заданы учителем; выбраны в совместном обсуждении с классом; разработаны экспертной комиссией (жюри), выбранной из состава класса или старшеклассников, учителей, родителей. В качестве критериев могут быть использованы также показатели: · полнота и разносторонность в раскрытии темы; доказательность гипотез. · качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации); · самостоятельность выполнения, суждений, · элемент исследования и новизны результата; · уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения). · степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества. Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых  зачтено – незачтено, содержательное рецензирование.
2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта. Педагог · задает методы в проектном задании, · организует коллективное или групповое обсуждение, какими методами можно решить каждую из задач проекта, поставленных при разработке проектного задания. · представляет в наглядной форме перечень всевозможных методов, применяемых в проектной деятельности, из которого учащиеся могут выбрать и обсудить в группе их эффективность при решении той или иной задачи. Учащиеся должны знать, что при проектировании могут использоваться методы: · изучение и анализ литературных источников; · теоретическое моделирование и обобщение; · различного рода опросы: анкетирование, интервью, собеседование; запросы через Интернет; · наблюдение по специальной программе,; · опыты и эксперименты; · статистические методы обработки данных.
2.4. Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей. Педагог предлагает различные варианты работы над проектом. Учащиеся выбирают: · Общая тема для всего класса разбивается на мелкие подтемы (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределяется в виде индивидуальных заданий каждому ученику или по выбору желающим; · Класс разбивается на творческие группы (команды). Каждая команда получает (выбирает) задание на выполнение части общего проекта или своего отдельного проекта. Внутри команды все её члены могут сообща выполнять все задания, или распределить обязанности (роли). В этом случае необходимо, чтобы группа определила кроме исполнительских ролей ещё и управленческие: ведущего, эксперта.
2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации Педагог предлагает учащимся выбрать способ оформления результатов проектной деятельности и способ их презентации, исходя из интересов, желания и возможностей учащихся и школы, а также целесообразности с точки зрения особенностей материала проекта и его значимости. Возможные способы оформления: доклад, реферат, сценарий, газета, книга, альбом, служебное письмо, видеофильм, сайт в Интернете модель, макет, картина и др. Возможные способы презентации: · выступление перед своим или другими классами в специально отведенное время урока; · защита проектов на открытых обобщающих уроках; · выступление с докладами на детских и взрослых конференциях различного уровня; · публикация материалов, рассылка писем, школьные стенды; · выставка работ; · предметные вечера, недели и др.
3. Реализация проекта. Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Педагог оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность учащихся и групп.
3.1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. Если проект разрабатывается в урочное время, то в классе должна быть составлена подборка необходимой литературы со свободным доступом к ней учащихся. Литературу отбирает учитель и приносят учащиеся. Источником информации может быть и сам учитель. Он может ее представить в форме лекционного занятия, изложения материала на части урока или организовать изучение материала по учебнику в соответствии с программой базового или профильного курса. Педагог дает учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток, алгоритмов действий, фронтального обсуждения. Помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники и дает рекомендации по их проведению и обработке данных во внеурочное время.
3.2. Проведение исследования. Педагог оказывает помощь учащимся в разработке программы исследования, в отборе оборудования и интерпретации результатов. Рекомендации могут выносится на общеклассное обсуждение (если этот этап присутствует в деятельности каждой группы) или групповое.
3.3. Подготовка иллюстративного материала: наглядно-графического, звукового . Учащиеся сами выбирают способы представления наглядно-графического материала. Учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении этой работы. Варианты иллюстративного материала: рисунки, коллажи, плакаты, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации.
3.4. Оформление материала для презентации. «Ведущий» в группе собирает воедино весь материал. «Эксперт» отбирает тот, который подтверждает гипотезу, оценивает достоверность доказательств. «Ведущий» обсуждает с членами группы реализацию запланированного сценария презентации своей части проекта или способ интеграции её в общий проект. Обсуждает последнее с ведущими других групп и с учителем.
3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов. На уроке педагог наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им поддержку, консультирует, в ситуациях типичных затруднений организует общее обсуждение. Если проект выполняется во внеурочное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком в форме отчетов.
4. Завершение проекта. Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность.
4.1. Общественная презентация проекта. Если проект был краткосрочный и выполнялся в урочное время в течение 1-2 уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то презентация проводится в следующих вариантах: · Защита проекта представителями от каждой группы на том же уроке (или на 2-ом сдвоенном); · Выступление докладчиков на обобщающем уроке – конференции или уроке «погружения в проблему» (при межпредметном проекте). · Поочередное выступление докладчиков на уроках по базовым или профильным предметам за счет времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного. Формы защиты длительных проектов, выполненных самостоятельно в рамках элективных курсов или во внеурочное время в составе творческих групп, более разнообразны (см. 2.5.).
4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями. После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану: · сопоставление первоначальных целей и результатов; · подведение итогов; Ориентировочный план дискуссии: · Представители от каждой группы, выполнявшие роль «эксперта в своей группе» высказывают собственную оценку; · «Оппоненты», которых выдвигают другие группы делают свою оценку, оценивая положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями. Выдвигают свои предложения по доработке, совершенствованию, внедрению в практику. · «Жюри» в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах, также по заранее оговоренным критериям, вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп, и, в случае необходимости на этом основании выставить дифференцированные отметки. «Председатель жюри» (на уроке эту роль выполняет учитель) подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта.
4.3. Рефлексия. Педагог предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе. · процесса работы над проектом оптимальности и продуктивности работы, затруднений и способы преодоления; · качество сотрудничества членов группы: взаимопомощи, и вклада ответственности каждого за общий успех. · личностных достижений: влияния работы над проектом на мотивацию учения, волевые качества, навыки самообразования, коммуникативные способности, кругозор, уверенность в себе и удовлетворенность работой и собственными достижениями. Педагог, в свою очередь, оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по педагогическому руководству проектной деятельностью детей. Совместно с детьми решают, какие усовершенствования в эту работу внести.

При организации деятельности педагогического коллектива по проектному обучению рекомендуется составление плана-графика:

План-график организации работы над проектами.

Таблица №4

Мероприятия Сроки Ответственные
1. Собеседование с педагогами о методе проектов сентябрь Зам. директора
2. Заседание методического объединения «Исследователь» по теме: «Принципы и особенности метода проектов» ноябрь Председатель МО
3. Заседание методического объединения «Карусель мастеров» по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения» ноябрь Председатель МО
4. Совещание при директоре «Организация проектной деятельности в ДЭБЦ по образовательным ступеням»: а) особенности дошкольного образования; б) особенности на второй ступени; в) особенности программы для среднего звена; г) особенности проектов на старшей ступени развития. Утверждение темы проектов. ноябрь Зам. директора
5. Педагогический совет по теме: «Проектная деятельность как фактор формирования активной самостоятельности и инициативной позиции обучающихся». декабрь Зам. директора
6. Определение и выбор форм, средств, способов выполнения проектов. декабрь Педагоги дополнительного образования
7. Предварительные наработки по проектам. декабрь Педагоги дополнительного образования
8. Работа над темой. декабрь-февраль Педагоги дополнительного образования
9. Обработка материала, систематизация, оформление. март Педагоги дополнительного образования
10. Подготовка к представлению и презентации проектов. март Зам. директора
11. Анкетирование на кануне проектной неделе (обучающихся педагогов). март Зам. директора, методист
12. Неделя защиты проектов. апрель Зам. директора, педагоги дополнительного образования
13. Анкетирование по результатам проектной недели. апрель Зам. директора, методист
14. Анализ результатов проектной деятельности. апрель Зам. директора, методист
15. Круглый стол «Размышление о проектах». май Зам. директора, методист

Результаты проектной деятельности активно обсуждаются участниками проектной деятельности при проведении недели проектов.

План-график презентации проектов обучающихся.

Таблица №5

Объединение, класс Ф.И.участников проекта Тема проекта Вид проекта (компьютерная презентация) Координатор проекта примечание

В ходе недели презентации проектов жюри оценивает проекты по требованиям, приведенным в приложении №2.

Мониторинг результативности деятельности рекомендуется организовать в форме анкетирования обучающихся.

Анкету с вопросом «Я участвую в проектной деятельности потому, что…» предлагается провести в начале проектной деятельности.

Анкету с вопросом «При выполнении проекта самым трудным оказалось…» предлагается провести перед неделей презентации проектов.

Анкету с вопросом «Чему научились в проектной деятельности?» предлагается провести в конце недели презентации проектов.

Анализ анкетирования по вышеперечисленным вопросам послужит основой для организации проектной деятельности на следующий учебный год.

Особое внимание отводится выбору темы проекта. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть раз­личным. В одних случаях тематика может формулироваться специ­алистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться педагогам с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, инте­ресов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов мо­жет предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ори­ентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического воп­роса образовательной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то прак­тическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так дос­тигается вполне естественная интеграция знаний.

Например, очень острая проблема городов — загрязнение окру­жающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной пе­реработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-ле­бедь в сказках народов мира. Эта проблема — для младших школь­ников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов — неисчерпаемое множество, это жи­вое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бор­тжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Проекты, рекомендуемые для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста (1 и 2 ступени обучения).

1.Красная книга микрорайона

Цель проекта — составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка и т. п.), выяснив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красные книги (Международную или РФ).  Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря высадке редких растений на избранной для проекта территории.  

2. Капелька

Это проект бережливых. Суть его — в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды.

Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос: «Где мы теряем воду?». Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На красочную схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисуют плакаты, устанавливают посты, становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Кроме того, придумывают, как сократить объем употребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья, других. Для этого они советуются с опытными хозяйками — своими мамами.

При подведении итогов Капелька — главный герой итогового мероприятия — благодарит ребят за полезные советы детям и взрослым и всю проделанную детьми работу.

3. Разведка прекрасного и удивительного

Это игра в разведчиков. Их маршрут должен проходить в парке, лесу, на фоне красивых пейзажей, удивительных растений, причудливых форм деревьев, необычных обитателей парка. Цель проекта — открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного, нанести эти объекты на карту, а затем... Затем дети составляют свои фантастические рассказы, в которых увиденное в природе одушевляется, начинает разговаривать, двигаться... Выполняются рисунки, аппликации, макеты.

Подведением итогов проекта становится фантастическое путешествие по невыдуманной тропе. Тот же маршрут, что прошли ребята по лесу, проходится вновь, но в классе. Теперь на пути не обычные лесные обитатели, а созданные на их основе фантастические образы. Путешествие сопровождается элементами театрализации, музыкой и песнями, демонстрацией рисунков и поделок.

Характер координации.

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Педагог (ко­ординатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися с сохра­нением консультирующих функций, без навязывания своих решений.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекомму­никационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидер­ских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов.

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернета).

Международные проекты с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. Но в перспективе учи­телям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть го­товыми к их реализации. То есть уровень квалификации учителя не должен служить тормозом к осуществлению такого рода деятельности.

Число участников.

По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Заключение

В данных методических рекомендациях обоснована актуальность применения метода проектного обучения как прогрессивной методики обучения и развития. Дана классификация учебных проектов для разных возрастных категорий обучающихся. Четко выстроенная структура деятельности педагогов и этапы совместной деятельности педагога и обучающегося позволят организовать образовательную деятельность на достаточно высоком уровне. Приведенная технология проектного обучения раскрыла последовательность методики организации проекта в системе учебного занятия.

Анкетирование обучающихся на всех этапах проектной деятельности позволит проанализировать и скорректировать результаты данной деятельности. Вышеперечисленные аспекты методических рекомендаций позволят педагогам дополнительного образования успешно выполнить цель проектного обучения, состоящую в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

· развивают у себя исследовательские умения (умения выявле­ния проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эк­сперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

· развивают системное мышление.

Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

 


 

Список используемой литературы.

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.

2. Л.И. Грехова. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

4. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./Сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с.

5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

6. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко/ -М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

7. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

8. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004.

9.

 

 

Приложение №1.

ПРИМЕРЫ АССОЦИАЦИЙ

Слово ПРОЕКТ. Ассоциации: проблема, поиск информа­ции, исследование, обоснование, идеи, выбор, творчество, путь решения проблемы, анализ, потребность, поиск выхода из ситуации, улучшение чего-либо, самореализация, предпри­имчивость, заявка на исследование, творческий план, личный интерес, экономическая выгода, мотивация, личностный рост, новые зна­ния, вера в себя, поиск денежных средств, надежная команда, успех, сомне­ния, полезность и т.д. - чем больше, тем лучше.

Слово ИССЛЕДОВАНИЕ. Ассоциации: наука, ученый, творец, поиск информации, имеющиеся факты, анализ, новые знания, осмысление пробле­мы, опыт, эксперимент, поиск закономерности, мысли, увлеченность, по­знание, наука, практика, синтез, интуиция, поиск смысла, компетентность суждений, проблемное поле, «эврика!», тяжкий труд, рутинная кропотливая работа, долгие наблюдения, сбор фактов, скука, радость познания, сотвор­чество, научные статьи, гордость собой, результат, разочарование, ост­рота ума, счастье открытия, конференция, научная статья и т.д.

Слово ТВОРЧЕСТВО. Ассоциации: свобода, счастье, талант, впе­чатление, эпоха Возрождения, живопись, скульптура, наука, созидание, бо­жий дар, труд, самовыражение, реализация способностей, радость, потря­сение, очищение, культура, искусство, изобретательство, писатель, оза­рение, музыка, пение, спорт, я и весь мир, мой учитель, проектирование, дизайн, литература, народные традиции, создание картины, создание кол­лекции модной одежды, ландшафтный дизайн, конструирование самолета, создание текста, занятие любимым делом и т.д.

Практика показывает, что ассоциативный ряд, предложенный учащимися, бывает не слишком большим, особенно поначалу. Полезно показать им на при­мере, что чем шире и ярче ряд ассоциаций, тем более это свидетельствует о развитии, образованности, культуре, внутреннем богатстве личности. И самое главное, что всему этому можно научиться. В Приложении 3 (в новых номерах журнала «Завуч») приведен ответ художника и историка моды Александра Ва­сильева на вопрос: что такое, по его мнению, красота? Ответ, как вы увидите в одном из последующих номеров журнала) состоит только из ассоциаций, раз­брос которых представлен в широчайшем диапазоне: от сверчков в усадьбе и скрипа наборного паркета до картин Сандро Боттичелли и музыки Брамса. А между этими полюсами столько всего - ожиданного... неожиданного... не всем известного... Способность оценить красоту многих вещей дало автору не только присущее ему внутреннее чувство прекрасного, но и образование, ибо лишь образованный человек знаком со столь многочисленными явлениями мировой культуры. Интересно, если предъявить этот текст сегодняшним выпускни­кам школы, сколько там содержится не знакомых им понятий?

Когда ребенок уже научился выстраивать ассоциативный ряд, упраж­нение можно видоизменить, вводя его в мир более сложных ассоциативных построений. Например таких, как приведенное ниже.

Как известно, многие из своих фундаментальных открытий Ньютон сделал в очень молодом возрасте (22-24 года), живя в уединении в родовой дере­вушке Вулсторп. Он уехал туда из Кембриджа, спасаясь от эпидемии чумы, которая свирепствовала в то время в Англии, особенно в городах. В Вулсторпе за неполные 2 года И. Ньютон разработал основы анализа беско­нечно малых величин, начал размышлять о всемирном тяготении (именно там, по легенде, упало знаменитое яблоко), начал свои знаменитые оптиче­ские эксперименты. Словом, это был фантастический по продуктивности творческий взлет, повторения которого не было в биографии самого Ньюто­на. Но аналогии этому есть, и некоторые нам отлично известны. Это знаме­нитая Болдинская осень. Тоже вынужденное уединение, вызванное при­мерно теми же причинами - эпидемией холеры, которую, к слову, в тех кра­ях называли чумой. Это первая ассоциативная ссылка. А вот еще одна. В Болдино А.С. Пушкин помимо многого другого написал и «Пир во время чу­мы», а действие этой маленькой трагедии происходит именно во время той страшной чумы, от которой бежал в Вулсторп И. Ньютон. Это проблемная ассоциация, относящаяся к природе творчества. Возможен, к примеру, во­прос: есть ли закономерность в том, что вынужденное уединение, по су­ти - ограничение свободы, провоцирует небывалый творческий взлет? Существуют ли другие примеры? Насколько вообще связаны аскеза (и от­шельничество как ее часть) и продуктивность творчества? И т.д.

 

Приложение №2.

Требования к учебным проектам

1 (Плохо) 2 (Слабо) 3 (Хорошо) 4 (Отлично)
Связь с учебной программой и учебным планом Проект связан с действующей программой работы детского объединения. Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет дополнительного времени. Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени. Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Постановка проблемы Названы причины, по которым приступили к работе над проектом. Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации Самостоятельно сформулировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией; указывается на причины существования проблемы. Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситуации; указывается на возможные последствия существования проблемы; называются субъекты, заинтересованные в решении проблемы.
Содержание проекта Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования обучающихся. Нет деятельности обучающихся, связанной с умением находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчатые и плохо поддержаны вопросами темы образовательной программы. Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования обучающихся не затрагивает основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от обучающихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели расплывчаты. Материал изложен логично, между частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет обучающихся анализировать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели изложены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы образовательной программы. Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для воспитания. Самостоятельные исследования обучающихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами темы образовательной программы.
Целеполагание -демонстрируется понимание цели проекта, выработанной совместно с педагогом; -расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат. -самостоятельно ставятся задачи на основе цели, сформированной с помощью педагога; -характеризуется продукт своей деятельности в рамках проекта;- контролируется соблюдение последовательности действий. Самостоятельно ставится цель проекта на основании проблемы; самостоятельно определяются шаги для решения задач на основе общего подхода, выработанного совместно с педагогом; определяется внешняя потребность в планируемом продукте; оцениваются промежуточные результаты. -предлагается стратегия достижения цели; анализируются необходимые ресурсы; прогнозируются последствия появления продукта; -корректируется план на основании оценивания промежуточных результатов.
Оригинальность Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации. Проект выполнен на основе большой коллекции материалов идей, заимствованных из разных источников информации. Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации. Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалом, использованием широкого спектра первоисточников.
Работа в группе Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом. Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между нами была распределена неравномерно. Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы. Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.
Организация применения проекта в центре Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедрятся в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены. Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательности мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо незавершенны, либо недостаточно детализированы. Описание учебного проекта отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.

 

по организации и внедрению во все ступени обучения технологии метода проектов

 

 

Составители: В.В.Степанова, заместитель директора по УВР МОУ ДОД «ДЭБЦ», Н.А. Менякина, методист МОУ ДОД «ДЭБЦ»
Рецензенты:  Брагина Т.К., заместитель директора по УВР МОУ ДОД «СЮН» Семенко Ю.Н. , заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДОД «ДЭБЦ»

 

 

Старый Оскол

2010г.

Содержание.

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3-5

2. Организация и внедрение технологии проектного обучения в образовательную деятельность………………………………………….…………6-21

3. Заключение……………………………………………………………………..22

4. Список используемой литературы ……………………………………….…..24

5. Приложение №1. Методы творчества, применяемые при проектировании.25

6. Приложение №2. Требования к учебным проектам………………………....30

 

Пояснительная записка.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 300.